Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лыжной подготовки в младших классах




В настоящее время далеко не все возможности исчерпаны на путях дальнейшего совершенствования методики обучения спосо­бам передвижения на лыжах учащихся. Одним из таких путей яв­ляется расширение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению учащихся, в первую очередь в младших клас­се. Здесь, как правило, наблюдаются большие различия в уровне физической и координационной подготовленности школьников, особенно в I—II классах, так как только часть учащихся до прихо­да в школу становилась на лыжи.

Наблюдая уроки лыжной подготовки в целом ряде городских и сельских школ, к сожалению, приходится констатировать, что по­давляющее большинство учителей проводят уроки на лыжах фронтальным методом: ученики передвигаются к месту занятий и обратно в колонну по одному (во главе с учителем). Подобным образом («потоком») передвигаются учащиеся и при обучении на учебном круге, порой мешая друг другу, наступая на пятки лыж, быстро сокращая интервал в силу различной подготовленности и скорости передвижения. При таком варианте организации учащих­ся на уроке учитель видит проходящего мимо ученика по длинно­му (где должен поместиться весь класс) кругу всего несколько раз за урок да и то кратковременно, не успевая сделать замечания.

Далеко не все учителя физической культуры достаточно ясно представляют особенности дифференцированного и индивиду­ального подходов в обучении способам передвижения на лыжах и в развитии физических качеств.

Дифференцированный подход - это учет общих особенностей групп учащихся, выражающийся в подборе средств, методов и методических приемов.

Индивидуализация подразумевает учет своеобразия, уровня под­готовленности, особенностей каждого отдельного учащегося и т.п.

К сожалению, на уроках по лыжной подготовке не всегда реа­лизуются дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению ходам, спускам, а также к развитию физических ка­честв. Многие учителя не используют имеющиеся в литературе рекомендации по разделению учащихся на группы (групповой метод). А если кто и распределяет учащихся на группы, то делает


 




это чисто формально, без учета уровней физического развития и координационных способностей, а также степени владения лыжа­ми, которые во многом определяются следующим обстоятельст­вом - катался ли школьник на лыжах в дошкольном возрасте или нет. Таким образом, первой задачей учителя при организации дифференцированного обучения является распределение учащих­ся по группам, в каждой из которых должны быть подобраны ученики, примерно равные по подготовленности. Так, в I классе основным критерием, определяющим распределение учеников на группы на уроках лыжной подготовки, является уровень владения (управления) лыжами. Это можно определить при выполнении учениками следующих подводящих упражнений:

1. Поднимание и опускание носков и пяток лыж (поочередно правой и левой), слегка сгибая ноги.

2. Поднимание носков лыж и размахивание ими вправо и влево.

3. Поднимание и перестановка носков лыж в сторону и обратно.

4. Поднимание согнутой ноги назад и вперед, отрывая пятку, а затем носок лыжи.

5. Поднимание согнутой ноги, удерживая лыжу горизонтально над лыжей.

6. Приставные шаги в сторону.

7. Отведение прямой или слегка согнутой ноги с лыжей назад.
Учитель, визуально оценивая на первых (одном-двух) уроках в

какой степени владеют лыжами ученики, выставляет оценки каж­дому ученику. Лучше делать это по трехбалльной системе: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Сооб­щать ученикам оценки не следует. Указанные упражнения одно­временно используются в данном случае и как «контрольные». Пятое упражнение, если его проводить с задачей «как можно дольше простоять на одной лыже», с оценкой по времени (в с), дает более полное представление о развитии чувства равновесия у первоклассников.

На сколько групп следует разделить класс на уроках лыжной подготовки? Наиболее целесообразно скомплектовать 3 группы с наполняемостью 8-12 учеников. В данном случае это позволит наиболее эффективно управлять группами и осуществлять диффе­ренцированный подход к обучению. Группы не могут быть оди­наковыми, количественный состав зависит исключительно от уровня подготовленности учеников.

