Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора

Раздел 1. Общие основы психологии труда

Тема 1. Введение. Основная проблематика психологии труда

· 1.1. Проблема предмета и метода психологии труда. Проблема метода психологии труда. Основные цели и задачи психологии труда. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном самоопределении.

· 1.2. Основные разделы психологии труда. Понятие "эргономика". Место психологии труда среди других наук о труде. Понятие "эргономика". Основные разделы психологии труда.

· Термины

o Смысл труда

o Чувство собственного достоинства

o Предмет психологии труда

o Субъект труда

o Эргономика

· Вопросы для самопроверки

1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии?

2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда.

3. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?

4. Назовите основные разделы психологии труда.

5. Что такое "эргономика"?

· Темы рефератов

o Проблема предмета и метода психологии труда.

o Эргономика и ее задачи.

o Этический "парадокс" предмета и метода психологии труда.

· Основная литература к теме 1: (номера из перечня рекомендованной литературы): 2, 3, 17, 6.

· Дополнительная литература: 1, 2, 10, 12, 21, 6.

Тема 2. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде

· 2.1. Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние. Варианты отражения психологического знания о труде в неписьменных функциональных средствах фиксации опыта. Психологические регуляторы труда в памятниках материально-производственной культуры и письменности.

· 2.2. История зарубежной психологии и социологии труда. Возникновение социологии управления (Ф.У. Тейлор). Основные этапы развития социологии управления за рубежом.

· 2.3. Психотехника и ее кризис. Возникновение психотехники и ее основные задачи (В. Штерн, Г. Мюнстенберг). Основные причины кризиса психотехники.

· 2.4. История отечественной психологии труда. Психологические знания о труде в конце ХIХ - начале ХХ в. История психологии труда в 20-30 гг. Психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время.

· 2.5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения. Психологические причины возникновения профориентации. Развитие профориентации в России, СССР и РФ. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.

· 2.6. Общие тенденции в развитии представлений о труде. Общая логика развития трудовой этики. Историческая ретроспектива развития "трудовой этики". Критерии развития представлений о труде, о справедливости.

· Термины

o Психотехника

o Тектология

o Профориентация

o Профессиональное самоопределение

· Вопросы для самопроверки

1. Что нового предложил Ф.У. Тейлор в плане изучения труда?

2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных представлений о труде?

3. В чем сущность психотехнического подхода?

4. Какова основная причина кризиса психотехники?

5. Как повлияли особенности социально-экономического развития России начала ХХ века на развитие психологии труда?

6. Чем известны Бехтерев, Сечин, Павлов, Мясищев, Анохин?

· Темы рефератов

o Основные этапы развития психологии труда в России.

o Психотехника и ее кризис.

o Общие тенденции в развитии психологических представлений о труде.

o Основные этапы развития профориентации в России, СССР и РФ.

o Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние.

· Литература к теме 2: 7, 8, 17.

Тема 3. Труд как социально-психологическая реальность

· 3.1. Житейские и философские представления о труде. Мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, науки и политики. Взгляды на природу труда К. Маркса. Философские представления о труде.

· 3.2. Психологическое понимание труда и профессии. Труд как общекультурное явление. Представление о коллективном труде (по А.Н. Леонтьеву). Психологические регуляторы и признаки труда (по Е.А. Климову). Основные "эргатические функции" и "золотое правило" психологии труда (по Е.А. Климову). Психологическое понимание профессии, специальности, должности и трудового поста.

· 3.3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Основные составляющие понятия "значимость труда". Внешние и внутренние мотивационные факторы труда. Основные показатели удовлетворенности трудом (К. Замфир). Безработица и проблема удовлетворенности жизнью (по М. Аргайлу).

· Термины

o Философское определение труда

o Психологические признаки труда

o Эргатическая система

o Эргатическая функция

o Профессия

o Специальность

o Квалификация

o Должность

o Трудовой пост

o Субъективная значимость труда

· Вопросы для самопроверки

1. Чем принципиально отличаются философское и психологическое представления о труде?

2. Учитель химии в средней школе - это профессия, специальность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?

3. Что определяет субъективную значимость труда?

4. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?

· Темы рефератов

· Психологические признаки и регуляторы труда.

· Коллективный труд как условие формирования самосознания.

· Психологические признаки профессии.

· Понятие "эргатическая функция".

· Основные составляющие субъективной значимости труда.

· Основная литература к теме 3: 6, 11, 17.

· Дополнительная литература: 9, 10, 12.

Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора

· 4.1. Понятия: "модель специалиста", "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "формула профессий", схема анализа профессий, "аналитическая профессиограмма". Понятие "модель специалиста" (по А.К. Марковой). Понятия "професиограмма" и "психограмма". Типы профессиограмм (по Е.М. Ивановой). "Формула профессий" (по Е.А. Климову).

· 4.2. Методы и различные схемы профессиографирования. Методы и общая схема профессиографирования. Общая схема организации профотбора.

· 4.3. "Аналитическая профессиограмма" и общая схема профотбора. Аналитическое профессиографирование: два основных этапа. Конкурсный набор персонала на работу. Профессиональная адаптация.

· 4.4. Уровни анализа трудовой деятельности. Уровни системного анализа трудовой деятельности (Е.М. Иванова). Трудовая деятельность как система, уровни анализа трудовой деятельности (В.Д. Шадриков).

· 4.5. "Формула профессий". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.

· 4.6. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России. Новые проблемы, характерные для затянувшегося переходного периода и связанные, прежде всего, с общей социально-экономической нестабильностью в нынешней России

· 4.7. Самая главная (наиважнейшая) проблема профессиографии и психологии труда. Возможные пути решения проблемы справедливой оценки общественной значимости (вклада) по конкретным профессиям.

· Термины

o Профессиограмма

o Психограмма

o "Модуль профессии"

o Аналитическая профессиограмма

o Профотбор

o Профподбор

o Схема анализа профессии

o Справедливость в оценке труда

o Модель специалиста

· Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"?

2. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограммы?

3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым "формула профессий" является разновидностью профессиограмм?

4. Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности?

5. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы "за" и "против" использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.

· Темы рефератов

o Профессиограмма и психограмма.

o Основные методы изучения профессий и человека в труде.

o Трудовая деятельность как система.

o Трудности изучения профессии в условиях современной России.

· Литература к теме 4: 9, 12, 17.

· Дополнительная литература: 1, 2, 3, 10, 21.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...