Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.8. Алгоритмы расчета тягово-скоростных свойств автомобиля




 

Приведенные выше аналитические зависимости позволяют произвести полный расчет показателей тягово-скоростных свойств автомобиля. Результаты этого расчета оформляются в виде характеристик тяговой динамики автомобиля. Эти характеристики представляют собой функциональные зависимости показателей динамических свойств автомобиля от скорости его движения, представленные в виде таблиц или графиков.

В основу тягово-динамического расчета может быть положен алгоритм, который представляет собой конечный набор правил выполнения расчета и является основой составления программы для ЭВМ.

Рассмотрим алгоритм расчета тяговой динамики и алгоритм расчета разгона автомобиля, позволяющие за конечное число шагов получить характеристики тягово-скоростных свойств автомобиля.

Алгоритм расчета тяговой динамики:

1. Начальная частота вращения коленчатого вала двигателя берется равной значению, при которой обеспечивается устойчивая работа двигателя, т. е. ne = nmin;

2. Для выбранного скоростного режима по формуле (1) или по внешней скоростной характеристике (рис. 2, 3) определяют мощность двигателя;

3. Используя зависимость между скоростью движения автомобиля и частотой вращения коленчатого вала двигателя (4), находят теоретическую скорость движения автомобиля;

4. По формуле (2) определяют крутящий момент двигателя;

5. Если заданы потери на трение в трансмиссии при холостом ходе (рис. 4), то определяют КПД трансмиссии hтр по формуле (5). При отсутствии графической зависимости Рхх, потери в трансмиссии при холостом ходе определяют по эмпирической формуле, а далее, находят по формуле (5) значение hтр;

6. По формуле (6) определяют мощность на ведущих колесах автомобиля;

7. Если задано начальное значение коэффициента сопротивления качению f0, то по формуле (7) определяют значение f. В противном случае коэффициент сопротивления качению определяют по формуле (8) или берут из табл. 4;

8. Найденное значение коэффициента сопротивления качению позволяет определить по формуле (9) мощность, необходимую для преодоления сопротивления качению автомобиля;

9. Пользуясь зависимостью (11), находят мощность, необходимую для преодоления сопротивления воздуха;

10. По формуле (20) определяют динамический фактор автомобиля;

11. По формуле (21) определяют величину подъема, которую автомобиль может преодолеть на заданной скорости;

12. Значение частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличивают на некоторый заданный шаг варьирования Dne и определяют новое значение частоты вращения:

.

При новом значении частоты вращения коленчатого вала двигателя возвращаются к выполнению второго шага алгоритма и процесс расчета повторяется. Отметим, что если полученное значение  будет больше максимальной частоты вращения, то берется  = nmах, при которой процесс расчета на данной передаче заканчивается.

Расчеты по рассмотренной методике проводятся для каждой передачи. Результаты расчета оформляются в виде таблиц и графиков. При построении графиков в качестве независимой переменной берется скорость движения автомобиля.

Алгоритм расчета разгона автомобиля:

1. Считается, что процесс разгона начинается при минимально устойчивой частоте вращения nmin на первой разгонной передаче. Поэтому на 1 шаге алгоритма по формуле (4) находят скорость Vmin, соответствующую частоте вращения коленчатого вала двигателя nmin;

2. По формуле (4) находят скорость движения автомобиля на каждой ступени трансмиссии при частоте вращения коленчатого вала двигателя nmах;

3. Определяют скорость Vк = Vн + DV, DV – заданный шаг варьирования скорости, который может быть и переменным;

4. По формуле (20) определяют динамические факторы автомобиля на скоростях Vн, Vк;

5. Аналогично, как и в алгоритме расчета основных характеристик тяговой динамики, находят коэффициенты сопротивления качению автомобиля на скоростях Vн, Vк;

6. По формуле (12) определяют коэффициенты учета влияния инерции вращающихся масс автомобиля;

7. По формуле (29) определяют ускорения автомобиля при полной подаче топлива на скоростях Vн, Vк;

8. По формулам (30), (31) определяют время и путь разгона от скорости Vн до Vк;

9. Определяют общее время и путь разгона до скорости Vк по формулам (32), (33);

10. Далее проводят расчет характеристик разгона в следующем интервале скоростей. В новом интервале скорость разгона Vн берут равной скорости Vк предыдущего интервала и переходят к выполнению шага алгоритма 3, т. е. процесс расчета повторяется.

Отметим, что при выполнении третьего шага алгоритма расчета разгона возможен случай, когда Vк будет больше Vmaxi (i – номер передачи, на которой происходит разгон). В данном случае в качестве Vк берут значение максимальной скорости на данной передаче, т. е. Vк = Vmaxi и переходят к выполнению следующего шага алгоритма.

При Vк = Vmaxi, после выполнения 9 шага алгоритма, происходит переключения на следующую разгонную передачу. Во время переключения передач скорость движения автомобиля, равная Vmaxi, уменьшится до значения Vк, которое определяется по формуле (27). Пройденный путь за время переключения вычисляется по формуле (28). Далее по формулам (32), (33) корректируют значения общего времени разгона и пути разгона с учетом переключения передач и выполняется 10-ый шаг алгоритма.

Если разгон совершается на высшей передаче и достигнута максимальная возможная скорость движения, то после выполнения 9-го шага алгоритма процесс расчета заканчивается.

При расчете характеристик разгона по рассмотренному алгоритму возможен случай, когда ускорение автомобиля при скорости Vк (7-ой шаг алгоритма) будет отрицательным. В данном случае необходимо подобрать значение скорости Vк так, чтобы ускорение было близко к нулю и после выполнения 8-го и 9-го шагов алгоритма процесс расчета закончить.

Результаты разгона автомобиля оформляются в виде таблиц и графиков. За независимую переменную при построении графиков берется скорость движения автомобиля.

Для проведения расчетов по рассмотренным алгоритмам должны быть известны или определены исходные конструктивные параметры автомобиля и параметры двигателя. Исходные данные, необходимые для проведения расчетов, перечислены в таблице исходных данных (табл. 8), с заполнения которой практически начинается процесс расчета.

Пример 3. Имеется автомобиль со следующими параметрами: nmin = 750 об/мин; nmax = 5800 об/мин; rд = 0, 281 м; s1 = 0, 151 кг/м2; s2 = 0, 687 кг/м2; tпер = 0, 3 с; i0 = 3, 7; iр = 1, 0; K = 5; i1 = 3, 49; i2 = 2, 04; i3 = 1, 3349; i4 = 1, 0; i5 = 0, 81; Nmax = 54, 1 кВт; nN = 5470 об/мин; Cx = 0, 38; Fw =1, 786 м2; f0 = 0, 012.

Пусть мощность двигателя к ведущим колесам при движении на 1, 2, 3 и 5 передачах передается через две пары цилиндрических шестерен, одну пару конических шестерен и один кардан, т. е. К1 = 2, К2 = 1, К3 = 1, а при движении на прямой передаче – К1 = 0, К2 = 1, К3 = 1. Внешняя скоростная характеристика двигателя задана табл. 9.

Требуется определить основные характеристики тяговой динамики и характеристики разгона автомобиля. При определении коэффициента сопротивления качению f рекомендуется воспользоваться формулой (8), а при расчете КПД трансмиссии hтр – графической зависимостью потерь при холостом ходе, изображенной на рис. 4.

Результаты расчета необходимо оформить в виде таблиц и графиков.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...