Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработчик: проф. кафедры ТИС социологического факультета

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории социологии

Социология международных отношений

 

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению

040100 – социология

 

 

ÓРоссийский государственный гуманитарный университет

 

Разработчик: проф. кафедры ТИС социологического факультета

Каримова А.Б. Ó

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины  
  1. Аннотация Программы
 
2 Пояснительная записка 3. Место дисциплины в структуре ООП  
4. Структура дисциплины (тематический план)  
5. Содержание учебной дисциплины 6. Требования для освоения дисциплины и к ее результатам
  1. Образовательные технологии
  2. Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов
  3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
II. Планы семинарских занятий  
 
  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  1. Аннотация Программы

Дисциплина «Социология международных отношений» (СМО) является частью профессионального цикла дисциплин (вариативная часть, модуль «Политический бизнес-PR») подготовки студентов-бакалавров по направлению подготовки 040100 «социология». Дисциплина реализуется на факультете кафедрой теории и истории социологии. Данный курс раскрывает политическое консультирование как процесс взаимодействия профессионально обученных специалистов (консультантов) и политиков или организаций, в рамках которого создаются и реализуются стратегии поведения.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

- владение общей культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию к информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1),

- умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2),

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6),

- осознание социальной значимости своей будущей специальности, обладание высокой мотивацией к выполнению своей профессиональной деятельности (ОК-8),

- способностью использовать основные положения и методы данной дисциплины при решении профессиональных задач (ОК-9),

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, имеющие отношение к предметному полю социологии международных отношений (ОК-10),

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать:

- предмет СМО, содержание изложенных в курсе теоретических конструкций,

- представлять структуру международных отношений в исторической ретроспективе и представлять ее современное состояние,

- разбираться в современных процессах и тенденциях, научных методах их анализа,

- усвоить логику междисциплинарного подхода к феномену международных отношений,

- правильно оценивать место и роль современной России в мировой системе.

Уметь:

- критически осмысливать оценки, выдвигать версии, аргументировать прогнозы развития международной ситуации,

- оценивать практические возможности применения в тех или иных ситуаций моделей методов и технологий,

- оценивать последствия применения тех или иных моделей для решения практических задач в конкретных ситуациях.

Владеть:

- навыками работы с научной литературой,

- теоретическим опытом социологии международных отношений,

- понятийным аппаратом дисциплины.

 

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в следующих формах:

- реферат

- доклад по теме семинарского занятия

- перевод с иностранного языка статьи из зарубежного социологического журнала

- самостоятельная работа, результаты которой фиксируются в Рабочей тетради

- тест (промежуточная аттестация)

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Все формы контроля оцениваются в баллах, результаты обеих форм контроля складываются.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (16 часов), семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (72 часа).

Общая трудоемкость дисциплины составляет три зачетные единицы, 108 часов.

 

 

  1. Пояснительная записка

Программа курса СМО носит преимущественно проблемно-теоретический характер. Вместе с тем ее эмпирическая база призвана дать студенту необходимые сведения об эволюции практик международного взаимодействия, принципах многостороннего сотрудничества; об изменении характера и природы международных отношений; о международной системе и международной среде, международных акторах, действующих в условиях глобальных трансформаций. Сочетание деятельностного и поведенческого подходов дает возможность определить предмет социологии международных отношений как зафиксированную общественным сознанием, соглашениями или иными формами взаимодействия совокупность существенных трансграничных связей.

Цель курса состоит в формировании у студентов знаний о совокупности форм международных отношений, рассматриваемых в качестве социальных взаимодействий их участников; в изучении содержания ключевых понятий и концептуальных подходов, на которых базируются социологические знания международных отношений. Студенты познакомятся с имеющимися в мировой науке теоретическими направлениями и школами, а также получат представление о наиболее общих и широко распространенных методах, применяемых для анализа и прогнозирования международных процессов.

