Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень научной разработанности проблемы.




Современными общественными науками феномен игровой зависимости рассматривается в качестве актуальной самостоятельной и психологической проблемы или в контексте необходимости принятия общественно-государственных мер для ее разрешения. Так, изучению данной проблематики в психологии занимались такие авторы как Андреев А.С., Бухановский А.О., Дони Е.В., Ильин В.С. Егоров А.Ю.[1] Среди социологов можно выделить Шепель Ю, Волкову В. Э., Короленко Ц. П., Донских Т. А., Гуськова И.А.

В социальной психологии особое внимание заслуживает концепция игрового элемента культуры Й. Хейзинга. Опубликованная в 1938 г. в книге «Homo Ludens», она соединила в себе культурокритические и историографические воззрения ученого. Й. Хейзинга рассматривает: игру в нескольких аспектах: как вид деятельности, как форму происхождения культуры, как обязательный элемент всякой культурной активности, как движущую силу развития культуры.

В социологи же существует много подходов к данному феномену. Теоретический подход, связанный с анализом социальной зависимости, как органической солидарности, обозначен в работах Э. Дюркгейма. Субъективный, целерациональный аспект социальной зависимости обозначен М. Вебером, для которого социальная зависимость основывается на различии компетентности, закрепленной за индивидами.

По Р. Мертону игровая зависимость относится к одному из видов отклоняющегося поведения личности (типу девиантного поведения). Однако само девиантное поведение американский социолог изучал в более широком смысле: любая девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения.

В работах Р. Парка, Т. Веблена социальная зависимость представлена как следствие социального дуализма, имущественных прав «праздного класса» и минимального социального влияния «промышленного сословия». В интерактивной модели Дж. Мида социальная зависимость является «особым стандартизированным порядком», включающим контроль над поведением членов социальной общности путем «предписанного» социального принуждения.

Российская социологическая мысль характеризуется определенными наработками в анализе социальной зависимости прежде всего благодаря исследованиям Е.С. Балабановой, Т.П. Заславской, М.А. Шабановой[2]. Важно отметить отечественные исследования игровой зависимости, подтверждающие факт распространения игровых элементов в российском обществе. В частности, это исследования С.А. Кравченко, который предложил рассмотреть концепцию играизации как новую социологическую парадигму рациональности.

Н.А. Хренов[3] рассмотрел описала, структурировала основные аспекты игры как социологической категории, определила ее статус в структуре современной социальной практики, выявила функции игры в социальном конструировании. М.С. Иванов[4] раскрыл операциональные характеристики компьютерной игровой деятельности; разработал классификацию компьютерных игр по критерию значимости их влияния на самореализацию личности. Ю.В. Шепель[5] раскрыл социокультурные обстоятельства, формирующие азартно-игровую зависимость, определил пути социальной реабилитации игрозависимой личности на примере населения Эстонии.

Феномен игровой зависимости как тип культурной девиации также можно рассматривать и в качестве актуальной самостоятельной социальной и психологической проблемы или в контексте необходимости принятия общественно-государственных мер для ее разрешения. В таком контексте данное понятие изучалось такими учёными, как Гилинский Я.И, Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф., Кудрявцев В.Н., Феофанов В.А., Шилова В.Н.[6]

Торетико-методологической базой квалификационной работы выступают: сравнительный анализ, классические социологические теории формирования личности и общества, труды современных российских и зарубежных ученых, посвященные социальным, культурным, духовным и психологическим аспектам игры.

Эмпирической базой выступают: Авторское исследование на тему «Игровая зависимость в молодёжной среде (на примере г. Саратова)», проведенное в июле – августе 2011 года методом анкетирования среди 200 респондентов-школьников и студентов города Саратова. Цельюданного социологического исследования являлось изучение уровня игровой зависимости среди молодежи г. Саратова.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

 

К основным формам аддитивного поведения обычно относят зависимость от азартных игр, компьютерную зависимость и алкогольную зависимость. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов. Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными, демагогичными религиозными или политическими лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются и цель.

Как вид девиантного поведения лудомания в настоящее время рассматривается как серьезная социальная и психологическая проблема наряду с такими проблемами как наркомания, алкоголизм, токсикомания и требует соответствующего вмешательства и разрешения.

Таким образом, игромания, лудомания (от латинского ludus – игра), игровая зависимость или патологический гэмблинг – психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к различным играм. К основным видам лудомании можно участие в азартных играх, времяпрепровождение за компьютерными играми, интернет-зависимость.

В зависимости от угла рассмотрения интернет-зависимость можно изучать как в качестве психологического феномена, так и в качестве аддикции, или формы девиантного поведения. В первом случае игровая зависимость изучается психологами с позиции влияния на личность и её развитие, где учитываются психологические особенности протекания такой зависимости.

Во втором случае феномен изучается социологами с позиции негативного влияния феномена лудомании на социально-общественные, социально-культурные процессы в обществе, на социальный портрет личности, на социальную структуру общества. Социологическая интерпретация лудомании носит более масштабный характер, и включает в себя понимание игровой зависимости как особой социальной проблемы, приносящей игрозависимым гражданам и обществу в целом максимальные психологические и социокультурные разрушения[7].

Современные исследования лудомании направлены на предотвращение такого вида отклонения, на изучение причин и факторов, влияющих на развитие такой аддикции. Объектом исследований социологов чаще всего тмкже выступает молодёжь как наименее устойчивая социальная общность, подверженная развитию такого вида девиации. Предмет таких исследований, как правило, старается ответить на такие вопросы, как «Почему люди азартнозависимы?», «Как предотвратить игровую зависимость у подростка?» и «Как проводить социальную работу с людьми, вышедшими из нормальной жизни и являющимися игорнозависимыми?».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...