Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бизнес-процессы. Виды бизнес-процессов и реинжиниринга




Процессы в деятельности организации присутствовали всегда, а объектами управления они стали относительно недавно. Процессы в общем – это систематическое, последовательное определение функциональных операций, приносящих специфический результат, последовательность связанных операций или заданий, необходимых для достижения результата. Формализовано можно считать, что бизнес-процесс – это определенный ограниченный комплекс деятельности организации, характеризующийся такими понятиями, как вход, процесс, выход, управление, поставщик и клиент процесса.

Под бизнес-процессом в широком смысле понимается структурированная последовательность действий по выполнению определенного вида деятельности на всех этапах жизненного цикла ее предмета – от создания концептуальной идеи путем проектирования до реализации и результата (сдача в эксплуатацию объекта, поставка продукции, предоставление услуг), то есть определенный системно-замкнутый процесс.

Бизнес-процесс представляет собой совокупность бизнес-операций, определенное количество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или нескольких входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту (клиент – не обязательно внешний относительно организации потребитель, это может быть подразделение организации или конкретный работник). Предназначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Под продукцией при этом понимается результат бизнеса, имеющий материальную или нематериальную ценность для клиента.

Процессы можно описать на разных уровнях, при этом они всегда имеют начало, определенное количество шагов и четко оговоренное окончание. Не существует стандартного перечня процессов, и организации должны разрабатывать свои собственные. Не в последнюю очередь это происходит из-за того, что таким способом в конкретной организации достигается более глубокое понимание собственной ситуации, если ее описывают процессами.

Входами в бизнес-процессы выступают процедуры поставки ресурсов (материально-технических, энергетических, человеческих, информационных), возникновение идеи бизнеса, нового продукта, услуги и т.д., а роль выходов отведена конечному продукту, удовлетворяющего потребностям потребителей. Таким образом, бизнес-процесс охватывает всю организацию, сверху донизу.

Входи и выходы процесса могут быт первичными и вторичными. Первичные входы возникают в начале процесса, вторичные – появляются в ходе реализации процесса на его подпроцессах. Первичный выход – это прямой, запланированный результат реализации процесса, вторичный – это побочный продукт процесса, который не является его главной целью.

Бизнес-процесс осуществляется не сам по себе, он управляется (то есть организуется, планируется, контролируется) и реализуется конкретным исполнителем (группой). В бизнес-процессе задействован ряд участников (отдельных специалистов или групп). На входе процесса участником является поставщик процесса, то есть тот, кто предоставляет входные ресурсы (которые могут быть результатом предыдущего процесса). Например, для обработки детали (процесс) на вход должна поступать заготовка, поставщиком процесса является склад материалов, а поставка заготовок – складским процессом.

 

Единственной целью бизнес-процесса является удовлетворение требований клиентов, которые можно разделить на пять разных типов:

первый тип – первичные клиенты, те, которые получают первичный выход;

второй тип – вторичные клиенты, которые находятся вне процесса и получают вторичные выходы;

третий тип – непрямые клиенты, которые не получают первичный выход, но являются следующими в цепочке, поэтому более поздний по времени выход отображается на них;

четвертый тип – внешние клиенты (за пределами организации), которые получают выход процесса (дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы);

пятый тип – внешние непрямые клиенты, потребители.

Обычно организация имеет до 20 ключевых бизнес-процессов, от уровня выполнения которых зависит ее успех на рынке. Общее же количество бизнес-процессов организации может достигать нескольких сотен. Не существует жестких правил относительно того, насколько широко или узко стоит описывать процессы, и организации могут по-разному описывать даже похожие процессы.

Классификация бизнес-процессов приведена на рис. 12.1.

 

Рис.12.1. Классификация бизнес-процессов в организации

 

Разработка продуктов охватывает процессы обработки требований, потребностей и ожиданий заказчиков, разработки продуктов и услуг, удовлетворяющих этим требованиям.

Маркетинг и сбыт – реклама и другие виды продвижения товаров, ценообразование, упаковка и документация. Процессы сбыта включают привлечение новых и обслуживание существующих заказчиков, а также все процессы продажи товаров.

Поставки – приобретение материалов и услуг, необходимых организации.

Производство – процессы, преобразующие входы, полученные от процесса поставки, в выходы, которые предлагаются к сбыту. В обслуживающих организациях включает процессы, с помощью которых заказчику предоставляются услуги.

Сервис – все послепродажные виды деятельности, которые выполняются для обслуживания, ремонта, обновления и модернизации проданных ранее продуктов.

Доставка – процессы перевозки и доставки продуктов заказчику.

Управление – процессы стратегического управления, бизнес-планирования и финансового контроля.

Обеспечение – процессы, обеспечивающие управление персоналом, юридическое сопровождение, соответствие требованиям охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности, а также содержание строений, подготовку персонала и другие внутренние процессы.

Основными являются процессы текущей деятельности организации, результатом которых является производство отходов, необходимых внешним клиентам. Вспомогательные процессы обеспечивают эффективную реализацию первичных отходов.

Внешним называется процесс, который имеет вход и/или выход вне организации, внутренним – реализуется полностью в рамках одной организации.

Метапроцесс управления бизнес-процессами четко демонстрируют организации, которые осознали необходимость и перешли к целенаправленному управлению своими бизнес-процессами. Этот метапроцесс направлен на достижение режима устойчивой работы организации, то есть ее способности выполнять свои функции в режиме 24 х 365 (по 24 часа в сутки на протяжении 365 дней в году) и невосприимчивости к возможным отказам одного или нескольких элементов ее структуры. О таких организациях говорят, что они работают безупречно, «как часы».

Метапроцесс совершенствования бизнес-процессов в большинстве случаев осуществляется неорганизованно (стихийно), чаще всего под давлением внешних обстоятельств. Только те организации, которые включают совершенствование бизнес-процессов в свою стратегию, разрабатывают методологию и технику осуществления изменений, отслеживают их внедрение и успешно преодолевают барьеры организационных изменений, могут говорить об управлении этим самым важным метапроцессом. Выполняя этот метапроцесс, организация, подобно живому организму, путем саморазвития и самосовершенствования находит свой собственный путь в конкурентной борьбе.

Существует два вида реинжиниринга: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. Кризисный реинжиниринг направлен на решение сложных кризисных проблем хозяйствующих субъектов. Используется в случаях, когда результативность финансово-коммерческой и производственно-торговой деятельности организации постоянно снижается, а конкурентоспособность резко падает. Такая реструктуризация осуществляется после глубокого и тщательного исследования, раскрывающего как недостатки, так и скрытые, неиспользованные возможности персонала, процессов, информации и технологии. При этом усилия по улучшению могут иметь высокую концентрацию.

Реинжиниринг развития используется в тех случаях, когда динамика развития снижается и структура организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами уже достигла предельного уровня получения прибыли. Основными инструментами в данном случае является отказ от малоценных дополнительных видов деятельности, смена границ между подразделениями и делегирование полномочий для повышения уровня производительности труда и экономии всех видов ресурсов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...