Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целенаправленное нападение




Если «наивный» варвар получает удовольствие от вызванного им эффекта, то это уже целенаправленное нападение, приближающееся к манипуляции или психологической игре.

Манипуляция — преднамеренное и скрытое побуждение I другого человека к переживанию определенных состояний, i принятию решений и выполнению действий, необходимых I для достижения инициатором его целей. i

i


40_______________________________ Тренинг влияния и противостояния влиянию

i Психологическая игра — последовательная (неосознаваемая) цепочка действий, содержащая в себе «ловушку» для партнера и направленная на получение одностороннего психологического выигрыша.

Такой варвар под маской импульсивной неконтролируемой реакции («сорвался», «не выдержал», «вспылил») совершает вполне целенаправленное действие, дающее ему так называемый вторичный выигрыш. Первичный выигрыш - освобождение от психофизиологического напряжения, вторичный выигрыш — удовлетворение от того, что жертва введена в определенное эмоциональное состояние. Если он при этом не осознает, почему он это делает, то это психологическая игра. Если он осознает, какого вторичного выигрыша добивается, то это почти «гедонистическая манипуляция» (см. Главу 3). «Почти» — потому, что нападение слишком явно и грубо, а манипуляция совершается скрытно и тонко. Возможен и выигрыш третьего порядка — достижение собственных целей благодаря тому, что жертва введена в соответствующее эмоциональное состояние и действует под влиянием этого состояния. Это почти «прагматическая манипуляция» (см. Главу 3). Опять-таки почти, поскольку нападение слишком прямо и грубо. Однако точную грань между манипуляцией и варварством здесь провести нелегко, да вряд ли и нужно, если руководствоваться лишь практическими, а не научными соображениями.

Нападение — это удар по душевному «инструменту», а манипуляция — это игра на нем. Однако с точки зрения противостояния такому влиянию в реальном взаимодействии грань между манипуляцией и нападением не так уж важна. В обоих случаях применил/ алгоритм цивилизованного противостояния, рассмотренный в главе 6.

а) Наивный варвар б) «Играющий» варвар в) «Манипулирующий» варвар-гедонист г) «Манипулирующий» варвар-прагматик д) Искушенный варвар-манипулятор
Ой, как сильно я ударил случайно1 Мне зачем-то надо все время ударять. Ой, как забавно звенит, когда я ударяю1 Когда я ударяю, он часто говорит много интересного Сейчас ударю, ион мне все скажет!

Если «наивный» варвар сначала действует импульсивно, а затем научается извлекать вторичный и третичный выигрыш из своей импульсивности, то «искушенный» варвар с самого начала действует целенаправленно.


Глава 2. Варварское психологическое влияние


42* ______________________________ Тренинг влияния и противостояния влиянию

К «^истому» целенаправленному нападению применимы вопросы *3аче#» «Для чего?» «Ради какой цели?». Как правило, целью нападения явйяется оказание того или иного влияния на эмоциональное со-:тояние, мысли, намерения и поступки другого человека. Захват тер-эитории или нанесение ущерба — на самом деле не всегда конечная цель irpeccopa. Это могут быть средства, которые варвар использует для того, гтобы ввести партнера в определенное психическое состояние, вызвать / него определенные эмоциональные переживания, мысли, намерения, i в перспективе и спровоцировать определенные действия.

В сущности, целенаправленно нападающий варвар добивается того ке, что и манипулятор, но гораздо более варварскими психологическими способами. Он использует средства слишком интенсивные, гру-эые, резкие, возможно, слишком «ядовитые». Целенаправленное нападение - это не манипуляция, а скорее операция.

1.2. Формы операции нападения

Операция нападения может совершаться в трех формах: П деструктивная критика; П деструктивные констатации; О деструктивные советы.

