Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 2. Особенности литературного процесса рубежа XX-XXI вв.




Тема 13. Литературный процесс рубежа XX-XXI вв. Общая характеристика:периодизация, историко-культурный контекст, специфика социокультурной ситуации в стране как «переходной», понятие полицентризма культуры. Прогнозы и тенденции развития.

Тема 14. «Возвращенная литература» 1980-х годов. «Журнальный бум», восстановление лакун в литературе прошлого; осознание искривленности и, одновременно, непрерывности литературного процесса. Тематика «возвращенной» и создаваемой «сейчас» литературы; публицистичность как отличительная черта литературы эпохи. Влияние опубликованных произведений на общественное сознание и на авторскую поэтику: повышение планки художественности.

Тема 15. Кризис идеологии и «литературоцентризм русской культуры». Мифология русской литературы («вторичная мифологии»), исторические причины возникновения и разрушения ее. Развитие «массовой культуры», сосуществование элитарной и массовой литературы в литературном процессе современности. Рождение русского фэнтэзи и романа об альтернативной истории в литературе рубежа веков как результат такого сосуществования. Литературные проекты Б. Акунина как поиски «нового профессионализма».

Тема 16. Феномен «женской прозы». «Женская проза» как особое явление литературного процесса конца XX века: объединения и индивидуальности; сборники и манифесты. М. Палей, В. Нарбикова, Г. Щербакова и др. как выражение женского взгляда на мир. Причины возникновения. Сложность изучения; варианты критериев выделения: особенности тематики или стилистики? Проблемы идентификации; развитие гендерных исследований в литературоведении.

Тема 17. Современный «толстый журнал» как носитель литературной культуры; история и национальная специфичность феномена «толстого журнала»; композиция журналов, критерии их различия (адресность, идеологическая база).

Тема 18. С уществования литературы в новых социальных условиях: воздействие внелитературных факторов на литературный процесс (влияние книжного рынка), проблемы литературной критики, полемики о ее месте и значении, разделение критики на газетную и журнальную, возрастание информативно-рекламного начала в критике как требование времени; отмена идеологической цензуры и понятие «внутренней цензуры»; институт литературных премий: история, назначение и состав, плюсы и минусы «спортивного» подхода к литературе; писательские стратегии.

Тема 19. Новые имена в литературе. Презентация литературных новинок.

Тема 20. Итоги изучения современного литературного процесса. Варианты понимания «современности»: вечное и актуальное в ней. Неоправданные прогнозы 1990-х и их, тем не менее, обязательность в литературном процессе.

Темы практических занятий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Семинар: «Специфика литературы русского зарубежья»

 

Проблемы, вынесенные на обсуждение:

  1. Тематическое своеобразие литературы эмиграции.
  2. Жанровые образования в литературе эмиграции.
  3. Связи литературы зарубежья и советской литературы.
  4. Полемики среди литераторов-эмигрантов.

 

Задания:

  1. Подготовьте выступление по одной из статей, предложенных в списке.
  2. Соотнесите содержание статьи с проблемами, вынесенными на обсуждение.
  3. Выслушав сообщения друга друга, сделайте вывод о литературном процессе в эмиграции: чем жили литераторы за рубежом, что их волновало?

 

Поощряется составление библиографического списка по отдельным проблемам литературной жизни за рубежом.

 

Литература обязательная:

Басинский П., Федякин С. Литература русского зарубежья. // Современное русское зарубежье. (Сер. Школа классики). М., 2001. С.5-22.

Адамович Г. В. О литературе в эмиграции. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 42-52.

Иванов Г. В. Без читателя. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 145-149.

Слоним М.Л. Молодые писатели за рубежом // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 94-114.

Он же Заметки об эмигрантской литературе. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 115-126.

Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 272-279.

Иваск Ю.П. О послевоенной эмигрантской поэзии. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 366-388.

Мочульскй К.В. Новая проза. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 18-20.

Он же. Молодые поэты. // Критика русского зарубежья. Т.2. М, 2002. С. 28-35.

Ермилова Л.В. Поплавский. Литература русского зарубежья. 1920-1940. Вып. 2. М., 1999. С.233-249.

Осоргин М.А. О «молодых писателях» // Критика русского зарубежья. Т.1. М, 2002. С. 139-142.

Бунин И.А. На поучение молодым писателям. // Критика русского зарубежья. Т.1. М, 2002. С. 84-90.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи».

 

1. Расскажите об истории создания и тематике рассказов цикла, как его оценивал автор.

2. Охарактеризуйте мотив воспоминания в цикле и его роль для общей концепции «Темных аллей». Где и когда, в основном, происходит действие рассказов? Как распределено в них время действия и время повествования, объясните роль такого распределения. («Темные аллеи», «Натали», «Руся» и др.)

3.* Сравните «Солнечный удар» Бунина с чеховским рассказом «Дама с собачкой» (сюжет, время и место действия, герои). Постарайтесь определить любовь, как она изображается Буниным, для ответа можете использовать повесть «Митина любовь» и рассказ «Грамматика любви»).

