Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проверка усвоения материала




Проверка и оценка знаний, умений и навыков – кульминационный момент обучения, эмоционально насыщенный этап, порождающий конфликты и обиды, барьеры обучения, побуждающий к дальнейшим достижениям или снижающий мотивацию учения. Чтобы этот процесс «не ломал, а строил», необходимо придерживаться основных педагогических требований.

Педагогические требования, предъявляемые к проверке:

1. систематичность

2. всесторонность

3. объективность

4. индивидуальность в сочетании с коллективностью (каждого и всех)

5. дифференцированность

Методы проверки:

1. повседневное наблюдение за учебной работой

2. устный опрос

3. выставление поурочного балла

4. контрольная работа

5. проверка домашних работ

6. программированный контроль

Формы оценки: эмоциональное отношение, оценочное суждение, отметка (фиксируется в документах).

Критерии оценки:

5 баллов, «отлично»: усвоен весь объем материала, выделяются главные положения, знания применяются на практике, отсутствие ошибок, легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

4 балла, «хорошо»: знает материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет знания на практике, не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью наводящих вопросов учителя, делает незначительные ошибки.

3 балла, «удовлетворительно»: основной материал усвоен, затруднения при самостоятельном воспроизведении, в основном воспроизводит, испытывает трудности при ответе на видоизмененные вопросы, допускает ошибки.

2 балла, «неудовлетворительно»: отдельные представления об изучаемом материале, большая часть его не усвоена, грубые ошибки.

1 балл: полное незнание материала.

 

Вопросы

1. Дайте определение понятию «дидактика».

2. Раскройте основные методологические подходы к обучению.

3. Назовите активные методы обучения.

4. Какие Вам известны формы обучения?

5. В чем состоит проверка знаний, умений, навыков?

6. Как можно охарактеризовать содержательные особенности оценки знаний, умений, навыков?

 

Основы теории воспитания

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание – целенаправленная система управления процессом формирования личности. Традиционная цель воспитания – формирование гармонично развитой личности. Что предполагает следующие направления: нравственное, этическое, половое, семейное, эстетическое, трудовое, профессиональное, патриотическое, политическое.

Факторы воспитания и развития: 1) биологические (наследственность, физиологическое созревание); 2) общение (с родителями, со сверстниками, с учителями, значимыми взрослыми); 3) деятельность (предметно-манипулятивная, игра, учение, труд); 4) социум (семья, класс, учебная группа, трудовой коллектив, команда, нация); 5) средства массовой информации.

Принципы воспитания: идейности (или, наоборот, деидеологизация воспитания), систематичности, индивидуализации (учет возрастных, половых, национальных и индивидуальных особенностей), целостности (т.е. всестороннее воспитание), активности (т.е. в труде, деятельности), принцип воспитания через коллектив, принцип уважения и требовательности, принцип самостоятельности (активизация самовоспитания).

Методы воспитания: Методы, направленные на формирование положительного опыта поведения: приучение, упражнение, пример. Методы воздействия на сознание: убеждение, разъяснение, внушение. Методы стимуляции: педагогическое требование, поощрение, наказание, оценка, соревнование.

Педагогическое общение. Основные гуманистические принципы педагогического общения:

Положительная оценка личности и группы (отделять «хорошего человека» от его «плохих поступков»);

Педагогический оптимизм (вера в успех);

Опора на положительные качества личности (интересы, черты характера, амбиции…);

Передать воспитаннику ответственность за его жизнь (не брать на себя ответственность), при этом, разъяснять – какое поведение эффективно, какое – неэффективно, а какое – неприемлемо. Не навязывать свою точку зрения.

Удовлетворять в общении основные потребности воспитанника: в уважении, признании, безопасности, в неформальном общении (общение без «масок», искренность;

Выступать для воспитанника в качестве источника опыта, взрослого друга;

Оценивать природу и механизм психических затруднений воспитанника;

Помогать в постановке целей как личности так и группы;

Быть активным участником группового взаимодействия, принимать эмоциональный настрой группы, учитывать его в работе с группой, открыто выражать группе свои чувства;

Стремиться к эмпатии с каждым воспитанником;

Изучить самого себя.

Содержание и структура воспитания

Содержание и структура воспитания определяется запросами практики, уровнем развития общества и уровнем развития теории воспитания. Т.е. имеет конкретно-исторический характер.

Воспитание осуществляется за счет освоение социального опыта в процессе общения (например, со старшим поколением), деятельности и вовлечения в общественные отношения.

В широком смысле воспитание – это создание условий для всестороннего развития личности.

Результатом воспитания являются: уровень социальной компетентности, приобщение к культуре, формирование мировоззрения, норм поведения в обществе, развитие самосознания (в том числе гражданского самосознания, профессиональной направленности и др.).

Т.о. содержание воспитания – это совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.

Структура воспитания включает в себясовокупность всех сторон (направлений) развития личности, которые отражены в видах воспитания.

Виды и типы воспитания

Виды и типы воспитания определяются общественно-историческими и конкретно-историческими условиями педагогического процесса.

По характеру (или форме) выделяют следующие типы воспитания:

1. Конфессиональное (религиозное) воспитание (в духе веры).

2. Авторитарное воспитание.

3. Демократическое воспитание.

4. Идейно-политическое воспитание (в духе идеи). Этот тип воспитания преобладал, например, в СССР.

По содержанию (развиваемых сторон личности) выделяют следующие виды воспитания:

1. Нравственное воспитание – усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе.

2. Умственное воспитание – специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей.

3. Физическое воспитание – целенаправленная деятельность по привитию потребности в укреплении здоровья, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания – обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

4. Эстетическое воспитание – целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни и искусстве.

5. Трудовое воспитание – целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважение к людям труда, выработка трудовых умений и навыков.

6. Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей.

7. Экологическое воспитание – это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.

8. Гражданское воспитание активного члена общества, способного включиться в политическую жизнь общества и делать это правовыми методами. Другими словами это целенаправленная политическая социализация.

9. Правовое воспитание (в духе уважения к закону; формирование правовой грамотности и культуры).

10. Интернациональное воспитание (в духе уважения и признания равенства наций).

11. Патриотическое воспитание (в духе любви к Родине, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др.).

12. Мультикультурное воспитание – формирование мультикультурного образа мира и мультикультурной компетенции как условия межкультурного взаимодействия и интеграции в глобальное культурное пространство с сохранением собственной культурной идентичности; формирование способности и готовности признания равноценности и равноправия всех людей независимо от их культурной, этнической, религиозной принадлежности; воспитание чувства национальной идентичности и солидарности с другими; преодоление негативных культурных и этнических стереотипов.

13. Семейное воспитание(предполагает подготовку сознания к формированию семьи определенного, затребованного обществом типа). Так, в мусульманских странах распространены гаремы, в некоторых африканских общинах – матриархальные семьи, в современной Европе узаконены однополые браки, в России не редкость – гражданские браки и т.д.

Методы воспитания

Под методом воспитания понимается совокупность средств и способов формирования у личности и коллектива требуемых качеств.

Методы воспитания делятся следующим образом:

  1. Методы, направленные на формирование положительного опыта поведения: приучение, упражнение, пример.
  2. Методы воздействия на сознание: убеждение, разъяснение, внушение.
  3. Методы стимуляции: педагогическое требование, поощрение, наказание, оценка, соревнование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...