Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии рассмотрения и утверждения бюджета

ТЕМА 9: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Понятие бюджетного процесса, его принципы

Стадия составления бюджета

Стадии рассмотрения и утверждения бюджета

Стадия исполнения бюджета

Понятие бюджетного процесса, его принципы

Бюджетный процесс – это регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, законами и другими нормативными правовыми актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование.

Бюджетное регулирование – это частичное перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях сбалансирования их доходов и расходов.

В основе бюджетного процесса лежат следующие принципы:

- принцип единства и полноты охвата всех источников доходов и расходов;

- принцип реальности;

- принцип гласности;

- принцип специализации бюджетных показателей - реализуется через бюджетную классификацию;

- принцип ежегодности - финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

Стадия составления бюджета

Следует отличать составление бюджета от бюджетного планирования.

Бюджетное планирование – это основа всего финансового планирования, включает в себя не только составление проекта бюджета, но и его исполнение. Бюджетное планирование используется для регулирования экономики в государстве и как экономическая категория – это централизованное распределение и перераспределение в процессе составления и исполнения бюджета национального дохода по всем звеньям финансового планирования. С правовой точки зрения бюджетное планирование – это определение объема бюджета, его доходных и расходных частей на основе показателей и прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами.

Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством - на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов.

Национальный банк Республики Беларусь представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Министерством финансов и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

 

Стадии рассмотрения и утверждения бюджета

Составленный проект республиканского бюджета вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, проекты местных бюджетов на рассмотрение местных исполнительных и распорядительных органов.

Рассмотренный и одобренный Правительством Республики Беларусь проект республиканского бюджета далее представляется на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

В случае не одобрения проект бюджета возвращается с замечаниями на доработку. В случае одобрения Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому (бюджетному) году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год со следующими приложениями:

- пояснительная записка к проекту бюджета;

- основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год;

- проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый (бюджетный) год;

- основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;

- оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за год, предшествующий планируемому финансовому (бюджетному) году;

- прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый (бюджетный) год.

При необходимости внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь вносит в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов либо до внесения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, либо одновременно с этим проектом.

Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 100). Сначала проект бюджета должен быть принят Палатой представителей, а затем одобрен в Совете Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. После на подписание Президенту Республики Беларусь.

Рассмотренные и одобренные местными исполнительными и распорядительными органами проекты местных бюджетов далее представляется на рассмотрение руководителя соответствующей АТЕ. В случае не одобрения проект местного бюджета возвращается с замечаниями на доработку. В случае одобрения руководитель АТЕ вносит проект на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов.

Проект республиканского бюджета утверждается принятием Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, проекты местных бюджетов - решениями местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов. Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае не утверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.

 

Стадия исполнения бюджета

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов.

Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, юридические лица и индивидуальные предприниматели, обеспечивают поступление предусмотренных в бюджете налогов и других обязательных платежей и эффективное расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

На основе утвержденных законом Республики Беларусь показателей республиканского бюджета Министерством финансов составляется и утверждается бюджетная роспись. Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.

Бюджетная роспись является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение республиканского бюджета по доходам и расходам.

Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решений местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При этом средства республиканского и местных бюджетов аккумулируются на соответствующих счетах Министерства финансов и местных финансовых органов, которые обеспечивают учет всех операций по исполнению соответствующих бюджетов (кассовое исполнение).

В течение финансового (бюджетного) года исполнение республиканского бюджета контролируется Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Итоги исполнения доходов и расходов бюджета докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и Парламенту Республики Беларусь. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня.

Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового (бюджетного) года по такой же структуре, что и утвержденный бюджет за соответствующий год.

Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается законом Республики Беларусь.

Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Отчет об исполнении областного бюджета, бюджета города Минска, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется местными финансовыми органами и представляется соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу. Отчет об исполнении бюджета города районного подчинения, поселка городского типа и сельсовета составляется соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются соответствующему вышестоящему финансовому органу.

Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в установленные ими сроки. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении местного бюджета производятся местным Советом депутатов в установленном порядке.

Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...