Деструктивная критика - это:

П пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности

человека; П грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел

и поступков, значимыхдля него людей, социальных общностей,

идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т. п.; П риторические вопросы, направленные на обнаружение и

«выправление» недостатков. Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекаетего силы наборьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

По форме деструктивная критика часто неотличима от формул внушения: «Ты безответственный человек. Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто». Однако инициатор воздействия имеет своей осознаваемой целью «улучшение» поведения адресата воздействия (а неосознаваемой - освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Он отнюдь не имеет в виду закрепления и упрочения тех моделей поведения, которые описывают используемые им формулы. Характерно, что закрепление отрицательных моделей поведения - один из наиболее разрушительных и парадоксальных эффектов деструктивной критики. Известно также, что в формулах вну-


шения и аутотренинга настойчиво отдается предпочтение положительным формулировкам, а не отрицанию отрицательных (например, формула «Я спокоен» предпочтительнее формулы «Я не волнуюсь»).

2. Деструктивные констатации — это:

П упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная и расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких; их алкоголизм или наркомания в семье; наследственные и хронические болезни; природная конституция, прежде всего рост; черты лица; близорукость или другие нарушения зрения, слуха и т. п.); П «дружеские», «безобидные» ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн адресата. Иногда бывает трудно различить, совершаются ли деструктивные констатации намеренно — для того, чтобы вызвать негативные реакции партнера, или по недоразумению, недомыслию, бестактности, под влиянием импульса. Однако независимо оттого, совершаются ли они намеренно или «не нарочно», важен их эффект. Если адресат приходит в состояние растерянное т, беспомощности, смятения и т. п., констатация оказалась деструктивной, какими бы ни были намерения инициатора воздействия. Наивное, искреннее варварство — это тоже варварство.

3. Деструктивные советы — это:

П непрошеные рекомендации и предложения по изменению

позиции, способа поведения и т. п.; П безапелляционные указания, повеления и инструкции, не

подразумеваемые социальными или рабочими отношениями

партнеров. Классификация форм нападения и соответствующие примеры представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Классификация форм нападения с примерами

Формы нападения Примеры
1. Деструктивная критика «Тебе трудно даются такие вещи» «Кроме тебя, так плохо эту работу никто не мог бы сделать» «Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто» «Меня поражает твоя страсть к дешевым вещам» «Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми» «Твои дети всегда отличались невоспитанностью» «У тебя не друзья, а секта каких-то несостоявшихся личностей» «В твоем возрасте - и такая тяга к мелодраме!»

44 _______________________________ Тренинг влияния и противостояния влиянию

Окончание табл. 2.1

Формы нападения Примеры
1 Деструктивная критика «Как ты можешь так нелепо одеваться?» «Тебе не приходит в голову, что это глупость?» «Ты что, совсем соображение потерял?» «Как можно пользоваться таким ужасным дезодорантом?»
2. Деструктивные констатации «Ну да, ты же из маленького города» «Ты ведь интеллигент всего лишь во втором (первом) поколении...» «Ты ведь говорил, что в твоей семье есть и другие отклонения» «В прошлые годы ты бы считался нацменом, вот тогда у тебя были бы дополнительные преимущества» «Я помню, вуз ты закончил не самый престижный» «Когда ты сердишься, я почему-то вспоминаю твоего брата, который попал в места не столь отдаленные..» «Этот костюм скрывает непропорциональность твоей фигуры» «Ты не видишь, наверное, из-за слабого зрения» «Ты и раньше смотрел сквозь пальцы на такие нарушения» «Помнишь, у тебя были проблемы с отчетностью» «У тебя презентация тогда, помнишь, не была подготовлена» «Я часто вспоминаю, сколько мы возились всем отделом, чтобы исправить твою ошибку» «Я никогда не забуду, как ты тогда напился» «Хорошо, что Аня не знает, что у тебя было с Натальей Алексеевной» и т. п.
3. Деструктивные советы «Ты бы лучше..» «Ты бы еще сделал...» «А почему бы тебе не..» «На твоем месте я бы...» «Тебе следует.» «В твоем положении не стоит...» «Пора бы уже тебе усвоить..» «Надо работать над собой!» «Иди и скажи ему.» «Немедленно забери свое заявление...» «Никогда больше не делай этого..» «Извинись» «Немедленно напиши рапорт на него» «Больше никогда не разговаривай с ним'» «Не смей больше говорить об этом в моем (его ее) присутствии» «Впредь знай свое место» «Запомни на будущее, что это тебя не касается» и т. п.

