Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава1. Теоретическая часть.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«ЯЗЫК ТАНЦА»

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

 

Психолого-педагогический проект для младших школьников

«Язык танца»

 

 

Выполнила:

Студентка 401 гр

Института психологии

Лаврова Екатерина

Содержание:

Пояснительная записка.

Глава 1. Теоретическая часть.

Глава 2. Практическая часть.

Список литературы.

 

Пояснительная записка

Человек, вероятно, с самого его зарождения как вида на Земле стал делать попытки наладить коммуникацию с другими людьми. Жестами, мимикой, звуками, а, впоследствии, и речью он привлекал к себе внимание, пытался объяснить, показать, рассказать. Но, кроме всего этого, человеку нужно было выразить свои эмоции, чувства, настроение. Для этого вышеперечисленных средств коммуникации недостаточно, а как мы знаем, человек не стоит на месте. Был придуман танец, такой красивый, завораживающий, эмоциональный. Он раскрывал человека, открывал его с другой стороны, позволял ему передать через аллегории, образы что-то такое, что обычными словами не передать, не передать так, как этого хочет сам танцор.

По мнению В.А. Жилина, коммуникативный танец - это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. Невербальная коммуникация имеет огромную составляющую коммуникации вообще, ведь- около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

- невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

- наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды.

В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах занимались многие педагоги. К. Орф отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений [4]. Й. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей [5].

Цель: Совершенствовать навыки невербального общения младших школьников посредством коммуникативного танца.

Для реализации данной цели выделены следующие задачи:

1. Сформировать эстетические потребности, ценности и чувства;

2. Развивать навыки невербального общения в коммуникативном танце;

3. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

4. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5. Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Программа рассчитана на 3 месяца, предполагает групповую работу с детьми. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста 9 –11 лет.

Подготовительный этап включает в себя входящую диагностику Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского и анкету для родителей.

Основной этап включает занятия «Язык тела» будут проводиться 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут; занятия по программе «Навыки невербального общения» 2 раза в месяц в отдельном кабинете со специальным оборудованием, продолжительностью 40 минут.

Заключительный этап включает в себя родительское собрание и анкету для детей.

Методы и приемы:

· Танцевальные упражнения с элементами детской аэробики;

· Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов и мультфильмов;

· Тренинг;

· Посещение театра с целью просмотра мюзикла;

· Релаксационные упражнения.

 

Необходимая аппаратура:

o проектор

o компьютер

o экран

o колонки

o микрофон

o Зал для занятий по танцам

o Коврики для занятий

o Кабинет для тренинга

Ожидаемые результаты:

1. Общаются при помощи невербальных средств общения.

2. Доброжелательны и отзывчивы к другим людям.

3. Готовы к сотрудничеству со сверстниками, родителями,педагогами и другим людьми.

 

Глава1. Теоретическая часть.

Учителя и школьные психологи считают, что достаточно часто во многих семьях, в детских садах у детей не вырабатываются направленно и последовательно умения и навыки понимания состояния другого человека, наблюдения за ним, не формируется отношение к его внутреннему миру, которое выражается в мимике, жестах, позе, походке, что затрудняет вступление детей в процесс общения между собой.

Психологи подчеркивали, что телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей свидетельствует о самочувствии человека, его искренности в общении, о его темпераменте. Многие авторы считают, что знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии. Навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, т.к. они способствуют развитию эмоциональной культуры ребенка, открывают возможность для полноценного социального общения, самореализации и самоконтроля[2]. В процессе невербального общения передается до 60 % информации, а, значит, оно может выступать средством, дополняющим вербальное. В этом случае невербальное общение выступает как «автономный язык», существующий параллельно речи.

Невербальные средства общения часто используются в различных тренингах и играх, направленных на развитие сотрудничества и взаимопонимания между людьми (Е.В. Коротаева, В. И. Петрушин, В.Д. Ширшов, Т.А. Шкурко и др.). Кроме того, невербальное общение может быть и единственным языком общения. В классификации невербальных средств общения выделяют проксемическую, оптическую, акустическую и тактильно- кинестетическую системы (А.А. Леонтьев, В.А. Лабунская, М.Р. Битянова); визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные виды (Н.И. Шевандрин); разделы кинесики, проксемики и такесики (В.Д. Ширшов). Из выше перечисленных невербальных средств для танца характерны проксемическая, оптическая и тактильно-кинестезическая системы.

Невербальное общение является самой древней формой общения людей. Невербальные средства раньше, чем язык, служили источником информации и выражением эмоций. Определенные позы, движения и жесты стали основой танцевального ритуала. Танец возник в доречевую эпоху, а потому представляет собой исторически первую форму языка. Первобытный танец был не только способом психэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, но и средством общения между полами[1]. На протяжении многих веков в танце люди накапливали опыт общения между собой, демонстрировали эталоны социального поведения.

В отечественной арт-терапии танец используется в качестве средства улучшения, оптимизации эмоционального состояния, стимулирования творческой активности, снятия психического напряжения. В последнее время в танцевальной психотерапии происходит перенос акцента с этих функций танца на использование его как средства установления, поддержания, коррекции межличностных отношений, самовыражения, познания себя и других. Невербальное общение и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временную структуру, установление и регуляцию взаимоотношений. Исследования разных авторов показали, что танец является сложным и многогранным феноменом. Он рассматривается как социокультурное явление (выражение социальных ценностей и мотивов), как психофизиологическое действие (высвобождение эмоций и чувств), как социально-психологический феномен (средство установления, поддержания и коррекции межличностного взаимодействия), как вид пространственно-временного искусства (создание художественных образцов средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз), как сексуальный ритуал (привлечение и выбор партнера).

В своей педагогической системе К. Орф не только знакомил детей с фольклорными танцами, но и учил составлять простейшие танцевальные композиции, используя элементы пантомимы и театрализации. Невербальные средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности. Поэтому стало возможным появление в педагогике музыкального образования понятия «коммуникативный танец». С помощью невербальных средств усиливается или ослабляется вербальное воздействие, выявляются намерения участников общения, обеспечивается обмен информацией, осуществляется организация совместной деятельности. В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Все виды дальнейшей музыкальной деятельности: исполнительская, дирижерская, лекторская – так или иначе включают навыки невербального общения[4].

Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым, учителем и воспитателем. Очевидно, поэтому в методике музыкально- ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению В.А. Жилина, является комплексом определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми [3].

Коммуникативного танец – это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

Навык является одним из основных типов поведения человека, взаимосвязанным с инстинктом и интеллектом. Навыком называют действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Исследователи различают следующие навыки: перцептивные, интеллектуальные, двигательные. В результате развития навыка уменьшается общая мышечная напряженность, устраняются лишние движения, сокращаются паузы между отрезками действия. Навыки невербального общения в коммуникативном танце – это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве (координация движений в различных групповых построениях), оптимальное движение (остановка движения в любом положении и направление в противоположную сторону, равномерность выполнения движения), согласованность движений (синхронность и точность), понимание и передачу невербального сообщения партнеру (визуальный и тактильный контакт)[1].

В коммуникативных танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения[1]. Выкрики приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают выполнять точно движения. Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на уроках ритмики, на праздниках, на переменах в школе, на гимнастической разминке в летнем лагере. Ведь разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. Можно предложить некоторым участникам исполнить аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах. Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться повсеместно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...