Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неосознаваемые побудители сознательных действий.




Бессознательное – это сознание без понимания их причин (п-р, зонтик, гость не у себя дома);

- это след задействованного неотреагированного аффекта;

- это вытесненное из сознания влечения, желания, стремления, побуждения, мотивы (Эдипов комплекс);

- это след неверного решения важной жизненной проблемы, которая позволяет временно снять тревогу, аффект, но задерживает, сохраняет его причину (я и сестренка).

«Надсознательные» процессы.

- это процессы образования некоторого интегрального (суммарного) продукта большой предыдущей сознательной деятельности.

Творческий акт: инсайт (озарение), интуицияю

 

Отличие: надсознательных процессов от сознательных

1. Незнание итога

2. Незнание момента

 

?9. Явления установки. Экспериментальные исследования разных форм установочного поведения.

Теорию установки создал Д.Н. Узнадзе.

Установка – предрасположенность, готовность организма (субъекта) реагировать определенным образом на стимул.

Навык относится к периоду осуществления действия, а установка – к периоду, который ему предшествует. Выделяют несколько видов установок:

· моторные (ребенок годовалого возраста может подстраивать кисть руки под ее форму: если маленькая крошка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это округлый предмет, он округляет и разводит пальцы),

· перцептивные (если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в этом самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка «у страха глаза велики» - суть этого),

· Умственные (когда дается математический пример, то создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям).

Но иногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (пример необоснованного страха). Пример, про то как у одного человека пропал топор. Он думал, что украл сын соседа…Ходит как укравший топор, глядит, говорит… Но вскоре он нашел топор. На другой день посмотрел на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож на вора. Это «ошибки установки»

Но наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д.Н. Узнадзе.

Пример, испытуемому давали два шара разного объема. Большой шар давался в левую руку, а маленький в правую и так 15 раз. Испытуемый правильно оценивал пробы шаров. Но в 16 раз давалось два одинаковых шара. Испытуемый в контрольной пробе оценивал шары ошибочно: он воспринимал их снова как разные по объему. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан большой шар, определяла, или направляла, перцептивный процесс: испытуемые как правило, говорили, что в левой руке шар меньше – это ошибка называется контрастными иллюзиями установки. Правда, иногда ответы были такие же, как и в установочных пробах, т.е. что в левой руке шар больше – ошибки этого типа называют ассимилятивными иллюзиями установки. Установка в данном случае была неосознаваемой.

 

 

?10. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации. Основные понятия классического психоанализа.

Бессознательное – это сознание без понимания их причин (п-р, зонтик, гость не у себя дома);

- это след задействованного неотреагированного аффекта;

- это вытесненное из сознания влечения, желания, стремления, побуждения, мотивы (Эдипов комплекс);

- это след неверного решения важной жизненной проблемы, которая позволяет временно снять тревогу, аффект, но задерживает, сохраняет его причину (я и сестренка).

Проблема бессознательного в психологии связано с З. Фрейдом. Он прожил 83 года (1856-1939), и почти 80 лет из них в Вене. После окончания медицинского факультета Венского университета З. Фрейд некоторое время пробыл в Париже, в клинике известного в то время психиатра Шарко, а затем вернулся в Вену, где стал работать в качестве практикующего врача.

Интерес к неосознаваемым проблемам возник у Фрейда после демонстрации так называемого постгипнотического внушения, на которой он присутствовал и которе произвело на него потрясающее впечатление.

1.Одной даме внушили в гипнозе, что она после пробуждения должна взять чей-то зонтик стоящий в углу комнаты. Когда она проснулась – она его взяла. На вопрос, зачем она это сделала, дама ответила, что хотела проверить его на исправность. Когда ей сказали, что это зонт чужой – она смутилась и положила его.

2.Фрейд проводил аналогичное эксперимент с женщиной, которая должна была прийти к нему в назначенное время.