Во II классе к комплектованию групп необходим другой под­ход. Ученики уже год (в I классе) изучали передвижение на лыжах (скользящий шаг), и при разделении на группы необходимо это учитывать. Учитель может комплектовать группы по принципу однотипных ошибок в технике передвижения, при этом учитыва-


-стся, естественно, грубые или значительные ошибки. Например, в одну группу объединяются учащиеся, передвигающиеся на пря­мых ногах (в высокой посадке), в другую - имеющие незакон­ченный толчок ногой, в третью - передвигающиеся в двухопорном положении (отсутствие одноопорного скольжения). Возможны и такие ошибки: «подпрыгивающий» ход, короткий скользящий шаг и другие.

Может случиться, что класс придется разделить и на четыре группы, все зависит от уровня подготовленности школьников. Возможен и другой подход в комплектовании групп - путем про­ведения контрольных упражнений. На первых уроках учащееся выполняют задание - пройти дистанцию 30 м за наименьшее коли­чество шагов (без учета времени). В данном случае длина сколь­зящего шага является интегральным показателем, отражающим уровень владения техникой. Второе упражнение - прохождение того же отрезка 30 м с максимальной скоростью на время (длина шага при этом не учитывается). Указанные контрольные испытания целесообразно проводить на хорошо подготовленной (старше­классниками) ровной лыжне в нормальных (хороших) условиях скольжения. С учетом длины шага и скорости бега учащиеся раз­биваются на группы. Для примера можно привести следующие показатели, полученные нами при обследовании учащихся сель­ских школ.

В среднем учащиеся II класса (мальчики) преодолевают 30 м за 24 шага. Однако в индивидуальных показателях наблюдался значи­тельный разброс от 16 до 40 шагов. Правда, такие крайние пока­затели единичны. Наибольшее количество показателей уклады­вается в диапазоне от 21 до 28 шагов. Исходя из этого, учеников по подготовленности можно разделить с достаточной объектив­ностью на три группы: первая учащиеся, проходящие отрезок за 21 шаг и меньше (хорошо подготовленные), вторая - проходящие отрезок за 22-27 шагов (средний уровень подготовленности), третья - включает учеников, проходящих отрезок за 28 и более шагов.

Следует отметить, что и во втором упражнении (на скорость) распределение учеников примерно одинаково, что отражает общий Уровень подготовленности. Однако полной взаимосвязи между передвижением на лыжах «на скорость» и «на длину» шага не наблюдается, так как это отражает, очевидно, другие качества. Результаты в этом контрольном упражнении можно будет исполь­зовать в дальнейшем при комплектовании групп (команд) в играх-эстафетах, направленных на развитие физических качеств.

Распределяя учеников по группам, учителю необходимо ориенти­роваться только на собственные данные контрольных упражнений и


не сравнивать их с приведенными выше показателями или с результа­тами, полученными в других школах, так как в каждом конкретном случае существенное влияние оказывают условия скольжения, подго­товка лыжни, инвентарь и др. Для учителя главное дифференциро­вать своих учеников. Дополнительно можно учесть и отдельные гру­бые ошибки, и таких учеников выделить в отдельную группу.

Другим вопросом дифференцированного подхода является организация учащихся на уроке (размещение групп и учителя на учебной площадке). Возможны наиболее простые варианты. Например, 2-3 группы передвигаются на учебной площадке по концентрическим «кругам». Уменьшение количества учащихся в группах (по сравнению с классом) позволяет уменьшить длину учебных кругов (потребуется и меньшая площадка) и тем самым осуществить более действенный контроль за техникой передвиже­ния учеников. При этом менее подготовленные учащиеся передви­гаются по внутреннему кругу ближе к учителю, который располага­ется внутри кругов на прямой лыжне или передвигается параллель­но детям по своему внутреннему кругу. Однако при четырех груп­пах учителю трудно контролировать учеников на внешних кругах, поэтому возможен и другой вариант. В данном случае ученики пе­редвигаются на кругах, расположенных по обе стороны от лыжни учителя. Здесь менее подготовленные школьники располагаются на внешних кругах (т.е. опять ближе к учителю), да и «круги» уже и чуть длиннее (более вытянутые и узкие, чем общепринятые), что также приближает учащихся к учителю. Общая длина кругов зави­сит от количества учащихся в группах, размера площадки, которая имеется в распоряжении учителя.

Дать какие-то конкретные рекомендации по длине в каждом конкретном случае трудно. Можно только посоветовать: уча­щиеся должны передвигаться друг за другом с сохранением дис­танции 4-5 м.

