Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

 

Тема: Типовые формы патологии системы красной крови.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы красной крови.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы красной крови;

- обучить методам патофизиологического анализа гемограмм;

- изучить роль анемий и эритроцитозов в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции клеток красной крови, гемопоэз; обмен железа и витамина В12 в организме.

После изучения темы: принципы классификации анемий, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии различных видов анемий, алгоритм разбора анализов крови при анемиях.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор общего анализа крови и с использованием данным анамнеза, делать заключение об этиологии и патогенезе анемии; по мазкам крови человека уметь оценить качественные изменения в периферической крови при анемиях.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с микроскопом, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Эритроцитозы. Характеристика, этиология, патогенез, клинические проявления, последствия.

2). Определение анемии, общая их характеристика.

3). Принципы классификации анемий.

4). Лабораторные методы оценки анемией.

5). Методы получения экспериментальных анемий.

6). Принципы терапии различных видов анемий.

6). Изменения физико-химических свойств крови: осмотического и онкотического давления, вязкости, СОЭ, белкового состава, осмотической резистентности эритроцитов.

 

Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу «Подсчет ретикулоцитов в мазке крови».

Цель опыта: по процентному содержанию ретикулоцитов в мазке крови оценить регенераторную активность красного костного мозга.

Методика проведения: основной краситель (бриллианткрезилблау) наносят на предметное стекло и высушивают. Поверх краски наносят мазок крови, помещают стекло во влажную камеру и ставят в термостат (t=370Со) на 30-40 минут. Затем мазок высушивают и микроскопируют под иммерсией. Мазок зарисовывают.

Подсчет ретикулоцитов проводят на 1000 эритроцитов. Для облегчения учета ретикулоцитов используют счет с окошечками. В кружке бумаги вырезают отверстие размером 1,5 х 1,5 мм. Кружок с окошечком, вложенный в окуляр, ограничивает поле зрения и этим значительно облегчит подсчет. Считается, что в ограниченном окошечком поле зрения находится 200 эритроцитов. Считают 1000 эритроцитов (5 равномерно заполненных полей зрения) и количество ретикулоцитов, встретившихся при этом, выражают в %.

 

Результаты:

Таблица 1. Подсчет количества ретикулоцитов в мазке.

№ окна Количество ретикулоцитов в окне Всего ретикулоцитов на 1000 эритроцитов % ретикулоцитов у больного
       
   
   
   
   

Вывод:

 

3.2. Сделать лабораторную работу « Определение дегенеративных форм эритроцитов».

Цель опыта: в мазке крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе, научиться определять дегенеративные формы эритроцитов.

Методика проведения: в мазке крови №1 отметить наличие эритроцитов, отличающихся по величине (анизоцитоз) и форме (пойкилоцитоз) от нормальных. В выводе указать, при каких анемиях чаще всего наблюдаются указанные изменения? Мазок зарисовать.

В мазке крови №2 отметить наличие мелких шаровидных эритроцитов, не имеющих характерного просветления в центре (микросфероциты). В выводе указать, при какой анемии встречаются указанные изменения? Мазок зарисовать.

Результаты:

Рисунок 1. Рисунок 2.
   

 

Вывод:

 

Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием анемий:

1). Определить наличие анемии по снижению Hb в крови.

2). Сочетается ли со снижением эритроцитов.

3). Охарактеризовать анемию по всем принципам классификации

- по цветовому показателю

- по величине эритроцитов

- по типу эритропоэза

- по регенераторной способности костного мозга

4). Указать дополнительные признаки.

5). Используя данные анамнеза, сделать заключение по этиологии и патогенезу анемии.

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1. Анализ крови больного 1 представлен в таблице 3. Дополнительно в мазке выявлено: макроциты, мегалоциты, пойкилоцитоз+++, мегалобласты.

Вопрос: охарактеризуйте отклонения от нормы в гемограмме и сформулируйте общее заключение по изменениям в ней.

Ответ: анемия гипорегенераторная, гиперхромия эритроцитов (цветовой показатель 1,52), макроцитоз, мегалоцитоз. В гемограмме имеются характерные признаки мегалобластной (например, В12-дефицитной) анемии.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

Задача №2. Больной К., 20 лет. Обратился с жалобами на интенсивную желтуху кожных покровов. Считает себя больным с детства, когда впервые появился желтушный оттенок кожных покровов. Состояние всегда оставалось удовлетворительным. Периодически желтуха сопровождалась повышением температуры до 370С. При пальпации отмечается увеличение селезенки. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, микросфероцитоз +++, осмотическая резистентность эритроцитов снижена.

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

 

Задача №3. Больной Б, 40 лет. Многие годы страдает геморроидальными кровотечениями. 2 раза был обморок. Отмечает прогрессирующую слабость, головокружение. Нравится вкус мела и запах выхлопных газов автомобилей. Кожа и слизистые сухие, бледные. В уголках рта трещины, поперечная исчерченность ногтей. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: микроциты+++, анизоцитоз+++, пойкилоцитоз+++, гипохромия+, СЖ 2,8 мкм/л (N-13-30), ОЖСС 90 мкм/л (N-45-72). Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

Задача №4. Больной М., 40 лет. Обратился по поводу трофической язвы на нижней конечности. Работа связана с анилиновыми красителями. Беспокоит общая слабость, шум в голове, головокружения, ноющие боли в области сердца, отмечается желтушность склер и кожи, периодические появления темной мочи и кала. Со стороны внутренних органов изменений не выявлено. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, в крови непрямой билирубин 40 мкмоль/л (N-8,5- 20,5).

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

Задача №5. Больная Н., 17 лет. Поступила в больницу для проведения дегельминтизации по поводу инвазии широким ланцетом. Жалуется на слабость, головокружения, потемнение в глазах, ощущение «ватных ног» при подъеме по лестнице, диарею. Кожные покровы бледные, сухие, язык сухой гладкий, ярко-красного цвета. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: мегалоциты, кольца Кебота, тельца Жолли; нейтрофилы с гиперсегментированными ядрами

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.


Таблица 1. Анализы крови к задачам №1 – 5.

Показатели Норма № задачи
         
Hb г/л 130-160 (м); 120-140 (ж)          
Эритроциты х1012 4,0-5,0 (м); 3,9-4,7 (ж) 0,79 2,7 3,9 2,5 2.0
Цветовой показатель 0,85-1,05          
Ретикулоциты % 0,2 – 1,0% 0,1   0,3    
Тромбоциты х109/л 180-320 100 - - - -
Лейкоциты: х109 4-9 2,9 18,0 3,5 11,0 2,5
Нейтрофилы:            
Миелоциты %            
Метамиелоциты %            
Палочкоядерные % (абс.) 1-6 (40-300)          
Сегментоядерные % (абс.) 47-72 (2000-5000)          
Эозинофилы % (абс.) 0,5-5 (20-300) 0,5        
Базофилы % (абс.) 0-1 (0-65)          
Лимфоциты % (абс.) 19-37 (1200-3000) 50,5        
Моноциты % (абс.) 3-11 (90-600)          

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Колодкина Е.В._____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.

 

Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...