 

После этих опытов Фрейд пришел к выводам:

1. неосознанность причин сознательных действий

2. абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает

3. стремление подыскать объяснение, или мотивировку, своему действию

4. возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия, по крайней мере так было в случае с зонтиком.

На основании анализа подобных и многих других фактов З. Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют 3 сферы, или области:

· Сознание

· Предсознание

· Бессознательное

Первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действеннось. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов – вытеснения и сопротивления.

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ним представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

 

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:

· Сновидения

· Ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т.п.)

· Невротические симптомы(неврозы)

 

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главный из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений.

С той же целью используется ассоциативный эксперимент. В ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Пример, того как разоблачали преступника наводящими словами….

 

?11. Работа с невротической симптоматикой в классическом психоанализе.

Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд. Вот один пример из врачебной практики. Молодая девушка заболела тяжелым неврозом после того, как, подойдя к постели умершей сестры, на мгновение подумала о своем шурине (муже сестры): «Теперь он свободен и сможет на мне жениться». Эта мысль была тут же ею вытеснена как совершенно неподобающая в данных обстоятельствах, и, заболев, девушка совершенно забыла всю сцену у постели сестры. Однако во время лечения она с большим трудом вспомнила ее, после чего наступило выздоровление.

Согласно представлениям Фрейда, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен – и тогда невроз лишится своей причины.

Психоз – это когда человек отождествляет себя с другим.

Невроз – это когда человек заявляет, что я другой, невротической стремление быть как другие. Это невротическое стремление следовать нереальному образцу. Например, я как Наполеон, я им должен быть во что бы то ни стало.

Истерия – попытка любой ценой обратить на себя внимание. Для этого надо демонстрировать то, чего у тебя нет.

По Фрейду все неврозы происходят из раннего детства.

Неадекватное реагирование на внешний стимул – невротический симптом. Пример. Женщина отказывалась пить из посуды. Фрейд под гипнозом установил, что женщина в детстве потеряла мать, ее воспитывал отец. У него была компания, но женщина ее не любила. Однажды она увидела, что эта компания поила ее отца из чашки. Результат: с тех пор появился аффект к питью. В основе аффекта лежит аффективный комплекс. У нее образовался аффективный комплекс.

Аффективный комплекс – сцепление разнородных деталей, сцепление под механизмом обусловливания, конкретной, забытой, вытесненной ситуацией, связанной с аффектом. Если бы аффект защитился бы, то получится идеосинхротизм – непереносимость раздражителей нейтральных или приятных для большинства людей. Этот симптом весьма распространенный.

Аффективный комплекс состоит из двух частей: видимой и скрытой части. Видимая часть – невротический симптом (боязнь темноты) – осознаваемая. Скрытая – аффект (скрытые кратковременные переживания) – неосознаваемая.

Аффект – сильно заряженный очаг возбуждения в коре больших полушарий, которые производят разрушительную работу в психике.

Итак, психоанализ – это путь от видимой части аффективного комплекса к его аффекту (причине). Этот путь Ф.проходил вместе с пациентами, которые погружались в гипноз, но потом от него отказался считая, что излечение в гипнозе менее эффективно.

?12. Категория деятельности в психологии. Основоположники, исторический фон, предпосылки теории деятельности.

Теория деятельности была создана в 30-х гг. в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она обязана работам советских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и др.

А.Н. Леонтьев главный основоположник теории деятельности. Он создал теорию деятельности. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». Главная заслуга состоит в том, что он сделал предметом в изучении психологии – деятельность.

Предшественниками теории деятельности являются: К. Маркс, З. Фрейд, Э. Дюкгейм. Леонтьев опирался на экспериментальные исследования в частности на работы Субботинского.

Предпосылки:

К. Маркс – «Не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность определяет его сознание».

Э. Дюкгейм – «Чтобы понять психологический факт, надо рассмотреть его деятельность».

З.Фрейд – «Не слушай невротика, анализируй его симптомы».