Дифференцированный подход предполагает планирование за­даний по группам с учетом подготовленности учащихся или на­личия типичных ошибок в каждой группе. Это позволит ускорить обучение более подготовленных (что поднимет их интерес к уро­ку), а с другой стороны, облегчит обучение менее подготовленных учеников, так как учитель может им уделить больше внимания, целенаправленно подобрать подводящие упражнения для исправ­ления типичных ошибок. Так, при изучение техники скользящего шага менее подготовленные будут изучать его простейший вари­ант - с размахиванием руками, а другие уже будут передвигаться, заложив их за спину.

Дифференцированный подход особенно важен и при занятиях на склоне, при изучении спусков и поворотов в движении. Здесь


главным критерием деления на группы является уверенность при спуске, умение сохранить равновесие. Однако, как правило, учени­ки, владеющие лыжами «на равнине», бывают лучшими и на скло­нах. Так что перераспределять группы, сформированные на учеб­ных кругах для занятий на склоне, практически приходится очень. редко. Главное для дифференцированного обучения спускам за­ключается в сложности подбора крутизны и длины склона для каж­дой группы в зависимости от их подготовленности. По существу, для каждой группы нужен свой склон, да и еще чтобы все склоны были расположены рядом друг с другом для контроля за учебным процессом. Важно при этом обеспечить безопасность спусков, из­бежать пересечения направлений спусков, выделить направления подъемов, т.е. регулировать движение. Главное при обучении на склоне - доступность упражнений для каждой группы учащихся.

Для первоначального обучения младших школьников спускам необходимо иметь склоны различной крутизны и длины (напри­мер, 10, 15, 20 и 30 м). Как правило, более длинные склоны и не требуются - на коротких склонах можно резко повысить плотность занятий, так как увеличивается количество попыток. Но главное требование к склонам - они должны быть прямые и ровные, от­крытые и без посторонних предметов (пней, камней, кустов и т.д.). Крутизна склона определяет скорость спуска. Для начинающих она должна соответствовать скорости медленно или быстро иду­щего человека (это простое практическое правило еще не все учи­теля взяли «на вооружение»). Конечно, не у всех школ рядом есть необходимый «набор» склонов, но в этом случае менее подготов­ленным ученикам можно выполнять спуски с части (с половины или с одной трети по высоте) склона. При этом важно регулиро­вать порядок спуска, обеспечить высокую дисциплину с тем, чтобы избежать столкновений и травм. Можно разместить на склонах знаки, указывающие направления (коридоры) спусков и подъемов.

Дифференцированный подход к обучению на склоне осуществ­ляется не только выбором крутизны и длины склона, но и слож­ностью заданий - какая-то группа учеников осваивает только спуск в основной стойке, а другая (более подготовленная) может уже выполнять на спуске и подводящие упражнения к поворотам переступанием и рулением. Например, при спуске можно выпол­нить следующие упражнения:

1. Спуск с изменением глубины стойки (многократные пружи­нистые приседания).

2. Спуск со склона, многократно перенося вес тела с лыжи на лыжу («переминаясь» с ноги на ногу).

3. При спуске, перенеся вес тела с лыжи на лыжу, слегка при-: однять носок свободной (от веса тела) лыжи.


 




4. Спуск со склона с легким многократным подпрыгиванием (лыжи чуть отделяются от поверхности снега).

5. Спуск со склона без палок с дополнительными движениями рук (размахивание, вращение и т.д.).

6. При спуске преодолеть несколько ворот с верхней перекла­диной из лыжных палок, приседая и наклоняясь под воротами и выпрямляясь между ними (высота ворот меняется).

7. При спуске поднять какой-либо предмет (рейку, варежку, флажок) или переставить их с одной стороны на другую.

8. При спуске бросить малый мяч или снежок в цель.

9. Спуск с мячом (волейбольным или футбольным). Бросить его партнеру и получить обратно (поймать).

10. Спуск двух учеников по параллельным лыжням, перебра­
сывая мяч друг другу.

