Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народное образование, здравоохранение и социальное обеспечение




Несмотря на все типичные для военного времени трудности, связанные с нехваткой учительских кадров, бумаги и учебных пособий, в Локотском округе предпринимались все меры для того, чтобы наладить нормальную работу школ. По довоенному советскому образцу была восстановлена система органов народного просвещения, включавшая в себя окружной отдел и подчиненные ему районные отделы. Последние возглавлялись заведующими, в подчинении каждого из которых были участковые инспектора, курировавшие работу школ на закрепленных за ними территориях, включавших, как правило, несколько волостей.
Руководством округа и лично Каминским было сделано все возможное, чтобы поднять престиж учительской профессии, максимально приблизив его к дореволюционному. Прежде всего было объявлено, что учитель больше не является проводником линии какой-то определенной партии, а становится абсолютно независим в своих суждениях. Инспектора отделов народного просвещения оценивали теперь работу учителей исключительно по уровню преподавания и качеству знаний учащихся. Всевозможные общественные нагрузки, съедавшие при советском режиме значительную часть времени учителя, отменялись. В деле нравственного воспитания детей учителям рекомендовалось руководствоваться христианской моралью, духовным наследием русских писателей и поэтов (Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, А.В.Кольцова), однако при этом учителю предоставлялась большая свобода выбора, каких-либо распоряжений, предписывавших держаться определенной идеологической линии, не существовало.

О том, насколько серьезное значение придавалось народному просвещению, свидетельствует приказ обер-бургомистра № 45 от 11 сентября 1942 г.:

 

"В соответствии с п. 3 Программы национал-социалистической партии России в области народного просвещения, приказываю:

§ 1
Ввести с 1 октября 1942 года в городских и сельских школах Локотского округа обязательное обучение учащихся 1, 2, 3 и 4 классов.
§ 2
Обязать родителей учащихся и всех лиц, на иждивении которых находятся дети школьного возраста, обеспечить 100 % посещаемость школы с первого дня учебного года.

§ 3
Привлекать к материальной ответственности в виде денежного штрафа до 500 рублей всех лиц, которые будут задерживать детей дома без уважительных причин в дни учебных занятий.
Уважительными причинами необходимо считать:
а. болезнь учащихся, подтверждаемая справкой врача и
б. стихийное бедствие.
§ 4
Всем сельским старостам, старшинам и руководителям школ необходимо обеспечить выполнение настоящего приказа на вверенной им территории.

Обер-бургомистр Локотского Округа
Комбриг Каминский"

 