Задачи курса:

- формирование у слушателей знаний о совокупности форм международных отношений, рассмотренных как социальные взаимодействия,

- ознакомление с основными теориями отечественных и зарубежных авторов,

- объяснение содержания базовых категорий СМО с тем, чтобы студент, опираясь на них, мог самостоятельно разбираться в событиях, происходящих в международной среде,

- получение базовых знаний о способах изучения международных отношений, способных дать понимание и объяснение причин многообразия интерпретаций одних и тех же международных событий и процессов различными теоретическими школами, исследующими пространство международных связей,

- формирование фундамента понимания национальных интересов, бережного отношения к международному статусу РФ,

- формирование у слушателей интереса к дальнейшему изучению международных отношений с позиций социологической науки, стремления стать специалистом в области международных отношений,

- привлечь внимание студентов к достижениям социологической науки как к ресурсу, раскрывающему индивидуальные качества исследователя, обеспечивающему профессиональный рост и компетентностное отношение к получению знаний.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социология международных отношений» входит в Блок 3. «Профессиональный цикл. Вариативная часть» Учебного плана по направлению подготовки 040100 Социология. Дисциплина реализуется на факультете кафедрой теории и истории социологии.

Дисциплина «Социология международных отношений» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа связана с содержанием таких дисциплин, как «Общая социология», «Политическая социология», «Современные информационные технологии в социальных науках», «Социология управления», «Социология культуры», «Социолингвистика», «Качественные и количественные методы в социологии» и др.

 

3. Требования для освоения дисциплины и к ее результатам

К моменту изучения курса «Социология международных отношений» студент должен представлять условия функционирования общества; знать понятийный аппарат социологии в контексте анализа феноменов общественного сознания, актуальных проблем социальной жизнедеятельности, социальных практик и поведения, возможностях социологического анализа основных сфер и форм социальной жизнедеятельности; владеть техниками анализа и интерпретации материала, способностью работать в глобальных компьютерных сетях.

Освоение тем дисциплины "Социология международных отношений" усиливает социально-политическую ориентированность подготовки профессиональных кадров, закрепляет базовые политологические, социологические и психологические знания, придает прикладную направленность процессу освоения социогуманитарных знаний, помогает студентам ориентироваться в современной международной проблематике, понимать и правильно оценивать значимость роли и места России в международных отношениях.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать:

- предмет СМО, содержание изложенных в курсе теоретических конструкций (ОК-1, ОК-6),

- представлять структуру международных отношений в исторической ретроспективе и представлять ее современное состояние (ОК-14, ОК-15);

- разбираться в современных процессах и тенденциях, научных методах их анализа (ОК-9, ОК-11),

- усвоить логику междисциплинарного подхода к феномену международных отношений (ОК-1, ОК-4),

- правильно оценивать место и роль современной России в мировой системе (ОК-9, ОК-10).

Уметь:

- критически осмысливать оценки, выдвигать версии, аргументировать прогнозы развития международной ситуации (ОК-9, ОК-14, ПК-1, ПК-2);

- оценивать практические возможности применения в тех или иных ситуаций моделей методов и технологий (ОК-12, ОК-13, ПК-5, ПК-6),

- применять логику анализа и синтеза, причинно-следственных связей в целях создания консалтингового продукта (ОК 2), (ОК 6), (ОК-10), (ПК-1), (ПК-10);

- использовать знание методов и теорий международных отношений при осуществлении экспертных, консалтинговых и аналитической деятельности (ОК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-8);

- оценивать последствия применения тех или иных моделей для решения практических задач в конкретных ситуациях (ОК-9, ПК-1, ПК10, ПК-12).

Владеть:

- навыками самостоятельной работы по творческому изучению теоретических источников и результатов прикладных исследований (ОК-6), (ОК-7), (ОК-10), (ОК-14), (ПК-1), (ПК-5), (ПК-8), (ПК-10);

- способностью к общению, анализу, восприятию к информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1),

- владеть базовыми знаниями в области международных отношений и адекватными методами анализа (ОК-14, ПК-11, ПК-10),

- сделать доклад, дискуссионное сообщение (ОК-3), (ОК-7), (ОК-8), (ОК-10), (ОК-14), (ПК-1), (ПК-5), (ПК-8), (ПК-10);

.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме реферата и теста, промежуточный контроль в форме экзамена.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (16 часов), семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (72 часа).