Все эти и другие упражнения помогут в значительной степени дифференцировать сложность задания. Однако необходимо знать, что важное значение имеет реализация принципа постепенности -не следует усложнить задания, преждевременно переходить на бо­лее крутые и длинные склоны, если ученики не освоили свои пер­вые спуски на коротких склонах и с небольшой скоростью или неуверенно выполняют дополнительные задания (упражнения) при спуске. Занятия групп на разных склонах дает возможность в значительной степени повысить плотность занятий - увеличить количество спусков. Поэтому их длина не должна быть велика, важно также увеличить количество попыток на коротких спусках. Для повышения плотности большое значение имеет и краткость объяснения. Длительный рассказ, особенно в младших классах ничего не дает.

В малокомплектных школах дифференцированный подход иг­рает исключительно важную роль в связи с особенностями прове­дения уроков с различным составом учащихся порой даже трех -четырех возрастных групп (с I по IV классы при малой их напол­няемости). Этот фактор и диктует распределение учеников на группы - в каждой учащиеся одного класса (одного возраста). В таких типах школ это объединение дает возможность, не увели­чивая учебную нагрузку учителя физической культуры, проводить уроки по лыжной подготовке ежедневно со всеми учениками. Кроме того, в малокомплектных школах, как правило, нет поме­щений (залов) для нормального проведения уроков по гимнастике и играм, поэтому все снежное время года можно вести занятия на лыжах. При наличии лыжного инвентаря это создает идеальные условия (урок каждый день!) для овладения техникой способов передвижения на лыжах, повышения уровне физического разви­тия и закаливания учащихся.


Принципы индивидуализации на уроках лыжной подготовки реализуются чаще всего в отношении слабо подготовленных уче­ников. Учитель «вызывает» их с внутреннего круга на «свою» лыжню, исправляя ошибки, подсказывая, давая задание выполнить подводящее упражнения. В то же время другие учащиеся продол­жают выполнять задания по группам на своих учебных кругах. Учитель должен, используя свой опыт, исправлять у учащихся одни и те же ошибки различными способами с учетом индивиду­альных особенностей.

Особенно широко используется индивидуализация в малоком­плектных школах в силу малой наполняемости классов, а также в связи с тем, что на уроке одновременно занимаются учащиеся по программам смежных классов. Вполне естественно, меньшая на­полняемость класса позволяет в большей степени за счет индиви­дуализации интенсифицировать процесс обучения и улучить каче­ство усвоения материала. Принцип индивидуализации может быть реализован только в том случае, если учитель будет учитывать особенности физического развития и координационные способ­ности каждого школьника и его уровень владения техникой каж­дого способа передвижения на лыжах. Все это поможет ускорить (даже по сравнению с программой лыжной подготовки, которая рассчитана на «среднего» ученика) процесс обучения, а также избежать возможных травм. Ускорение обучения очень важно, так как высвобождает время для другого, не менее важного разде­ла работы по лыжной подготовке - развития физических качеств скорости и выносливости в передвижении на лыжах.

Игры на лыжах

Одним из важнейших средств физического воспитания школьни­ков являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации в связи со спе­цификой занятий) игры, игровые упражнения и задания получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психи­ческое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр и игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность нагрузки, моторную плотность, интерес школьников и в то же время тормозит развитие утомления.

В процессе игр можно целенаправленно воспитывать такие важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость в дости-| жении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой


 




являются незаменимым средством в воспитании морально-волевых качеств у школьников при организации уроков по лыжной подго­товке и спортивно-массовых мероприятий в школе. Особенно важно применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной подготовки в начальной школе. Они играют исключи­тельно важную роль при организации уроков в начальной школе в связи с началом обучения с шести лет. Дети младшего школьного возраста ввиду особенностей развития центральной нервной сис­темы быстро теряют интерес к многократным, однотипным по­вторениям элементов ходов и т.д.

Применение игр очень разнообразно. На уроках лыжной под­готовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техни­ки способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в раз­личные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в про­грамму зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от по­ставленных задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники способов передвиже­ния на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения'мо-гут быть использованы и для развития физических качеств.

При изучении и закреплении навыков в технике лыжных ходов или отдельных элементов и для развития равновесия в младших классах (особенно при первоначальном обучении) можно исполь­зовать разнообразные игровые упражнения (задания).