Непрошеные советы являются нападением потому, что они бросают вызов способности человека самому определять, какие вопросы задавать себе и каких избегать, на что обращать внимание, какие принимать решения и как учиться на собственных ошибках.

ПРИМЕР _____________________________________________ Житейский пример

Однажды одна американская коллега Шелби Морган сказала мне: «Я вовсе не всегда открыта для чужой критики и чужих советов. Часто мне хочется покоя и целостности, а иногда я чувствую, как что-то важное вызревает во мне. Зачем мне в этот момент чужая интервенция?» Однажды Шелби приехала ко мне на дачу со своей дочерью Сарой. Девочке было пять лет. Мы шли по платформе втроем, и у Сары шнурки от кроссовок были не завязаны. Только что прошел


Глава 2. Варварское психологическое влияние _____________________________45

дождь. Белоснежные шнурки на глазах превращались в грязные мокрые хвостики. И Шелби, и Сара не обращали на это никакого внимания. Я, наученная опытом общения с моей американской подругой, тоже помалкивала и держала возможные комментарии при себе. Однако каждая идущая нам навстречу женщина обязательно говорила что-то вроде: «Ребенку шнурки завяжите! Смотрите, как они болтаются!» Почуяв в Шелби иностранку, они обращались уже ко мне: «Скажите ей...» и т. д. Я всем отвечала: «Спасибо» и шла дальше. После третьего такого обращения Шелби не выдержала: «Почему мы должны ходить с завязанными шнурками? Почему все вокруг лучше меня знают, что мне надо делать, и пытаются заставить меня жить по-другому? Почему в России все мне что-то советуют? Ведь это нарушение моих прав!»

Непрошеные советы — это нарушение личностных прав.

Итак, психологическое нападение - это удар по чужой психике, нанесенный сознательно или неосознанно, результатом которого является какофоническое звучание разных струн души жертвы.

Варварское нападение, каким бы странным это ни казалось, помогает варвару реализовать каждую из целей влияния. С помощью нападения можно удовлетворить свои потребности в материальных ресурсах, в агрессии, в силе, в мести, в покое (после нападения могут оставить в покое надолго), во влиянии. Эффект нападения столь очевиден, что для грубой души варвара этого метода вполне достаточно, чтобы удовлетворять многие свои потребности. Поэтому варварство живуче и не склонно уступать своих позиций цивилизации.

Принуждение

Принуждение - это приневоливанье (стимуляция) человека к выполнению определенных действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений.

Принуждение - действие по глаголу «принуждать». Принуждать - силою побуждать к чему-либо; заставлять1.

Принуждение возможно только в том случае, если принуждающий действительно обладает возможностями реализации угроз, то есть полномочиями в лишении адресата каких-либо благ или в изменении

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1882; 1999.


46 _______________________________ Тренинг влияния и противостояния влиянию

условий его жизни и работы. Такие возможности можно назвать контролирующими. Принуждая, инициатор угрожает применением своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата нужного ему поведения.

В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом -как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств».

Формы принуждения

Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований:

«Вы должны три раза проверить свои расчеты, это мое золотое правило».

«На работу все должны приходить только в темных костюмах».

«Если презентация не будет сделана в Power Point, то вы вообще не будете делать никакой презентации».

Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений:

«Работать в офисе после того, как я ухожу, запрещается».

«Вы не имеете права подойти к клиенту, если я с ним веду переговоры, даже если это ваш личный знакомый».

Запугивание возможными последствиями:

«Те, кто собирается мне сейчас возразить, потом долго будут это расхлебывать».

