Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод и методика экономического анализа.

Предмет, объект и задачи анализа.

Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Основные виды эконом. анализа:теоретический, конкретно-экономический,макроэкон., микроэконом, народно-хозяйств., анализ хоз. деятельности организаций,отраслевой, территориальный,программно-ориентированный.

Теоретический анализ:качественный логический анализ, анализ действия эконом. законов и категорий.

Конкретно-экономический анализ:количественный анализ, анализ,выраженный в конкретных формулах и расчетах.

Предмет эконом. анализа- одна из основных функций управления, отражающая технолог. этап принятия решений и сводящ. к аналитическому обеспечению управленческих решений.

Объект эконом. анализа- хозяйственная деятельность предприятия как совокупность производственных отношений, рассматрив. во взаимодействие с технической стороной производства, с социальными и природными условиями.

Основные задачи анализа хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

3. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

4. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

5. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг.

6. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

 

Методологические принципы анализа.

- научный характер

-комплексность

-системный подход

-объективность, конкретность и точность

-действенность

-систематичность

-оперативность

-демократизм

-эффективность

 

Классификация экономического анализа.

1.По отраслевому признаку:

-отраслевой, учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей

-межотраслевой, являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.

2.По признаку времени:

-предварительный анализ

-последующий анализ

Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния.

3.По пространственному признаку:

-внутри фирменный

-межфирменный анализ.

Внутри фирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

4.По объектам исследования:

-финансовый

-социально-экономический

-экономико-статистический

-маркетинговый

-инвестиционный

-экономико-экологический

-функционально-стоимостный

-операционный анализ

5.По методике изучения объектов (исследования):

-качественный

-количественный анализ

-экспресс-анализ

-фундаментальный анализ

-маржинальный анализ

-ситуационный

Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений, Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

6.По субъектам анализа:

-внутренний

-внешний анализ.

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.

7.По степени охвата изучаемых объектов:

-сплошной

-выборочный.

При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. 8.По содержанию программы анализа:

-комплексным

-тематическим.

При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес.

 

Метод и методика экономического анализа.

Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Диалектический подход – изучаемые явления берутся в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменение и развитии.

Методика эконом. анализа- совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналит. работы.

Основные элементы методики:

-этапы эконом. анализа

- способы обработки аналит. информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...