Общая трудоемкость дисциплины составляет три зачетные единицы, 108 часов.

 

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)   Формы контроля
          Лекции Семинары Самостоят. работа 1. Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, реферат, тест
  Международные отношения как междисциплинарный объект анализа. Объект и предмет социологии международных отношений              
  Структура международного сообщества              
  Проблема войны и мира. Международный конфликт              
  Глобализация и регионализация в пространстве международных отношений            
  Транснациональные и наднациональные акторы в международных отношениях            
  СНГ: организация постсоветского пространства            
  Россия в системе современных международных отношений            
    Промежуточная аттестация               2. Форма промежуточной аттестации: экзамен

 

Рабочая программа дисциплины включает лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов с оригинальной научной литературой. Написание и защиту проблемных рефератов, участие в студенческих конференциях, мозговых штурмов по актуальным международным проблемам.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Источники:

 

Устав ООН/www.un.org.

Устав Содружества Независимых Государств. В кн. Николаенко В.Д. Коллективная безопасность России и ее союзников. Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве. – М.: «Альба», 2003. – с. 128-140.

 

Основная литература

 

Учебники и учебные пособия:

Анализ российских и западных теорий: Учебное пособие для студентов и вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 238 с.

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 333 с.

Барыгин И.Н. международное регионоведение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

Блищенко В.И., Солнцева М.М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина ХХ-начало ХХI века): Учебное пособие. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. – 496 с.

Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М.: МГИМО (Университет); РОССПЭН, 2006. – 280 с.

Восток/Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие/Под ред. А.Д.Воскресенского. – М.:МГИМО, РОССПЭН, 2002. – 528 с.

Глотов М.Б. Социологическое исследование экономических и политических процессов: Учеб. пособ. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГПА, 2005. –116 с.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студентов вузов, 2-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 316 с.

Каримова А.Б. Социология международных отношений/Тезаурус социологии: темат. слов.-справ./под ред. Ж.Т. Тощенко. (Учебно-методическое пособие) М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 348-354.

Категории политической науки: Учебник. – М.: МГИМО (Университет), РОССПЭН, 2002. – 656 с.

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 479 с.

Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные: Учеб. пособие для студентов вузов/Под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008. - 512 с.

Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых государств: Институты, интеграционные процессы, конфликты: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 224 с.

Леньков Р.В. Социальное прогнозирование: предметная область и методы: Учебное пособие/ ГУУ. – М., 006 – 61 с.

Малахов В.С. Государство в условиях глобализации: учебное пособие. – М.: КДУ, 2007. – 256 с.:табл. 2. (Политический разум и политика/Отв. ред. Б.Г. Капустин). Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие/Под ред. проф. П.А. Цыганкова. – М: Альфа-М, 2004 (Серия «Спецкурс»). – 288 с.

Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики: теоретические основания и методы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 272 с.

Политическая социология: Учебник для вузов/Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 495 с.

Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, 2003. – 400 с.

Цыганков А. П., Цыганков П. А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий: Учебное пособие для студентов и вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. - 238 с.

 

Научная литература:

Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М.: Изд-во «Дело», 2005. – 472 с.

Бек У. Что такое глобализация?/Пер. с нем. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. –304 с.

Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. – М.: НОФМО, 2002. – 384с.

Вирт Л. Локализм, регионализм и централизация//Логос, 2003. №6. – с. 53-66.

Галтунг Й. Теория малых групп и социология международных отношений (Исследование проблемы соответствия). //Теория международных отношений: Хрестоматия. /Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – с. 135-146.

Глобализация и регионализация: факторы формирования геополитического пространства. М.: ИМЭМО РАН, 2006. 12 п.л.

Илларионов С.И. Террор и антитеррор в современном мироустройстве. – М.: ООО «РИЦ «ПрофЭко», 2003. – 592 с.

Индекс человеческого развития: проблемы и перспективы./Под ред. А.А. Саградова. - М.: МАКС Пресс, 2002. – 96 с.

Каримова А.Б. Регионы в современном мире.//Социс, № 5, 2006. – с. 32-41.

Каримова А.Б. Индексы глобализации /Российское общество в современных цивилизационных процессах. СПб: Интерсоцис, 2010. С. 270-278.