Для совершенствования техники скользящего шага целесооб­разно применять следующие игровые упражнения с элементами соревнований:

1. С небольшого разбега проскользить на одной лыже до полной остановки. Упражнение выполняется поочередно на правой и левой лыже (естественно, без потери равновесия). 2. Преодолеть с места или с предварительного разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние. 3. Пройти без палок скользящим шагом заданный отре­зок за наименьшее количество шагов. В зависимости от возраста и подготовленности школьников длина отрезка изменяется от 20 до 40 м. 4. Пройти скользящим шагом по лыжне, размеченной флажками. Расстояние между ориентирами (флажками, ветками) -один полный скользящий шаг. Постепенно с овладением техникой скользящего шага расстояние между ориентирами увеличивается с учетом условий скольжения на данном занятии (уроке).

Совершенствованию техники скользящего шага поможет про­ведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо


иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьни­ки на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передви­гаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведет команду юный лыжник, хоро­шо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуют­ся по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягива­ет одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в ко­манде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не от­пуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овла­девшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенство­вания. В младших классах школьники еще не в состоянии согла­сованно передвигаться в такой колонне.

Для совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах в целом применяются следующие игры-задания:

1. Пройти заданный отрезок одновременным бесшажным ходом за наименьшее количество отталкиваний. 2. Пройти заданный от­резок одновременным ходом, отталкиваясь у ориентиров. Условия те же, что и в упражнении для скользящего шага, но учитываются и изучаемый одновременный ход, возраст, пол, и подготовленность школьников. 3. Одновременными ходами пройти участок с воро­тами из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении наклона.

Для совершенствования отталкивания ногой, воспитания чув­ства равновесия и улучшения координации при управлении лы­жами используется передвижение коньковым ходом на равнине;И под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан). Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний).

В младших классах для совершенствования техники скользяще­го шага и элементов попеременного двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием можно провести соревнование-эстафету «Слалом на равнине». Школьники делятся на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыж­ных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу сколь-


 




зящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочередно.

В конце трассы соревнующиеся обходят последний флажок, возвращаются по параллельной лыжне одновременным ходом (для учащихся IV классов и старше), или скользящим шагом, или попеременным двухшажным ходом (для младших школьников). Условия передвижения по трассе и обратно заранее оговаривают­ся. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участника. Если школьники сбили флажки или пропустили, они обязаны вернуться, поставить их на место и обойти вновь с за­данной стороны.

Победителем объявляется команда, закончившая эстафету пер­вой. Трассу «слалома» можно усложнить, сокращая расстояние между флажками или расставляя их в шахматном порядке (школьники в этом случае обходят флажки с наружной стороны). Учитель может подготовить различные варианты таких эстафет с включением разнообразных (в том числе и искусственных) пре­пятствий. Сложность трассы зависит от возраста и подготовлен­ности школьников и от поставленных задач.

Подобные эстафеты могут проводиться и для развития физиче­ских качеств, в первую очередь быстроты передвижения на лы­жах. В этом случае прокладывается «гладкая» (без препятствий) и прямолинейная лыжня. Эстафета может носить встречный харак­тер. Учащиеся при развитии быстроты передвигаются с макси­мальной скоростью и на коротких отрезках (в зависимости от возраста), но не более 200-250 м. Для развития других физических качеств (специальной выносливости в старших классах) длина этапов может быть увеличена, прокладывается замкнутая лыжня. Две противоположные длинные стороны (лыжни) прокладывают­ся обязательно параллельно одна другой на расстоянии, завися­щем от возраста учеников. Эти две лыжни соединены между собой короткими (50-150 м) перпендикулярными лыжнями, проложен­ными на равном расстоянии друг от друга.

Количество таких лыжней не меньше числа играющих (лучше в 2-3 раза больше, чем количество школьников).

Если класс большой, учащиеся разбиваются на подгруппы. В каждую подгруппу включаются школьники, примерно равные по силам. Правила игры заключаются в следующем. Школьники медленно передвигаются группой по замкнутой лыжне. Когда подгруппа проходит по одной из длинных сторон, учитель подает сигнал, по которому ученики должны быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких лыжней и с максимальной скоро­стью пересечь площадку до другой лыжни. Пришедшему первым присуждается одно очко, второму - два и т.д.