Объективным следует считать, такое психическое явление, которое включается в жизнь (деятельность, практику, бытие) и необходимое для ее осуществления.

Примеры. 1. Дюкгейм на примере тотемизма – наблюдаемое отождествление себя с каким-либо животным. Общество – это взаимодействие индивидов. Ответ на вопрос: почему представители первобытных племен отождествляли себя с разными животными. Дюкгейм нашел роль этого явления в жизни племен и пришел к выводу: тотемизм – выполняет функцию отождествления с понятиями «Мы» и противоположным «Они».

2. Опыты Субботинского с псевдоскопом – прибор, переворачивающий все к верх дном.

1) 2) 3)

 

Леонтьев пришел к следующим выводам:

1. Психологический факт может быть лучше понят, а иногда единственно правильно понят только в деятельности

2. Т.о. не сознание, не поведение и не бессознательное должны быть предметом психологии, а деятельность.

3. Психология – это наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и в поведении животного.

4. Хочешь изучать сознание, психику, бессознательное – изучай деятельность.

?13. Единство сознания и деятельности. Строение деятельности, механизмы регуляции действий и операций.

Предметом психологии должно быть не отдельно сознание, поведение. А сознание + деятельность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение:

1. уровень особенных видов деятельностей

2. уровень действий

3. уровень операций

4. психофизиологических функций

Действие – это процесс, направленный на реализацию цели.

Цель – образ желаемого результата. Цель всегда сознательна. Это необходимый атрибут всякого действия и всякой деятельности.

 

Действия обладают рядом свойств:

1. Любое действие включает акт сознания

2. Одновременно действие это и акт поведения. Любое действие побуждается изнутри.

3. Анализ действия выводит нас на предметный, социальный план.

 

Из этих свойств вытекают следующие принципы деятельности:

1. Принцип единства сознания и деятельности

2. Принцип активности человеческой деятельности

3. Принцип предметности и социальной обусловленности человеческой деятельности.

Итак, вернемся к связке цель – действие (Ц – Д). Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.

Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в сою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т.д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность более низкого порядка с переходами на разные «этажи».

Пример, как позвонить в другой город.

 

Все сказанное до сих пор относилось к тому, что человек делает. Теперь перейдем к обсуждению того, как, каким образом совершается действие. Соответственно мы обращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень.

Операция – это способ выполнения действия.

Примеры: 1) перемножить 2 двузначных числа мы можем в уме и письменно, решая пример «в столбик». Это будет два разный способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции.

2) Говорят, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, будто бы, - ушко надвигают на иголку. Это то же разные операции – двигательные.

От чего зависит характер используемых операций? Обобщенный ответ таков: от условий, в которых совершается действие (наличие бумаги, карандаша).

Цель данная в определенных условиях называется задачей.

Психологическая характеристика операций.

Главное их свойство – операции мало осознаются или совсем не осознаются.

1. Операции бывают двух родов: 1) возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; 2) возникают из действий путем их автоматизации.

2. Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций.

 

Граница подвижна. Движение границы вверх означает превращение некоторых действий в операции – укрупнение единиц деятельности.

Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия – дробление деятельности на более мелкие единицы.

Психофизические функции деятельности – это низший уровень любой деятельности.

Прежде чем выполнять какую-либо деятельность надо обладать способностями:

1. Воспринимать окружающее, правильно отражать его в сознании – сенсорная функция.

2. Необходимо также обладать способностью к запоминанию – мнемическая функция

3. Необходимо обладать двигательной способностью – моторная функция

 

?14. Классификация психических явлений: процессы, состояния и свойства личности.

Существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Все психические явления могут быть разделены на 4 группы:

1. Психические процессы

2. Психические состояния

3. Психические свойства

4. Психические образования

Психический процесс – понятие подвижности (текучесть, динамичность). Главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеют начало, течение и конец, т.е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относятся параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. Психические процессы могут быть разделены на 3 группы:

· Познавательные (ощущения, восприятии, память…)

· Эмоциональные (возбуждение, радость, злость…)

· Волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов)

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы имеют свою динамику. В сою очередь психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать деятельности или тормозить ее. К психическим состояниям относятся такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Психические свойства – характеризуются устойчивостью и большим постоянством. Психические свойства личности – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие качественный уровень деятельности и поведения человека.

