Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и принципы национально-государственного устройства Российской Федерации




П Л А Н

Проведения общественно-государственной подготовки,

Общественно-политического и государственно-правового информирования с личным составом сводного курса психологического факультета.

 

Место проведения: актовый зал института

Время проведения: 13.15 – 14.00 часов

Материально – техническое обеспечение: конспекты лекций по общественно-государственной подготовке, общественно-политическому и государственно-правовому информированию.

 

№ п/п Проводимое мероприятие Время проведения, мин Отметка о выполнении
Общественно-государственная подготовка – 30 минут
1. Проведение лекции – диспута на тему: «Конституционные основы федеративного устройства России».    
Общественно-политическое и государственно-правовое информирование – 15 минут
2. Доведение и обсуждение информации о событиях в стране и за рубежом.    
3. Доведение и обсуждение информации о событиях в Вологодской области.    
4. Доведение и обсуждение информации о событиях ФСИН России и учебного заведения.    

 

 

Заместитель начальника курса

майор внутренней службы Руковишников А. В.

 

«____» ____________ 201 ___ года

 

С О Г Л А С О В А Н О:

Инспектор ООВР ОРЛС института

лейтенант внутренней службы Сафиуллина Л. И.

 

«____» ____________ 201 ___ года

 

 

Инспектор ООВР ОРЛС института

лейтенант внутренней службы

___________ Сафиуллина Л. И.

«____»_________________201_г.

 

 

План лекции

по общественно государственной подготовке личного состава

Тема: Конституционные основы федеративного устройства России

Место проведения: актовый зал ВИПЭ ФСИН

Время проведения: 30 мин.

 

 

Понятие и принципы национально-государственного устройства Российской Федерации

Под государственным (национально-государствен­ным) устройством в юридической науке понимается внут­ренняя структура государства, правовое положение от­дельных составляющих его частей, характер взаимоот­ношений между ними, а также с центральными органа­ми власти.

Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территори­альных единиц, не обладающих политической самостоя­тельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-тер­риториальных единиц подчиняются центральным орга­нам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитар­ного государства суверенитетом не обладают. В некото­рых Унитарных государствах имеются национальные ав­тономные образования, которые также не являются су­веренными.

Федерация представляет собой добровольное объ­единение государств, обладающих определенной само­стоятельностью, в союзное государство на основе федера­тивного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во вза­имоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая инте­ресы субъектов федерации.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных до­говоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного уст­ройства в свое время прошли Швейцария, США, Герма­ния, Канада к др. Конфедерация не имеет единых госу­дарственных органов, гражданства, конституции, терри­тории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).

Национально-государственное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопре­деления в той или иной форме государственности.

Российская Федерация имеет сложную систему го­сударственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов Федерации.

Конституционные основы национально-государст­венного устройства России включают в свое содержание:

закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство феде­ральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность тер­ритории Российской Федерации; установление субъект­ного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъек­тов; равноправие и самоопределение народов; равнопра­вие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регули­рующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы нацио­нально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство".

Основными принципами федеративного националь­но-государственного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народно­стей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и авто­номией.

4. Национально-территориальный принцип образо­вания форм государственности в сочетании с территори­альным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Феде­рации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Рассмотрим содержание этих принципов.

1. Добровольность объединения наций и народно­стей в федеративное государство. Этот принцип построе­ния Российского государства формировался историче­ски.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации. Так, в Преамбуле Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации (1992 г.) закреплено:

"Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федераций и орга­нов государственной власти суверенных республик в со­ставе Российской Федерации... стремясь к качественно­му обновлению федеративных отношений на основе доб­ровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления... договорились о нижеследующем,.." Аналогичные положения содержатся и в других доку­ментах, составляющих Федеративный договор.

О добровольном характере объединения наций и народностей в Российскую Федерацию свидетельствует и то, что Конституция РФ 1993 года была принята путем всенародного голосования, во всех субъектах Федерации.