Вскоре появился и второй приказ (№ 108 от 28 октября 1942 г.), значительно расширявший и углублявший приведенный выше. Новый приказ вводил с 1 ноября 1942 г. обязательное образование уже в объеме 7 классов средней школы. Он предписывал старостам сел организовывать подвоз детей к школам, а для живущих далее трех километров от школ - открыть при школах интернаты. Предусматривая штраф в размере 500 рублей для родителей, препятствующих посещению детьми школ, приказ, тем не менее, разъяснял, что его действие не распространяется на те селения, которые являются передовыми позициями на фронтах борьбы с партизанами. Явно не желая создавать для местных органов власти заведомо неразрешимых проблем, приказом снималась ответственность с тех руководителей, подведомственные которым школьные здания были разрушены в ходе боевых действий или заняты воинскими частями.
О практическом выполнении этих приказов свидетельствуют следующие цифры: к началу ноября 1942 г. на территории округа было открыто 345 школ (из них 10 средних) с педагогическим персоналом 1338 человек, в которых обучалось 43422 учащихся. В ряде деревень были не только отремонтированы старые школьные здания, но и построены новые (например, в деревне Лукино Бородинской волости Дмитровского района). При некоторых школах (в основном городских) были организованы кружки самодеятельности: хоровые, драматические, музыкальные. Иногда занятия в кружках так увлекали детей, что они даже выступали на сценах перед жителями своих населенных пунктов, как, например, в г. Дмитриевске, где учащиеся-кружковцы наряду с артистами Гордрамтеатра участвовали в театральных постановках. Многие школы располагали библиотеками.
Однако объективный анализ сообщений прессы и данных документов отделов народного просвещения позволяет заключить, что при контроле работы школ округа чаще приходилось отмечать недостатки, нежели успехи. К таковым можно отнести, в первую очередь, несвоевременную подготовку школьных зданий к началу занятий. Так, в Дмитриевском районе, считавшемся возрожденным, 22 школы начали учебный год со значительным опозданием из-за несвоевременно проведенного по вине старост ремонта зданий. В этом же районе отмечались даже факты сноса школьных зданий (например, в деревнях Буциновка, Богословка, Жеденовка). В селе Лубянки соседнего Дмитровского района местное население с молчаливого согласия старосты растащило школу. Некоторые учителя и заведующие школами, явно саботируя мероприятия новой власти, не сделали даже элементарных шагов, чтобы наладить работу своих школ. Так, заведующая Трубичинской школой Дмитровского района Молокова даже при непосредственной близости районного отдела народного просвещения не стала решать вопрос с топливом для школы, стеклением окон, уборкой школы, в результате чего с наступлением холодов 15 из 65 учащихся перестали посещать школу совершенно, а остальные приходили на занятия от случая к случаю.
Кроме начальных и средних школ, в округе функционировали краткосрочные курсы для подготовки агрономов и педагогическое училище в Севске, готовившее кадры учителей для начальных школ. В марте 1942 г. начались занятия в открывшемся Севском ремесленном училище, программа которого была рассчитана на двухгодичный срок обучения. Училище имело три слесарные группы, в которых обучалось около 70 учащихся. Аналогичные учебные заведения, призванные обеспечить рабочими кадрами местную промышленность, были открыты и в других райцентрах.
Система здравоохранения Локотского округа включала в себя 9 больниц и 37 медицинских пунктов амбулаторного типа, в которых работало 51 врач и 179 медицинских сестер. Очевидно, недостаток медицинских работников, особенно в условиях военного времени, давал о себе знать. Не случайно ряд приказов предписывал производить их строгий учет, как, например, приказ № 3 по военному отделу Локотского уездного управления от 6 июля 1942 г., которым начальник отдела Г. Балашов обязывал старост и волостных старшин наряду с мужчинами от 16 до 50 лет брать на учет медицинских и ветеринарных работников. Столь же проблематичным было снабжение больниц и медицинских пунктов медикаментами, зачастую использовались лишь довоенные запасы, нередко с истекшим сроком годности. Медицинская помощь была платной: так, например, посещение амбулатории обходилось в 5 рублей.
О том, насколько работа медицинских учреждений была эффективной, свидетельствует тот факт, что за время существования округа на его территории не было зарегистрировано ни одной, вполне возможной в условиях военного времени, эпидемии. Проявлявшиеся время от времени единичные вспышки инфекционных заболеваний, ввиду хорошо поставленной профилактической работы, тут же купировались. Показателен пример, когда в июле 1942 г. в разных местах Локотского района были выявлены несколько человек, заболевших сыпным тифом. Вслед за этим последовал приказ № 215 от 20 июля 1942 г., предписывавший всех заболевших сыпным тифом госпитализировать в административном порядке не позднее третьего-четвертого дня заболевания. В случае отдаленности больниц на местные власти возлагалась обязанность организовывать для содержания таких больных специальные хаты, где под наблюдением медицинских работников содержать их до полного выздоровления.
Очевидно, к хорошей постановке профилактической работы подталкивал и постоянно дававший о себе знать недостаток необходимых документов.
Социальную защиту граждан осуществляли отделы социального обеспечения, в задачи которых входило назначение пенсий престарелым и нетрудоспособным инвалидам, забота о детях-сиротах, о семьях, лишившихся кормильца в результате военных действий и многое другое. Так, усилиями органов социального обеспечения в городах Дмитровске, Дмитриеве и Севске к 1 декабря 1942 г. были открыты детские дома для детей-сирот, лишившихся родителей в результате налетов партизан. В Дмитровске был открыт дом престарелых, а дом престарелых в Дмитриеве - значительно расширен. Органы социального обеспечения провели подбор персонала и позаботились об обеспечении указанных заведений всем необходимым.
С целью установления инвалидности и определения степени нетрудоспособности, дававшей право на получение пенсии, в январе 1943 г. заместителем обер-бургомистра С.В. Мосиным было утверждено Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях (ВТЭК), которые и были организованы как в Локте, так и почти в каждом райцентре. Председательствовали на заседаниях ВТЭК, как правило, представители отделов социального обеспечения, врачи различных специальностей выполняли функции экспертов.
Важным шагом в деле социальной защиты малообеспеченных слоев стала проведенная в конце 1942 г. кампания "зимней помощи". Проведение данного мероприятия не входило в обязанности органов социального обеспечения, а направлялось непосредственно обер-бургомистром. Приказом Каминского № 102 от 23 октября 1942 г. "Об организации зимней помощи" при Окружном Самоуправлении был образован комитет под председательством начальника Отдела агитации и пропаганды С.В. Мосина. В комитет вошли также редактор газеты "Голос народа" Н.Ф. Вощило и начальник штаба Бригады милиции капитан И.П. Шавыкин. Аналогичные комитеты были созданы в центрах районов и волостей, а в старостатах местных управлений - назначены уполномоченные. Данные органы работали исключительно на энтузиазме, без всякого вознаграждения за труд.
Определяя сроки и порядок проведения кампании, приказ гласил:

 

"§ 3
Данную кампанию провести в период с 1 ноября 1942 года по 1 января 1943 года.
§ 4
Сбор производить исключительно на добровольных началах под лозунгом: "В Новой национальной России никто не должен погибнуть от голода или холода.
§ 5
Комитеты и уполномоченные обязаны принимать от населения все предметы первой необходимости, как-то: обувь, одежду, белье, постельные принадлежности, головные уборы, носки, чулки и т.д. всех размеров, с изношенностью не свыше 60 проц., а также столовую и прочую посуду, кухонную утварь, мануфактуру и вполне доброкачественные продукты (в сыром виде).

§ 6
На все сданные вещи и продовольствие приемщики или уполномоченные Комитетов обязаны выдавать квитанции каждому гражданину, а за неимением таковых - расписки с печатью старосты или старшины волости с обязательным перечислением принятых вещей и продовольствия, а также с указанием веса, меры, количества и качества принятого.

§ 7
Все принятые вещи и продовольствие обязательно приходуются и хранятся в надежных помещениях, причем расходование их допускается исключительно по нарядам Окружного Самоуправления".

Отчеты первых же дней свидетельствуют об успешном начале кампании. Так, к 10 ноября на одной лишь Песчаной улице г. Дмитровска было собрано 55 кг ржи, одна шапка, 14 предметов столовой и чайной посуды, 570 рублей денег.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...