4. Каковы причины смертей героев в рассказах «Кавказ», «Генрих», «Пароход «Саратов», «Зойка и Валерия», «Дубки»? Определите мотивировки (в том числе психологические) их смерти в тексте.

5. «Чистый понедельник» Подготовьтесь к тесту на знание текста рассказа. Изложите концепцию Л. Долгополова о содержании рассказа.

 

Литература:

Тексты:

Бунин И.А. «Темные аллеи», «Натали», «Руся», «Солнечный удар», «Митина любовь», «Грамматика любви», «Кавказ», «Генрих», «Пароход «Саратов», «Зойка и Валерия», «Дубки», «Чистый понедельник».

 

Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества И. Бунина эмигрантского периода. // Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1985. С. 319 – 344.

Сливицкая О.В. «Сюжетное и описательное в новеллистике И.А. Бунина // Русская литература. 1999. № 1 С. 92 – 95.

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991. С. 170-178.

*Гейдеко В. А. Чехов и Ив. Бунин. М., 1987. С. 197 – 254.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема: Роман «Машенька»: специфика набоковской поэтики.

 

Задания:

I. Прочитав роман, сформулируйте вопросы по его изучению для круглого стола. Особенно приветствуются формулировки тем возможных курсовых работ, т.е. затрагивающие аспекты изучения романа, еще не освещенные в науке, или углубляющие знания о поэтике романа (всего творчества Набокова). Возможные направления вопросов предложены ниже.

1. Охарактеризуйте эмигрантскую жизнь как она представлена в романе. Приведите примеры различных описаний обитателей пансиона, чем определяется отношение к ним автора?

2.Приведите примеры различных литературных аллюзий и реминисценций, использованных в романе. Для их выявления воспользуйтесь комментариями к роману. Какие формы цитации, реминисценции, аллюзии использует Набоков? Обобщите наблюдения, определяя функцию той или иной аллюзии.

3.Определите роль в сюжете следующих сцен: в лифте (начало романа), в кинематографе, (когда Ганин узнает себя среди статистов).

4. Охарактеризуйте хронотопическую организацию романа: какие временные и пространственные пласты описываются, почему Машенька появляется только в одном из них? Почему ее именем назван роман?

II. Объясните «тематический» принцип рассказа о биографии Н.Г.Чернышевского в 4-ой главе романа; назовите темы, развиваемые автором. Расскажите об отношении автора (Ф.К.Годунова-Чердынцева) к Чернышевскому и о восприятии романа эмиграцией, объясните различие.

 

Литература:

Набоков В.В. Машенька

Нора Букс Эшафот в хрустальном дворце. М., 1999.

Носик Б. Мир и дар В.Набокова М., 1995.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Анализ повести И.С. Шмелёва «Богомолье».

 

Задания:

1. Что такое богомолье? Дайте определение, назовите источники. Вспомните, в каких произведениях русской литературы вы встречались с богомольцами.

2. Составьте словарь необходимых, с вашей точки зрения, для объяснения слов. Подготовьте вопросы по их толкованию для викторины (игры, теста).

3. Охарактеризуйте систему персонажей повести: какие связи между людьми она выявляет?

4. Расскажите о воплощение авторской позиции в повествовании: выбор ситуаций; фрагментация точек зрения.

5. Какова функция выбора ребенка в качестве повествователя?

6. Покажите на примерах своеобразие языка Шмелева.

 

Литература обязательная:

Шмелев И.С. «Богомолье», «Лето Господне».

 

Литература дополнительная:

Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991.

Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне». // Литература в школе. 2000. №3.

Руднева Е.Г. Заметки о поэтике И.С. Шмелева. М., 2002.

Сорокина О. Московиана М., 1994.

Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. Концепция мира и человека. Калуга, 1995.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Тема: Литературно-критическая и поэтическая деятельность В.Ходасевича

 

Задания:

1. В «Некрополе» найдите оценки писателей-современников, сопоставьте их с существующими сегодня, оцените вклад Ходасевича в формирование литературных репутаций.

2. Перескажите статью Ходасевича «Колеблемый треножник», составив ее план, и сформулируйте принципы его критической деятельности.

3. Каковы принципы литературной биографии, положенные в основу книги «Державин», как они характеризуют эстетическую позицию Ходасевича.

4. Выберите для анализа статью В.Ходасевича о Набокове. Покажите логику рассуждений Ходасевича-критика.

5. Составьте комментарий к стихотворениям Ходасевича (на выбор) «Путем зерна», «Слезы Рахили», «2-го ноября», «Леди долго руки мыла», «К Психее», «Вакх», «Бельское Устье», «Петербург», «Баллада» (9-22 декабря 1921) и др.

6. Выберите любое стихотворение Ходасевича и составьте систему вопросов к нему для анализа на практическом занятии.

 

Литература обязательная:

Ходасевич В.Ф. Поэтические книги «Путем зерна», «Тяжелая лира», «Европейская ночь»; ст. «Колеблемый треножник», кн. «Некрополь».

Иванов Г.В. В защиту Ходасевича // Критика русского зарубежья. Т.2. М., 2002.