Лунев С., Широков Г. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. – М.,Academia, 2001. – 304 с.

Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. Изд. 2-е, испр. – М.: КомКнига, 2005. – 240 с.

Международные отношения: социологические подходы /Рук. авт. колл. проф. П.А. Цыганков. – М.: Гардарика, 1998. – 352 с.

Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ. – М.: КомКнига, 2005. – 432 с.

Най-мл. Дж. и Кохэн Р. Транснациональные отношения и мировая политика / Теория международных отношений: Хрестоматия. /Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. с. 152-161.

Неклесса А. Глобальная трансформация: сущность, генезис, прогноз//МЭиМО, 2004, №1. – с.116-23.

Николаенко В.Д. Коллективная безопасность России и ее союзников. Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве. – М.: «Альба», 2003. – 176 с.

Осипов Г.В. Социология и общество. Социологический анализ российской смуты. – М.: Норма, 2007. – 848 с.

Российская идентичность в условиях трансформации.: опыт социол. aнализа/[отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова]. – М.: Наука, 2005. – 396 с.

Связи с общественностью в политике и государственном управлении/Под общ. Ред. В.С. Комаровского. – М.: Издательство РАГС, 2001. – 520 с.

Социология современных войн. Материалы научного семинара /Под ред. П.А. Цыганкова, И.П. Рязанцева. – М.: Альфа-М, 2004. – 192 с.

Торкунов А. Российская модель демократии и современное глобальное управление//Международные процессы, 2006. Т. 4. № 1. – с. 21-29.

Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. Этносоциологические очерки. – М.: РГГУ, 1995. – 214 с.

Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений [Текст]: моногр. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. 2-ое изд. – 399 с.

Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. – М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. – 128 с.

Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. – М.: Праксис, 2004. – 576 с.

Четыре страны – четыре судьбы/Мониторинг//Социологические исследования, №4. 2007. – с.34-36.

 

Дополнительная литература:

Баталов Э.Я. О философии международных отношений. М.: НОФМО. 2005. – 132 с.

Барыгин И.Н., Ланко Д.А., Фофанова Е.А. Регион как инструмент мира: анализ Балтийского академического дискурса//Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 3, сер. 6, 2005. – СС. 100-107.

Богатуров А. Международный порядок в наступившем веке //Международные процессы, 2003. № 1. - С. 6-23.

Браун К. Международно-политическая теория и идея мирового сообщества. /Теория международных отношений на рубеже столетий /Под ред. К. Буса и С. Смита: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. П.А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2002. – с. 102-119.

Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология ХХI века/Пер. с англ; Центр исследований постиндустриального общества. – М.:Логос, 2003. – х, 354, [2] с.

Война. Специальный выпуск. //Логос, №1, 2003.

Володин А.В. Региональные факторы развития и безопасности России. М.: Научная книга, 2002. – 256 с.

Гацко М. О соотношении понятий «угроза» и «опасность»//Обозреватель, 1997. № 7. – с. 45-52.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 528 с.

Глобализация и регионализация: факторы формирования геополитического пространства. М.: ИМЭМО РАН, 2006. 12 п.л.

Доброчеев О., Зубков Ю. Территориальная реформа: неизбежно, но осторожно//Политический класс, 2005. № 8, - с. 88-92.

Зандшнайдер Э. Новый мир, старое мышление: Границы между внешней и внутренней политикой исчезают//Internationale Politik, 2005. № 1, январь-февраль. – С. 4-17.

Каримова А. Б. Региональное пространство в политической организации мира. – М.: ИВ РАН, 2006. – 208 с.

Каримова А.Б. Регион – «дорожная карта» глобализации//Вестник РГГУ, № 2, 2008. – С. 126-140.

Political Space of the Region in the Globalizations Context/States and Nations between local and global. M., 2009. P. 79-88.

Кларк Дж. Неустойчивые государства: трансформация систем социального обеспечения//Журнал исследований социальной политики, 2003. Т. 1. № 13. – с. 69-89.

Кокошин А.А. Политология и социология военной стратегии. – М.: КомКнига, 2005. – 616 с.