Затем игра повторяется: ученики опять медленно идут по кругу и по сигналу вновь бегут поперек площадки. Победитель опреде­ляется по наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых отрезков, количество повторении (игр) зависят от пола, возраста и подго­товленности школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не простаивали - подгруппы идут одна за другой. Иг­ра способствует развитию двигательной реакции и быстроты пе­редвижения на лыжах. Если кто-то из школьников повернет на короткую лыжню до сигнала, нарушитель наказывается штрафом: к сумме его очков за каждое нарушение добавляется штрафное очко. Равенство сил участников в подгруппе значительно повы­шает соревновательный интерес и дает большой эффект для раз­вития скорости.

Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры, например «Догони». Две колонны (команды), равные по количест­ву участников передвигаются по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участ­ники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказав­шиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигна­лу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» боль­шее число участников. Площадка для игры должна быть достаточ­но просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между парал­лельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как эстафеты проходят более эмоционально.

Можно использовать и другие варианты игр на развитие быст­роты, например «Кто первый?». На учебной площадке игры, свя­занные с длительным передвижением на лыжах, способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной подготовки ограничено ввиду недостатка времени. В то же время они должны широко использоваться во внеклассной ра­боте и в различных физкультурно-массовых мероприятиях, напри­мер игра «Охота на лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все остальные участники игры -«охотники» - идут на поиск. «Лисы» убегают, прячутся в овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются поймать «лис». Затем по сигналу через 20-25 мин все возвращаются на место сбора. Каждый раз «лисы» меняются.

Можно провести и многие другие игры: «Найди флажок», «Быстрые тройки», «По следам» и др. Лучше все эти игры органи­зовать по выходным дням и в каникулы во время вылазок и про-


 




гулок на лыжах. Кроме того, они должны обязательно включаться в программу зимних праздников.

Для изучения и совершенствования горнолыжной техники, а также для приобретения уверенности при спуске и воспитания чувства равновесия можно использовать следующие игровые за­дания на склоне: 1. Спуститься со склона в низкой стойке как можно дальше. 2. Спуститься с горы вдвоем (втроем), держась за руки. 3. При спуске собрать флажки, расставленные по обе сторо­ны лыжни. 4. При спуске объехать (пропустить между лыж) пред­мет, лежащий на склоне. Начать спуск с узким ведением лыж. объезжая предмет, принять широкую стойку; затем вновь сузить лыжи. 5. Спуститься вдвоем на одних лыжах (партнер стоит сзади вплотную). 6. «Снежный биатлон». При спуске, не останавливаясь, попасть в цель двумя-тремя снежками. 7. При спуске на склоне пройти одни или несколько ворот, сделанных из палок с верхней перекладиной или из двух палок в виде треугольника (соединены над лыжней петлями). То же, выпрямляясь между воротами.

8. Спуск со склона на одной лыже (поочередно на правой и левой).

9. Спускаясь со склона, каждый школьник (без палок) переставля­ет флажки с одной стороны лыжни на другую, и наоборот (кто больше переставит флажков, предварительно расставленных в 0,5 м от лыжни). *

Все указанные упражнения выполняются на хорошо укатан­ном, но нежестком склоне, с которого удалены все посторонние предметы (камни, пни и др.). Длина и крутизна склона зависят от возраста и подготовленности школьников. Не менее интересно проходят игры и эстафеты на склонах, где школьники приобре­тают уверенность в преодолении спусков и в выполнении поворо­тов в движении. Можно, например, провести эстафету «Спуск с препятствиями». Крутизна и длина склона подбираются в соот­ветствии с возрастом и подготовленностью участников, главное требование - должна быть обеспечена безопасность спуска. На склоне прокладываются параллельные трассы по числу участ­вующих команд (обычно 2-3), но это зависит и от ширины скло­на. На трассе устанавливаются ворота (не более 4-5) из лыжных палок и несколько флажков.