Виды:

· Интеллектуальные свойства (любознательность, проницательность)

· Эмоциональные свойства (оптимист, пессимист)

· Волевые свойства

 

Сочетание психических процессов, состояний и свойств, принято называть образования личности (темперамент, способности).

 

 

?15. Современное представление о предмете психологии. Отрасли психологии.

Чтобы определить предмет, нужно ответить по крайней мере на два вопроса:

1) Что изучает данная наука

2) Чем отличается от других наук

 

Предмет и метод всегда шли вместе.

В истории психологии наблюдался эгоцентризм в определении предмета.

Сознание и только сознание. Поведение и только поведение. И теперь предмет психологии представляет полимотивированное образование.

 

Современные психологи признают факты:

- из психологии сознания,

- из психологии поведения

- из психоанализа

- из гуманистической психологии.

 

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в сою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Отрасли психологии:

Новые отрасли зарождаются там, где человечество начинает делать систематические ошибки. Пример, появилась инженерная психология в 1949г. после войны, было очень много черепно-мозговых травм, нейропсихология возникла после войны в связи с нарушением психических функций на результат мозговых травм.

 

Классификация отраслей психологии:

1.содержание деятельности

2.особенности субъекта, которые эту деятельность выполняют(психология зрелости, геронто-, этническая, психология групп, пато-, клиническая)

3.классификация по конкретной научной или житейской проблеме (психофизеология)

 

?16. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Понятие отражения. Проблема критерия психического.

Филогенез – вся история развития психики от момента ее возникновения до зарождения.

Психика – субъективное образование объективного мира

Проблема развития психики

Гипотезы о возникновении психики в истории науки.

1. Теория «панпсихизма» - душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни)

2. Теория «биопсихизма» - приписывали психику всему живому, включая растения

3. Теория «антропопсихизма» - психика существует только у человека

4. Теория «нейропсихизма» - относила психику только к существам, обладающим нервной системой

Более современные теории.

1. Психика связана со способностью к поисковому поведению

2. Со способностью к научению

3. Со способностью к «проигрыванию» действия во внутреннем плане

Гипотеза Леонтьева о возникновении чувствительности:

В книге «О происхождении психики» он вводит два понятия: биотические (вода) и абиотические (звук) раздражители.

К первым относятся вещества, которые принимают участие в обмене веществ и необходимы для жизни.

Ко вторым – вещества которые сами по себе не полезны и не вредны для организма, но сигналят о биологических веществах и энергии. Ими животные не питаются, они не разрушают его организм.

Почему же оказывается полезным их отражать, или на них реагировать? Потому что они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами.

Пример: звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их – значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Все живое существует в двух средах:

· Гомогенная среда (однородная)

· Гетерогенная (разнородная)

Для животного существующего в гомогенной среде достаточно раздражимости.

Раздражимость – способность животного отвечать на воздействие жизненно-важных свойств среды, т.е. на биотические раздражители.

По Леонтьеву все это допсихическая жизнь.

По Леонтьеву психика возникает с появлением чувствительности.

Чувствительность (способность ощущать) – это способность объекта отражать биологически нейтральные (абиотические свойства среды), которые объективно связаны с биологически важными (биотическими свойствами) и как бы указывают на них.

 

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет 2 аспекта:

1. Объективный – «отражать» - значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент.

2. Субъективный – выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.

«С появлением чувствительности можно говорить о появлении психики у животных» – Леонтьев.

Чувствительность Леонтьев связывал с появлением психики.

 

 

?17. Основные стадии и уровни развития психики животных.