Мартин Г-П., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию/Пер. с нем. – М.: Издательский дом «Альпина», 2001.

Наумкин В. Экономика – ключ к безопасности//Стратегия России, 2005. №12 (24). – с. 15-18.

Нешатаева Т.Н.. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. 2-е изд. – М.: Дело, 1999. – 272.

Николаенко В.Д. Организация Договора о коллективной безопасности: истоки, становление, перспективы. – М., 2004. – 234 с.

Основы евразийства. – М.: «Арктогея-Центр», 2002. – 800 с.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени: Пер. с англ. Изд. 5-е, исправл. – М. Едитория УРСС, 2003. (Синергетика от прошлого к будущему). – 240 с.

Саати Т. Принятие решений: метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.

Серебрянников В. В. Социология войны. М.: Ось-89, 1998. 317 с.: ил. (Военная социология).

Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 /Отв. ред. А.Д. Богатуров. В 4-х тт. - М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003.

Столяров М. Регионализм в Европе и в Российской Федерации//Международная жизнь, 1997. № 9. – С. 100-106.

Теория международных отношений: Хрестоматия/Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – 400 с.

Теория международных отношений на рубеже столетий. /Под ред. К. Буса и С. Смита: Пер. с англ. /Общ. ред. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – 362 с.

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Классика ХXI века, 2005. – 523 с.

Фуше М. Европейская республика. Исторический и географический контуры/Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1999.

Шмиттер Ф. Будущее демократии: можно ли рассматривать его через призму масштаба?//Логос, 2004. № 2 (42). – с. 91-106.

Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 399 с.

 

Справочная литература:

 

Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. /Пер. с англ. – М.: «Экономика», 2004. – 620 с.

Джерри Д. и Джерри Д. Большой толковый социологический словарь. Русско-английский, англо-русский. В 2-х т. М.: ВЕЧЕ АСТ, 2001. – 544 с.; 528 с.

Страны и регионы мира: экономико-политический справочник/Под ред. А.С. Булатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 624 с.

Капто А.С. Энциклопедия «Мир». В 2 Т. М.: Издательский дом «Академия», 2008.

 

 

Адреса ресурсов Интернет

 

Сайт ООН - http:/www.un.org.

Сайт СНГ -http://www.cis.org.

Всероссийский институт изучения общественного мнения – http://www.wciom.ru

Институт социологии РАН – http://www.isras.rssi.ru.

Журнал социологии и социальной антропологии – http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa.

Журналы Международной социологической Ассоциации «Current Sociology” и «International Sociology» - http//www.sagepublications.com/ejournals.

Институт социально-политических исследований – http://www.ispr.ras.ni.

Информация-онлайн о социологических исследованиях – http://www.socresonline.org.uk/socresonline/2/3/9.htlm.

Краткая история ЕС – http://www.elib.org.ua?politics/u_readme.php?subaction=showfull&id=1142038015&archive=&start_from=&ucat=2&category=2.

Московский общественный научный фонд – http://www.mpsf.org/ndexr.html.ru. Новое поколение: экономисты, политологи, философы – http://www.newgen.org.

Новое поколение: экономисты, политологи, философы – http://www.newgen.org.

Социологический журнал – http://win.www.nir.ru/socio/sci-publ/socjour.htm.

Социологические исследования – http://www.isras.rssi.ru/R_Socis.ntm.

Социология от А до Я – http://www.giasnet.ru/~asch/sociolo-dy/.

Федеральный образовательный портал – экономика, социология, менеджмент – http://www.ecsocman.edu.ru.

Центр независимых социологических исследований – http://www.indepsocres.spb.ru.

Центр социологических исследований Министерства высшего и профессионального образования – http://www/ingormika.ru/win-dows/goscom/cinogra/n/socio/first_pg.html.

Центр социологических исследований МГУ – http://www.opinio.msu.ru. Электронный «Социологический форум» - http://sociology.ru/forum/98.

Электронное «Социологическое обозрение» - http://www. sociologica. ru.

World Politics – http:/www.princeton.edu/world_politics/.

 

Планы семинарских занятий

Пояснительная записка

 

Семинарские занятия по курсу «Социология международных отношений» проводятся со студентами всех форм обучения.