Состав команд зависит от количества учеников (лучше не бо­лее 4-6 человек). Это позволит увеличить количество повторных спусков и избежать длительных простоев. По команде учителя пер­вые номера начинают спуск (без палок) по параллельным трассам, преодолевая ворота и собирая флажки. Лыжник, спустившийся первым, получает наибольшее количество очков, второй - на одно очко меньше и т.д. Каждый участник получает дополнительно по одному очку за каждый поднятый флажок. За сбитые или пропу-


щенные ворота снимается по одному очку. Таким образом пооче­редно парами (тройками и т.д.) преодолевают трассы все участ­ники. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков всеми участниками. На склонах игры проходят более интересно и всегда привлекают школьников. Каждый учи-, тель сам сможет подобрать различные по характеру и сложности игры и игровые упражнения в зависимости от задач, пола, возрас­та и подготовленности школьников.

Чаще всего игры и игровые упражнения проводятся с учащи­мися младших и средних классов, но и в старших классах их сле­дует применять, особенно при развитии физических качеств (на­пример, быстроты).

Описание других игр на лыжах и методику их проведения сту­денты могу прочитать в различных изданиях и в учебнике по под­вижным играм.

Домашние задания

Школьной программой в целях привлечения учащихся к еже­дневным занятиям физическими упражнениями (в том числе и лыжами) предусмотрены обязательные домашние задания для привития навыков самостоятельной работы. Особенно это важно в зимнее время, когда двигательная активность школьников уменьшается в силу ограниченных возможностей для занятий дру­гими физическими упражнениями.

От урока лыжной подготовки - к домашним заданиям, а через них - к самостоятельным и к секционным занятиям - вот путь, который позволит решить задачи гармоничного физического вос­питания, подготовки школьников к будущей профессии и обороне Родины. В этой цепочке занятий одно из важнейших звеньев со­ставляют домашние задания. Выполнение домашних заданий по лыжной подготовке по сравнению с другими видами физических упражнений имеет свои особенности и определенные трудности.

Если задания по общефизическим упражнениям на различные группы мышц, как правило, не нуждаются в особом оборудовании и в специальных местах для занятий и выполнение их легко кон­тролируется по достигнутому результату (например, в подтягива­нии и отжимании), то домашние задания по лыжной подготовке требуют специального (личного) инвентаря и близко расположен­ной лыжни (в парке, сквере, лесу). Имеются определенные труд­ности и в контроле за их выполнением.

Поэтому учитель физической культуры, планируя лыжную под­готовку (уроки и домашнее задание), должен провести предвари­тельную организационную и разъяснительную работу с родителя-


 




ми и учащимися. С этой целью еще осенью следует убедить родите­лей в необходимости приобретения для учащихся личного лыжного инвентаря, несмотря даже на наличие полного комплекта лыж в школе. С одной стороны, это позволит более продуктивно орга­низовать уроки лыжной подготовки в школе, а, с другой стороны, позволит успешно выполнить домашние задания по лыжам.

Кроме этого, для успешного выполнения домашних заданий учитель должен позаботиться и о подготовке мест занятий. Уча­щиеся сельских школ обычно не испытывают затруднений в поис­ках мест занятий: склоны, берега рек, лес, поле обычно располо­жены рядом со школой или поселком. В условиях города занятия по лыжной подготовке, как правило, проходят в постоянном мес­те недалеко от школы (в парке, сквере и т.д.). Учащиеся школы обычно живут в микрорайоне, ее окружающем. В любом случае учителю вместе с учениками необходимо подготовить места заня­тий: промерить и разметить учебно-тренировочные круги по 400-600 м (но не более 1 км) и разметить их ориентирами через каждые 100-200 м. Кроме того, целесообразно, если позволяют условия местности, подготовить тренировочный круг длиной 2-3 км для учащихся старших классов. Если рядом есть ровный склон, необ­ходимо его заранее подготовить: очистить от посторонних пред­метов и заровнять ямы и канавы.

Домашние задания по лыжной подготовке могут носить различ­ный характер в зависимости от поставленных задач. Задание может быть дано всем ученикам класса; в этом случае оно служит продол­жением учебной работы по лыжной подготовке и преследует цели:

1. Дальнейшее совершенствование способов передвижения на лыжах, изученных на уроках. 2. Повышение уровня общей рабо­тоспособности и развития физических качеств при передвижении на лыжах. 3. Подготовка к сдаче у

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...