2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональ­ный народ Российской Федерации принимает свою Кон­ституцию, "исходя из общепризнанных принципов рав­ноправия и самоопределения народов".

В ст. 5 Конституции РФ среди принципов, лежа­щих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и ав­тономией. Многонациональный характер, сложный ис­торический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Фе­дерацией по действовавшей тогда Конституции, в Рос­сии начались процессы суверенизации бывших автоном­ных республик, изменения форм государственности быв­ших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.

Россия обладает всеми признаками Федерации: на­личием федеративной территории и территории субъек­тов; федеративного гражданства и гражданства респу­блик, входящих в Федерацию; общефедеративной кон­ституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном уст­ройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, яв­ляются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие приз­наки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных на­ционально-государственных образований в форме авто­номной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государст­венности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Рос­сийского государства. Содержание и пределы самоуправ­ления определяются государственной властью Федера­ции.

4. Национально-территориальный принцип обра­зования форм государственности в сочетании с терри­ториальным принципом образования субъектов Феде­рации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по терри­ториальному принципу (США, ФРГ и др.) и националь­но-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современ­ном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплоще­ние оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием нацио­нального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в со­ставе Российской Федерации, автономная область и ав­тономные округа.

В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были го­сударства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

5. Государственная целостность Российской Фе­дерации. Этот принцип включен в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и за­креплен в ст.5 п.З Конституции РФ, которая устанавли­вает, что "федеративное устройство Российской Федера­ции основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...".

Важнейшей правовой гарантией сохранения госу­дарственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федера­ции. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и дру­гие нормы, гарантирующие единство и целостность Рос­сии.

Согласно ст.67 п.1 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территориальное единство и целостность России. Принцип государственной целост­ности обеспечивается и установлением русского языка в качестве государственного на всей территории Россий­ской Федерации (ст.68 Конституции РФ).

На обеспечение государственной целостности нап­равлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст.74); устанавливается единая денежная еди­ница - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховен­ство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государствен­ной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномо­чий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федера­ции и органами государственной власти ее субъектов.

Конституция устанавливает порядок правового ре­гулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъек­тов Федерации.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот прин­цип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации -суверенности и равноправия наций. Анализируя сущ­ность принципа равноправия субъектов Федерации, не­обходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм госу­дарственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Россий­ской Федерации между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст.11 п.2); равный конституционный статус однопоряд­ковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным язы­ком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Россий­ской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); рав­ное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Фе­дерации (ст. 104) и др.

 

2. Россия - суверенное федеративное государство

Статья 1 Конституции РФ определяет, что "Рос­сийская Федерация - Россия есть демократическое феде­ративное правовое государство с республиканской фор­мой правления". Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые приз­наки, атрибуты государственности, элементы конститу­ционно-правового статуса.

1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный предел распространения ее сувере­нитета. Согласно ст.4 Конституции РФ, Российская Фе­дерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов. По ранее действовавшим российским конституциям кроме территории субъектов (автономных республик, областей и округов) имелась территория непосредственно общефедеральная. С при­знанием в 1992 г. краев, областей и городов федерально­го значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятель­ными и равноправными субъектами Федерации вся тер­ритория России состоит из территорий субъектов.

Определяя конституционные основы правового ре­жима территории, статья 67 Конституции РФ устана­вливает, что "территория Российской Федерации вклю­чает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ни­ми". Впервые в Конституции РФ в этой статье определе­ны основы статуса континентального шельфа. Россий­ская Федерация, подчеркивается в ст.67 п.2 Конститу­ции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и норма­ми международного права.

Правовое регулирование вопросов территории осу­ществляется также Законом "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. с измене­ниями и дополнениями от 22 июля 1994 г. Согласно ст.1 Закона Государственная граница Российской Федера­ции - это линия и проходящая по этой линии верти­кальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного про­странства) Российской Федерации, то есть простран­ственный предел действия государственного суверените­та Российской Федерации. -

Недра также входят в понятие государственной территории, хотя Конституция РФ не упоминает 6 них. Закон РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая под­земное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Особый статус имеет исключительная экономиче­ская зона - морское пространство шириной до 200 миль от берега (хотя она не входит в состав территории).

Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть измене­ны с их взаимного согласия (ст.67 п.З Конституции РФ). Порядок изменения внешних границ России опре­деляется Законом "О Государственной границе Россий­ской Федерации".

2. В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое, согласно ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с феде­ральным законом, является единым и равным независи­мо от оснований его приобретения.

Наличие федерального гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, вхо­дящих в состав Федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федерального гражданства влечет за собой утрату гражданства респу­бликанского.

3. Российская Федерация как суверенное государ­ство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем ре­ферендума. Она имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изме­нение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации.

Суверенный характер Российской Федерации обус­ловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нор­мативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.

Верховенство федерального законодательства обес­печивается конституционным положением о том, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить феде­ральным законам" (ст. 76 п. 5 Конституции РФ).

4. Наличие системы фе­деральных органов государственной власти. В содержа­ние основ конституционного строя входит норма, уста­навливающая, что "государственную власть в Россий­ской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Фе­дерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конститу­ции РФ).

В целях обеспечения единства системы органов ис­полнительной власти федеральные органы исполнитель­ной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать со­ответствующих должностных лиц (ст. 76 п.1 Конститу­ции РФ).

5. Наличие единых Воору­женных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Россий­ской Федерации созданы Вооруженные Силы и устано­влена воинская обязанность граждан Российской Феде­рации.

Вооруженные Силы комплектуются как в добро­вольном порядке, так и по призыву по экстерриториаль­ному принципу,что обусловлено их единым общефедера­тивным характером. Верховным Главнокомандующим ВС, согласно Конституции РФ, является Президент Рос­сийской Федерации. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут, согласно Закону об обороне, привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска федеральной службы безопасности, войска феде­ральной правительственной связи, железнодорожные войска и др. Перечень этих войск является исчерпы­вающим. Закон запрещает существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований. Отсюда вытекает невозможность создания вооруженных формирований в субъектах Федерации.

Общефедеральный характер оборонной деятель­ности и строительства Вооруженных Сил обусловливает законодательное регулирование этой сферы федераль­ным законодательством.

6. Российская Федерация имеет свою государственную федеральную собст­венность, денежную и кредитную систему, единое эко­номическое пространство.

В собственности Российской Федерации находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск, объекты и имущество органов государ­ственной власти Российской Федерации.

В Российской Федерации существует единое рубле­вое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осу­ществляется исключительно Центральным банком Рос­сийской Федерации.

7. Российская Федерация обладает международной правосубъектностъю. Со­гласно ст. 79 Конституции РФ, "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет огра­ничения прав и свобод человека и гражданина и не про­тиворечит основам конституционного строя Российской Федерации".

Россия заключает международные и межгосудар­ственные договоры и соглашения с иностранными госу­дарствами. Только Федерация об­ладает правом решения вопросов войны и мира. Россий­ская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.

8. Наличие государ­ственного языка. В соответствии со ст. 6 8 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отме­чается в Законе РФ "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., статус государственного на всей терри­тории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.

9. Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб, гимн и столицу. Описание и порядок использования символов устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).

Предметы ведения Российской Федерации

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодатель­ными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации опреде­ляется Конституцией РФ 1993 года и Федеративным договором.

По содержанию регулируемых вопросов Конститу­ция РФ делит предметы ведения Российской Федерации на две группы:

1) исключительные предметы ведения и полномо­чия Российской Федерации (ст.71);

2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст.72).

Дополнительно гарантируя равноправие субъектов Федерации, статья 72 п.2 Конституции РФ устанавли­вает, что данные положения в равной мере распростра­няются на республики, края, области, города федераль­ного значения, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться догово­рами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор пред­усматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органам исполнитель­ной власти Российской Федерации и ее субъектов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...