В процессе работы на семинарах студенты закрепляют полученные в лекционном курсе социологические представления о феномене международных отношений, знания о структуре и ее элементах, основных парадигмах и концепциях, а также методах анализа взаимодействия международных акторов и прогнозирования, обеспечивающих прирост теоретического и эмпирического знания.

На семинарских занятиях обсуждаются наиболее существенные проблемы, получившие отражение в темах курса, поэтому некоторые семинары организуются в виде дискуссий, что дает возможность более широкого охвата студенческой аудитории. О проведении дискуссии, как правило, двух за семестр, студенты предупреждаются заранее и получают задание подготовить собственные вопросы или выступить в роли экспертов. В рамках подобных занятий студенты работают над уточнением понятия «интерпретация», применение которого в изучении состояния международных отношений обусловлено выбором адекватного варианта снятия неопределенности, связанной с объективной многозначностью понимания.

В методологическом отношении цикл семинарских занятий построен в соответствии с принципом изоморфизма, предполагающего возможность замещения одного теоретического знания другим.

Основная цель семинаров привить студентам интерес и навыки самостоятельного анализа лекционного и дополнительного материала, показать значимость теории СМО и необходимость развития ее прикладного направления.

 

 

Семинар первый. Международные отношения как особый род социальных отношений. Понятие «международные отношения».

        1. Возникновение феномена международных отношений. Разделение на внутренние и внешние социальные взаимодействия.
        2. Возникновение института государства. Феномен «нации».
        3. Основные теории международных отношений как методы изучения международной среды.
        4. Значение принципа изоморфизма в СМО и для СМО.

Основная литература

Учебники и учебные пособия:

Категории политической науки: Учебник. – М.: МГИМО (Университет), РОССПЭН, 2002. – 656 с.

Малахов В.С. Государство в условиях глобализации: учебное пособие. – М.: КДУ, 2007. – 256 с.:табл. 2. (Политический разум и политика/Отв. ред. Б.Г. Капустин).

Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие/Под ред. проф. П.А. Цыганкова. – М: Альфа-М, 2004 (Серия «Спецкурс»). – 288 с.

Научная литература:

Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. – с.36-68.

Галтунг Й. Теория малых групп и социология международных отношений (Исследование проблемы соответствия). //Теория международных отношений: Хрестоматия. /Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – С. 135-146.

Дополнительная литература:

Баталов Э.Я. О философии международных отношений. М.: НОФМО. 2005.

Зандшнайдер Э. Новый мир, старое мышление: Границы между внешней и внутренней политикой исчезают//Internationale Politik, 2005. № 1, январь-февраль. – СС. 4-17.

Теория международных отношений на рубеже столетий/Под ред. К. Буса и С. Смита: Пер. с англ./Общ. Ред. и предисл. П.А. Цыганкова. – М. Гардарики, 2002. – С. 13-51.

Семинар второй. Объект, предмет, методологические установки социологии международных отношений.

1. Социологический подход к изучению международных отношений. Конструирование объекта.

  1. Исторический вклад научных школ теории международных отношений в рождение и развитие СМО.
  2. Охарактеризовать предмет СМО.
  3. Особенности теоретической и эмпирической базы СМО.

 

Основная литература

Учебники и учебные пособия:

Международные отношения: социологические подходы /Рук. авт. колл. проф. П.А. Цыганков. – М.: Гардарика, 1998. – 352 с.

Цыганков А. П., Цыганков П. А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий: Учебное пособие для студентов и вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 238 с.

Каримова А.Б. Социология международных отношений/Тезаурус социологии: темат. слов.-справ./под ред. Ж.Т. Тощенко. (Учебно-методическое пособие) М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 348-354.

 

Научная литература:

Международные отношения: социологические подходы /Рук. авт. колл. проф. П.А. Цыганков. – М.: Гардарика, 1998. – с. 38-47.

Галтунг Й. Теория малых групп и социология международных отношений (Исследование проблемы соответствия). //Теория международных отношений: Хрестоматия. /Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – С. 135-146.

Цыганков А. П., Цыганков П. А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий: Учебное пособие для студентов и вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – с. 12-68.