Набоков В.В. О Ходасевиче // Критика русского зарубежья. Т.2. М., 2002.

Сурат И. Пушкинист Владислав Ходасевич. М., 1994.

 

Литература дополнительная

Ходасевич В.Ф. «Державин», «Статьи о Пушкине», «О Сирине», «Роман В. Набокова «Приглашение на казнь».

Бочаров С.Г. Ходасевич // Литература русского зарубежья. 1920 – 1940. М., 1993.

Вейдле В. Поэзия Ходасевича // Русская литература. 1989. № 2.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: С. Довлатов: творчество; стилистическое новаторство

 

Задания:

1. Разделившись на 2 группы, составьте биографическую справку или очерк, дающий представление о личности писателя, а также подготовьтесь к сообщению по одной из прочитанных книг.

2. Оцените композицию «Чемодана»; выделите повторяющиеся мотивы, как они характеризуют повествователя? Можно ли здесь говорить о «маске повествователя»? Отличается ли изображение персонажей от рассказов о себе (сюжетно, эмоционально, стилистически)?

3. Найдите в тексте приметы автобиографической узнаваемости, определите их функцию. Как ещё воплощена автором установка на достоверность изображаемого?

4. Определите жанровые черты частей «Чемодана». К какому жанру они более тяготеют: к рассказу или новелле? Аргументируйте свой ответ.

5. Найдите приметы мифологизации изображаемого. Определите функцию вещей в «Чемодане». Для ответа воспользуйтесь книгой И.Н. Сухих.

6. Объясните смысл названия книги «Наши». Сравните её с известными вам произведениями о русской истории ХХ века. Как можно определить её жанр, можно ли назвать её «семейным эпосом»? Аргументируйте.

7. Выделите принципы портретирования героев в «Наших». Определите важные для автора принципы детерминированности человека (насколько произвольна его судьба, чем она определяется?).

Каковы особенности стиля Довлатова: приведите примеры ироничности, на что (кого) она обращена и чем может быть мотивирована?

 

Литература обязательная:

С. Довлатов «Чемодан», «Наши», «Заповедник».

А. Генис Довлатов и окрестности.

И. Сухих С. Довлатов: время, место, судьба.

 

Литература дополнительная:

Звезда. 1994. №3. (Номер целиком посвящен Довлатову)

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Литература русского зарубежья. Контрольный тест по 1 модулю

Для подготовки к тесту необходимо вспомнить:

  • Черты, специфичные для литературы эмиграции вообще и первой волны, в частности.
  • Распространенные в литературе зарубежья жанры.
  • Содержание и места публикации полемик, ведущихся в эмиграции, известных литературных объединениях и кружках.
  • Сведения о географических центрах, хронологических рамках, составе (именах) и периодических изданиях эмиграции.
  • Основные сведения о творчестве В. Набокова, И. Шмелева, В. Ходасевича, Игоря-Северянина, М. Цветаевой, С. Довлатова, Н. Нарокова, Саши Соколова.
  • Мемуарные книги эмигрантов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: «Толстый журнал» как носитель литературной культуры.

 

Задание:

Разделившись на группы, подготовить сообщение по плану:

1.Краткая история журнала и общие сведения о нем (гл. редактор, состав редколлегии, рубрики, основные авторы, идеологическая ориентация).

2.Обзор наиболее интересных статей публицистики и критики ~ за последние 2 года.

3. Характеристика разделов Прозы и Поэзии (сообщение о романе (повести) и о поэте).

 

Литература:

«Новый мир», «Знамя», «Звезда»*, «Октябрь», «Наш современник»*. Подшивки за 2010-2011 гг., вышедшие в 2012 г. номера.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 10,11.

Тема: Существование литературы в новых социальных условиях

 

Деловая игра «Конференция по проблеме»

На обсуждения выносятся следующие проблемы:

  • роль цензуры в литературном процессе
  • роль и место литературной критики в литературном процессе
  • влияние книжного рынка на развитие литературы
  • проблема чтения в современном мире

 

Задания:

1. Найдите научно-критические материалы по одной из тем, вынесенных на обсуждение, воспользовавшись для этого как книжными, так и сетевым ресурсами.

2. Подготовьте сообщение по найденным материалам (не забудьте сослаться на источник)

3. Выслушав друга друга, сформулируйте общие выводы по интересующей вас проблеме.

 

Рекомендованная литература (статьи в сборниках студент выбирает сам; возможны поиски указанных материалов в сети:

Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Второй Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года. М.: МГУ, 2006.

Курбатов В. Перед вечером или Жизнь на полях. Псков, 2003.

Быков Д. На пустом месте. СПб., М., 2008.

XX век и русская литература Alba Regaina Philologiai М., 2002.

Онтология диалога СПб., 2002.

Семиотика скандала. Сорбонна, 2008.

Алла Латынина "А мы просо сеяли, сеяли..." // «Новый Мир» 2007, №8.

Ольга Балла Практики неочевидного: история чтения как история человека // «Новый Мир» 2007, №12

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11, 12.

Тема: Литературная критика сегодня.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...