Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ применения принципов государственного управления в законодательстве Республики Беларусь




 

В предыдущей главе описаны принципы государственного управления, но на самом деле важным является их применить эффективно. Реально принципы требуют активной, целенаправленной и организованной деятельности. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содержания и возможностей принципов государственного управления.

Но осуществление возможно лишь при соблюдении следующих предпосылок:

при постоянном и глубоком исследовании закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, их содержания, требований к субъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах;

при существовании и непрерывном улучшении механизма применения принципов государственного управления, что предполагает единство теории и практики управления, сглаженность процесса совершенствования государственного управления;

при наличии системы стимулов, гарантий и защитных средств, обеспечивающих практическую реализацию принципов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.

Необходимо отметить, что применять принципы государственного управления нужно внимательно, т.к. каждый раз требуется учет своеобразия места и времени протекания соответствующего управленческого процесса. Получается, что каждый принцип может толковаться по-разному, это зависит от обстоятельств, управленческих факторов и т.д. То есть нужно толковать принципы применительно к конкретной ситуации. Поэтому взять принцип и соотнести его к конкретной управленческой проблеме - это только полдела. На самом деле необходимо использование аналитических навыков для получения результата.

Согласно вышеизложенному, получение оптимального результата подразумевает не просто теоретическую оценку принципов и способов ее применения, а достижение этого только через испытания, которые реально существовали на практике.

Принципы государственного управления тесно взаимосвязаны между собой, это значит, что применение одного влечет применение другого либо просто влияет на значение другого принципа. Нужно сказать, что принципы применяются в рамках своей системы, другими словами можно также сказать, что применяются как система, где каждый отдельно взятый принцип зависит от других с одной стороны, но с другой стороны, принципы нужно применять одновременно и необходимо целостное представление об их применении. В результате применение принципов государственно управления будет только в том случае рационально и эффективно, когда будет достигнуто единство, согласованность, надежная связь между закономерностью, отношением и взаимосвязью государственного управления познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, главным образом, органов государственной власти и местного самоуправления. Применять принципы государственного управления системно очень сложно, именно поэтому история развития государственного управления и проводимых реформ свидетельствует о том, что зачастую применялось всего несколько принципов и ни о какой системности применения всех принципов не было и речи.

Например, существуют такие примеры:

принцип демократизма государственного управления доводят до такой степени, что демократия превращается в охлократию и общество становится неуправляемым;

принцип законности может применяться избирательно: законность для кого-то, но не для меня.

Можно заметить, что понимание одного и того же принципа может совсем разниться.

Необходимо отметить, что всегда присутствовало стремление к власти, даже не столько как руководство общественными процессами государственного назначения, сколько просто господство, т.е. проявление как такового субъективного произвола.

Поэтому необходимо следующее комплексное знание:

-единичного проявления каждого принципа государственного управления;

специфического проявления отдельных групп принципов государственного управления;

совокупного проявления целостной системы принципов государственного управления.

При изучении деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления, их проверках и заслушивании отчетов следует обнаруживать и оценивать меру реального освоения ими закономерностей, отношений и взаимосвязей, находящихся в их ведении управленческих процессов. Т.е. актуальным на сегодняшний день является развитие практических навыков у государственных служащих, особенно у должностных лиц руководящего состава.

Необходимо отметить, что принципы государственного управления реализуются через деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Получается, чем более организация и функционирование компонентов субъекта государственного управления соответствуют требованиям системы принципов, тем социально эффективнее будут результаты государственного управления.

Следовательно, достижение системности государственного управления - критерий эффективности применения принципов. Что в свою очередь направлено на достижение гармоничности и комплексности общественной жизни, как в целом, так и отдельных сфер.

Соответственно, все в руках людей, все зависит от того, как поступают предводители, как они относятся к своему делу. Зачастую, это контролировать сложно, впоследствии чего и происходят различные реформы либо мирным путем, либо посредством переворотов.

Тем не менее, хотелось бы отметить следующее: Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. В Конституции отражены следующие принципы государственного управления:

Принцип объективности есть основа, который прослеживается через весь текст Конституции.

Что касается принципа демократизма, то здесь можно сослаться на статью 4: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».

Принцип разделения власти отражен в шестой статье: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

Также в Республике Беларусь признан принцип международного права (статья 8): « Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

Также действует принцип верховенства права (7 статья): «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом».

Принципу публичности отвечают несколько статей, среди которых:

статья 33: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются».

статья 34: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав».

По поводу конституционного регулирования, то данный принцип раскрыт в 137 статье: «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что большинство принципов государственного управления отражены в документе, который имеет высшую юридическую силу - Конституции Республики Беларусь - основном законе. Тем не менее, необходимо еще над этим работать, чтобы было не только грамотно теоретически изложено, но и на практике правильно и рационально применялось, а это и есть самое главное для эффективного государственного управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...