 

Дополнительная литература:

Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 /Отв.ред. А.Д. Богатуров. В 4-х тт. - М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003. Т.1.

 

Справочная литература:

Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. /Пер. с англ. – М.: «Экономика», 2004. – с. 332.

 

Семинар третий. Методологические основы и методы социологического анализа международных отношений.

1. Базовые методики анализа международных отношений.

2. Методы социального прогнозирования и проектирования в международной среде.

3. Стратегический анализ.

4. Социопрогностические исследования в России.

 

Основная литература

Учебники и учебные пособия:

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 333 с.

Глотов М.Б. Социологическое исследование экономических и политических процессов: Учеб. пособ. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГПА, 2005. –116 с.

Леньков Р.В. Социальное прогнозирование: предметная область и методы: Учебное пособие/ ГУУ. – М., 006 – с. 61.

Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие/Под ред. проф. П.А. Цыганкова. – М: Альфа-М, 2004 (Серия «Спецкурс»). – 288 с.

Научная литература:

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – с. 236-265.

Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. – с.8-35.

Глотов М.Б. Социологическое исследование экономических и политических процессов: Учеб. пособ. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГПА, 2005. – с. 24-39.

Леньков Р.В. Социальное прогнозирование: предметная область и методы: Учебное пособие/ ГУУ. – М., 006 – с. 17-25.

Международные отношения: социологические подходы /Рук. авт. колл. проф. П.А. Цыганков. – М.: Гардарика, 1998. – с. 152—192.

Дополнительная литература:

Саати Т. Принятие решений: метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.

Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики: теоретические основания и методы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.

 

Семинар четвертый. Структура международного сообщества

  1. Зарождение межгосударственной системы. Международные организации.
  2. Современное национальное государство. Конгломерат подходов.
  3. Государства переходного типа как пример неоэволюционизма.
  4. Потоки, соглашения, структуры и коммуникации – переменные измерения динамики трансформаций международных процессов.
  5. Международные акторы в пространстве «международного порядка» (ООН) и «мирового порядка» («Большая семерка»/«Большая восьмерка»).

Основная литература

Источники

Устав ООН/www.un.org.

Учебники и учебные пособия:

Восток/Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие/Под ред. А.Д.Воскресенского. – М.:МГИМО, РОССПЭН, 2002.

Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие/Под ред. проф. П.А. Цыганкова. – М: Альфа-М, 2004 (Серия «Спецкурс»). – 288 с.

Научная литература:

Богатуров А. Международный порядок в наступившем веке//Международные процессы, 2003. № 1. - С. 6-23.

Кларк Дж. Неустойчивые государства: трансформация систем социального обеспечения//Журнал исследований социальной политики, 2003. Т. 1. № 13. – СС. 69-89.

Лунев С., Широков Г. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. – М.,Academia, 2001. – с. 8-34.

Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие/Под ред. проф. П.А. Цыганкова. – М: Альфа-М, 2004 (Серия «Спецкурс»). – СС. 101-156.

Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. – М.: Праксис, 2004. – СС. 74-76.

Хеллман Дж. Конституции и экономическая реформа в переходный период// Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1996. №2. – СС. 17-26.

Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. – М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. – с. 27-52.

Дополнительная литература:

Восток/Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие/Под ред. А.Д.Воскресенского. – М.:МГИМО, РОССПЭН, 2002.

Нешатаева Т.Н.. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. 2-е изд. – М.: Дело, 1999. – С. 90-110; - С. 216-239.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени: Пер. с англ. Изд. 5-е, исправл. – М. Едитория УРСС, 2003. (Синергетика от прошлого к будущему). – с. 70-83.

Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 /Отв.ред. А.Д. Богатуров. В 4-х тт. - М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003.

 

Семинар пятый. Транснациональные и наднациональные акторы и структуры

  1. Морское и континентальное измерения в организации мирового пространства.
  2. Развитие геополитических идей в России конца ХХ в. Становление отечественных школ международно-политического анализа.
  3. «Глобальное управление» и «международный режим». ТНК: транснационализация социальных и политических отношений.
  4. Феномен наднациональности и его формы. Тенденция постнациональности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...