1. Палеонтология (раскопки)

2. Сведения из сравнительной зоопсихологии.

В сравнительной зоопсихологии рассматривали следующие организмы:

-одноклеточные; многоклеточные; земноводные; позвоночные.

Прежде чем перейти к характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях:

1. Каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром.

2. Имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития, не обязательно обладает и более развитой психикой.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики 3 стадии:

1. стадия элементарной сенсорной психики

Сенсорная (чувствительная) – одноклеточные, с сетевидной НС.

Формы отражения – ощущение

Формы поведения – простейшие движения

2.стадия перцептивной психики

Форма отражения – восприятие

Форма поведения – условные рефлексы, навыки…

Представители – все животные от лягушки до кролика.

3. стадия интеллекта

Затем К.Э. Фабри вводит разделение каждой стадии по крайней мере на

2 уровня: высшей и низшей, допуская возможность существования также и промежуточных уровней.

Развитие психики.

Стадии типы среды содер.отраж. Формы отражения Формы поведения
Сенсорная ПС СП О БР И
Перцептивная СПО ОП В УР Н ИИП
Интеллектуальная СОМП С И ИПЖ ИО

1.Сенсорная стадия

ПС - предметная среда; СП – свойства предмета (горячий, холодный); О – ощущение;

БР – безусловный рефлекс; И – инстинкты

2.Перцептивная стадия

СПО – среда предметных образов; П – образ предмета; В – воспиятие;

УР –условный рефлекс; Н – научение; ИИП – индивидуально изменчивое поведение.

3.СОМП – среда отношения между предметом; С – сознание; И – интеллект; ИПЖ – интеллектуальное поведение животного.

?18. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.

а) эволюция взглядов на инстинкт в истории науки.

На ранних этапах под инстинктом – понимали унаследованные механизмы и детерминанты поведения.

Характеристики инстинктивного поведения:

1. Стереотипичность (одинаковость) у всех организмов данного типа

2. Видотипичность – для каждого из видов свойственны свои реакции. Например, кошка и собака

3. Адаптивность

4. Независимость от опыта

5. Независимость от понимания целесообразности

По мере изучения инстинктивного поведения взгляды на инстинкт менялись и произошел отказ от понимания его как стереотипного поведения. Физиолог Орбени ввел понятие «дозревание инстинкта» - отсутствие строгого единообразия в инстинктивном поведении одного и того же вида.

б) современное понимание: инстинкт – элементарная эволюционная форма мотивации, которая проявляется на всех ступенях биологической эволюции и чем выше тем разновиднее.

Единицы инстинктивного поведения.

Единицами инстинктивного поведения является инстинктивное действие.

1. Инстинкт – это мотивация не деятельности, а отдельного действия.

2. Животное «умно» в пределах одного действия, но не деятельности в целом.

3. Животное не в состоянии начать снова уже сделанное оно отклоняться от действия, которое выполнило в данный момент.

Пример про пчел.

Понятие ключевого раздражителя.

Ключевой раздражитель – это отдельные признаки предмета, сами предметы или их сочетание, т.е. совокупность признаков. Это характеристика внешняя.

Инстинктивную реакцию запускает не сам ключевой раздражитель, а мотивационная установка – готовность реагировать определенным образом на ключевой раздражитель.

Ключевой раздражитель – внешний;Мотивационная установка – внутренняя. Инстинктивное действие – наследственно обусловленная способность реагирования на ключевой раздражитель.

Инстинкт состоит из 3 частей:

Ключевой раздражитель

Мотивационная установка

Инстинктивная реакция

?19. Общее представление о научении. Навык и инстинкт. Исследования интеллектуального поведения животных.

Научение – устойчивое поведение, достигаемое в результате собственной активности.

Научение – это постепенный длительный процесс, это адаптация, привыкание.

Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противопоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия, жестко запрограммированы, и животное способно к их реализации без всякой индивидуальной «доводки».

