Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Костная система и ее функции




ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание

Введение

1.Организм как биологическая система.

2.Анатомо – морфологические особенности организма.

3. Костная система и её функции.

4. Мышечная система и её функции.

5. Органы пищеварения и выделения.

6.Физиологические системы организма.

7.Двигательная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.

8.Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.

9.Функциональные показатели тренированности организма в покое и при выполнении предельно напряжённой работы.

10.Обмен веществ и энергии.

11. Контрольные вопросы.

Введение

 

Социально – биологические основы физической культуры — это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

 

Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. Организм— слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

 

Организм как биологическая система

 

В биологии организм рассматривается как самостоятельно существующая единица мира, функционирование которой возможно лишь при постоянном взаимодействии с окружающей его внешней средой.

 

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увели­чением его длины и стабилизируется к 20—25 годам.

Необходимо отметить, что за последние 100—150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. accelera-tio— ускорение).

Пожилому возрасту (61—74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: сниже­ние активных возможностей организма и его систем — иммунной, нерв­ной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная де­ятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматическогоподдержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобили­зации механизмов, восстанавливающих этот уровень.

Организм - сложная биологическая система. Все его органы связа­ны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необхо­димым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жиз­ненно

необходимые процессы энергообразования, выведения продук­тов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизне­деятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам осуществляющим свою деятельность через нервную, кро­веносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Анатомо-морфологические особенности организма

 

Строение тела человека подобно строениюназемных позвоночных. Особенно многообщего у человека и высших млекопитающих. Сходство проявляется в строении ске­лета, внутренних органов, нервной системы. Организм — единая, целостная, сложно устроенная саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и тканей. Органы построены из тканей, ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Клетка элементарная, универ­сальная единица живой материи — имеет упорядоченное строение, об­ладает возбудимостью и раздражимостью, участвует в обмене веществ и энергии, способна к росту, регенерации (восстановлению), размно­жению, передаче генетической информации и приспособлению к ус­ловиям среды. Клетки разнообразны по форме, различны по размеру, но все имеют общие биологические признаки строения — ядро и ци­топлазму, которые заключены в клеточную оболочку. Межклеточное вещество - это продукт жизнедеятельности клеток, оно состоит из ос­новного вещества и расположенных в нем волокон соединительной ткани. В организме человека более 100 триллионов клеток.

Орган - это часть целостного организма, обусловленная в виде комплекса тканей, сложившегося в процессе эволюционного развития и выполняющего определенные специфические функции. В создании каждого органа участвуют все четыре вида тканей, но лишь одна из них является рабочей. Так, для мышцы

 

основная рабочая ткань — мышечная, для печени — эпителиальная, для нервных образований — нервная. Совокупность органов, выполняющих общую для них функ­цию, называют системой органов -это пищеварительная, дыхательная, сер­дечно-сосудистая, половая, мочевая и др. Аппараты органов– это опор­но-двигательный, эндокринный, вестибулярный..

Костная система и ее функции

Скелет - это комплекс костей, различных по форме и величине. У человека более 200 ко­стей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функции делятся на трубчатые (кости конечностей); губчатые (вы­полняют в основном защитную и опорную функции — ребра, грудина, позвонки и др.); плоски е (кости черепа, таза, поясов конечностей); смешанные (основание черепа).

В каждой кости содержатся все виды тканей, но преобладает кост­ная, представляющая разновидность соединительной ткани. В состав кости входят органические и неорганические вещества. Неорганичес­кие (65—70% сухой массы кости) — это в основном фосфор и кальций. Органические (30—35%) — это клетки кости, коллагеновые волокна. Эластичность, упругость костей зависит от наличия в них органичес­ких веществ, а твердость обеспечивается минеральными солями. Со­четание органических веществ и минеральных солей в живой кости придает ей необычайную крепость и упругость, которые можно срав­нить с твердостью и упругостью чугуна, бронзы или меди. Кости детей более эластичны и упруги — в них преобладают органические вещест­ва, кости же пожилых людей более хрупки — они содержат большое количество неорганических соединений.

На рост и формирование костей существенное влияние оказыва­ют социально-экологические факторы: питание, окружающая среда и т.д. Дефицит питательных веществ, солей или нарушение обменных процессов, связанных с

синтезом белка, незамедлительно отражаются на росте костей. Недостаток витаминов С, D, кальция или фосфора нарушает естественный процесс обызвествления и синтеза белка в костях, делает их более хрупкими. На изменение костей влияют и фи­зические нагрузки. При систематическом выполнении значительных по объему и интенсивности статических и динамических упражнений кости становятся более массивными, в местах прикрепления мышц формируются хорошо выраженные утолщения — костные выступы, бугры и гребни. Происходит внутренняя перестройка компактного костного вещества, увеличиваются количество и размеры костных клеток, кости становятся значительно прочнее. Правильно организо­ванная физическая нагрузка при выполнении силовых и скоростно-силовых упражнений способствует замедлению процесса старения костей.

Все кости скелета соединены по­средством суставов, связок и сухо­жилий. Суставы подвижные соединения, область со­прикосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плот­ной соединительной ткани, сраста­ющейся с надкостницей сочленяю­щихся костей. Полость суставов герметично закрыта, она имеет не­большой объем, зависящий от формы и размеров сустава. Сустав­ная жидкость уменьшает трение между поверхностями при движе­нии, эту же функцию выполняет и гладкий хрящ, покрывающий сус­тавные поверхности. В суставах могут происходить сгибание, разгиба­ние, приведение, отведение, вращение.

Итак, опорно–двигательный аппаратсостоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Большинство сочленяющихся костей соединены связками и мышечными сухожилиями, образуя суставы ко­нечностей, позвоночника и др. Основные функции — опора и переме­щение тела и его частей в пространстве.

Главная функция суставов - участвовать в осуществлении движе­ний. При систематических занятиях физическими упражнениями и спор­том суставы развиваются и укрепляются, повышается эластичность связок и мышечных

сухожилий, увеличивается гибкость. И, наоборот, при отсутствии движений разрыхляется суставной хрящ и изменяют­ся суставные поверхности, сочленяющихся костей, появляются боле­вые ощущения, возникают воспалительные процессы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...