«Те, кто не будет участвовать в корпоративном празднике, потом пожалеют об этом».

Угроза наказанием, в наиболее грубых формах - физической расправой:

* Те, кто отказывается от одинакового для всех обеда, который нашей фирме дается со скидкой, лишаются права пользования корпоративной кухней».

«Вы либо делаете это ко вторнику, либо увольняетесь».

«Если не согласишься, мне придется применить силовые методы».

Принуждение - это способ влияния, который ограничен в области своего возможного применения, так как инициатор влияния должен обладать рычагами непсихологического давления на адресата. Если оба партнера обладают такими рычагами, то они могут начать «мериться силами». Такое взаимодействие можно назвать открытой силовой борьбой. Побеждает тот, чьи угрозы оказались более действенными. Поеди-


Глава 2. Варварское психологическое влияние _____________________________47

нок похож на обмен угрожающим рычанием между двумя собаками, волками или первобытными полуобязьянами.

Гораздо чаще, чем это можно предположить, участники тренинга влияния заявляют, что все четыре рассмотренные выше формы принуждения являются вполне оправданными для отечественных условий.

ПРИМЕР _________________________________________ Случай директора Д. М.

Я считаю, что методы принуждения очень действенны. Человек должен твердо знать, что его ждет, если он не выполнит каких-то условий. Я заранее объявляю ему условия. Объяснять, почему я ввожу именно эти условия, кстати, не всегда полезно. Почему, собственно, я должен объяснять свои решения? Это мое дело как директора принимать решения. Дело остальных - их исполнять. Если не будет твердости, не будет никакой работы. И запреты бывают очень полезны. Например, я бы с удовольствием ввел запрет на курение во время работы. Собираются в курилке люди разного статуса и из разных отделов, и на почве совместного курения у них образуется своеобразное братство. Между делом иногда, как бы шутя, там иногда затрагиваются и важные проблемы. Начальник отдела должен же что-то отвечать, когда к нему обращается с вопросом «собрат» по курилке. Иногда получается, что случайно распространяется важная информация. В итоге на важное решение может повлиять сотрудник, который вообще к этому не имеет отношения. Вся стратегия перекашивается. И все это совершенно невозможно проконтролировать. Надо просто запретить курить и ликвидировать курительную комнату, причем без объяснений. Какие тут могут быть объяснения? Да это просто воспримут как приступ шпиономании. Так что я за принуждение.

Принуждение, несомненно, является постоянным элементом нашей жизни, и прежде всего, жизни деловой. Мы принуждены следовать условиям договора, принятого решения, официальной инструкции, правилам вежливости и т. п. Однако во всех этих случаях мы добровольно соглашаемся на то, что условия договора, решения и т. п. будут принуждать нас поступать соответствующим образом. По-настоящему принуждает тот запрет, решение, ограничение, наказание и т. п., которые не были согласованы с нами заранее и не имеют статуса определенного договора. Открытая силовая борьба может перестать быть варварской и в тех случаях, если угрозам придан характер аргументов. Однако угроза может быть превращена в аргумент только в том случае, если приведение ее в исполнение зависит не от инициатора влияния, ссылающегося на эту угрозу, а от каких-то внешних сил («третьей силы»).

ПРИМЕР _______________________________________________________________

«Если контракт не будет подписан до 1 июня, вступит в силу закон о повышении пошлинного сбора, что приведет к потерям. Если же мы подпишем контракт до 1 июня, то закон не будет иметь обратной силы».


48_______________________________Тренинг влияния и противостояния влиянию

Варвар не должен обольщаться мыслью, что, если он сможет облечь угрозу в вежливую форму, она превратится в аргумент. Изысканно вежливая угроза остается угрозой, если приведение ее в действие зависит от того, кто угрожает.

Цивилизованность подразумевает на только внешнюю вежливость, но и обращение к разуму, а не к эмоциям, и соблюдение этических норм (см. Главу 1).


Глава 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...