 

Согласно современным данным это далеко не так. Показано, что многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного. Такая форма получила название облигатного (т.е. обязательного) научения.

Пример. 1) Как мы знаем клевательные движения цыплят появляются сразу после вылупления. И потом они повышаются.

Э.Гесс одевал на глаза цыплят призмы, через которые они видели зерно смещенным сторону на 7º. Цыплята клевали там, где видели зерно, т.е. пустое место. Разброс ударов – велик. Спустя несколько дней цыплята продолжали клевать, но разброс заметно сузился.

2) зяблик, снегирь и ряд других птиц не в состоянии воспроизвести песню своего вида, если они выросли в изоляции или в обществе других птиц.

 

Итак, многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и можно сказать, что такая достройка тоже запрограммирована.

 

Гораздо большую пластичность поведения обеспечивает факультативное научение – процесс освоения новых, сугубо индивидуальных, форм поведения.

Пример - любые полезные привычки домашних животных или цирковая дрессировка животных.

Поведенческая традиция – передача нового, «изобретенного» каким-нибудь животным способа поведения другим особям популяции, а затем и последующим поколениям.

 

Например, на одном из японских островов молодая обезьяна нашла способ «посолить» пищу – сладкий картофель, обмакнув ее в морскую воду. Это действие распространилось среди всех обезьян, причем первым переняли молодые обезьяны и последними – старые и вожак.

?20. Сравнительный анализ психики животных и человека. Проблема возникновения сознания.

Особенности психики животных.

1.Поведение животных побуждается внутри биологических мотивов: добыть пищу, сохранить себя, продолжить род.

2.Животное не готовит орудий впрок

3.Животное действует только в пределах наглядной ситуации. Они не могут в своих действиях руководствоваться отвлеченным принципом

4.животное не передает опыт от поколения к поколению

Отличие психики человека от животного.

1. У человека на 9/10 его поведения определяется не биологическими мотивами, а определяется мотивами духовными.

2. Человек не связан с ситуацией, он в своем поведении руководствуется предвиденьем (человек порой делает то чего не хочет, и не делает того чего не хочет).

3. Человек руководствуется общественным опытом, которые фиксирует в книгах, языке, культуре.

4. Человек использует членораздельную речь и занимается трудовой деятельностью.

Трудовая деятельность и речь способствуют тому, что у человека сформировалась высшая форма отражения – сознание.

Роль труда и речи возникновению сознания.

Что сделал с человеком труд?

1. Он поставил его на ноги

2. Рука из орудия хватания превратилась инструмент познания

3. Труд усовершенствовал его органы чувств

4. Труд сформировал инстинктивно человеческий мозг

5. Потребность трудового общения привела к формированию языка.

Человеческая речь выполняет ряд функций:

- обозначающая

- замещающая

- речь, язык переработал опыт, они учат человека мыслить, развивая т.о. его психику. Речь, язык стали дополнительными.

Трудовая деятельность и общении в ней людей привели к формированию в ней языка.

Пример, Лурия: ЧЕРН ИЛ ЬНИ ЦА

1) Черн – краска

2) Ил – для чего-то применяется

3) Ца - хранилища

?21. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания. Структура сознания. Статистическая и динамическая модели сознания.

Можно выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешнее обусловленное поведение), сознание человека.

Объективный мир состоит из 2-х частей:

1-я часть – это мир вокруг меня

2-я часть – это я как часть этого мира.

Сознание – это высшая форма психики.

Сознание – это есть представление субъекта о мире и о своем месте в нем, связанное со способностью давать отчет о своем внутреннем опыте для разумной регуляции совместной деятельности людей.

Содержание сознания – образы окружающего мира, воспоминания, ощущения себя, чувства (переживания). Т.о. сознание - это точная психологическая реальность.

 

Положения установленные в лаборатории Вундта о свойствах сознания.

Многообразие проявления

Неоднородность сознания

Поле сознания неоднородно, в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая; это – «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены; - это «периферия сознания».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...