Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуки с и ш в связных текстах




Задание 26. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Пе­рескажи, как запомнил.

Саша

У мамы сын Саша. Наш Саша мал. Мама умыла Сашу. Хорош наш Саша.

Кто у мамы?

Какой Саша?

Что сделала мама?

Какой стал Саша?

Маша

Маша мала. Мама мыла Машу. «На, Маша, мы­ло». Маша мала, а нос мыла сама.

Какая Маша?

Кто мыл Машу?

Что дала мама Маше?

Что сделала Маша?

Вишни и сливы

У нас в саду вишни и сливы. Соня снимала сли­вы. Миша — вишни. Мама мыла вишни и сливы. А Сима и Саша высушили вишни и сливы.

Что в саду?

Что снимали Соня и Миша?

Что сделала мама?

Что сделали Сима и Саша?

Какие стали вишни и сливы?

Пушок

У нас есть кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка остренькие. Усы длинные, шерстка пушистая, шел­ковистая.

Как зовут кота?

Почему кота зовут Пушок?

Какие у кота Пушка ушки, усы, шерстка?

Смышленый

У Паши собака, зовут ее Смышленый. Смышле­ный красив и умен. Он слушает Пашу.

— Принеси, Смышленый, палку! — говорит Па­ша. Смышленый несет палку.

Кого зовут Смышленый?

Почему собаку зовут Смышленый?

Утро

Так тихо. Роса покрыла траву. Встало солнышко. Осушило листву. Встал и Тимоша. Тимоша поспе­шил в парк. Хорошо утром в парке.

Какое время дня описывается в рассказе?

Как ты догадался?

Перескажи рассказ, как запомнил.

Саша рисует

Саша взял карандаш и стал рисовать. Он нарисо­вал дом. У дома сад. А в саду вишни. Сверху Саша нарисовал солнышко. Красивый получился рисунок.

Нарисуй и ты такой же рисунок. Расскажи, что ты нарисовал.

Мыши и Мурка

Мыши носили сыр в норку. Вышла кошка. Мыши шуршали. Кошка быстро нашла мышек. Мыши испу­гались кошки и убежали. Кошка нашла сыр.

Задание 27. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Пе­рескажи, как запомнил.

Смешной малыш

Саша маленький. Все его зовут малыш. Саша хо­чет быть большим. Он надел папину шляпу, дедуш­кины башмаки. Все посмотрели на Сашу и сказали: «Смешной малыш!»

Почему Сашу назвали «смешной малыш»?

Страшный сон

Кошка спит и видит сон. Большая, большая мышь нападает на нее. Испугалась кошка и спряталась. Но вдруг вспомнила, что мыши боятся кошки, и бро­силась на мышь. Мышка сразу стала маленькая. И кошка проснулась.

Как называется рассказ?

Почему кошка испугалась мышки?

Почему кошка перестала бояться мышки?

Задание 28. Прослушай рассказы. Перескажи.

Уж

Ползет уж по осеннему лесу и поет свою песен­ку: «ш-ш-ш». Вдруг слышит, кто-то тоже запел: «ш-ш-ш-ш». Остановился уж, прислушался... тишина. Опять пополз уж и опять слышит: «ш-ш-ш-ш». Оглянулся по сторонам — никого нет, одни сухие листья.

Кто же пел песенку вместе с ужом? Две лягушки

Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Дол­го барахтались лягушки в сметане.

Одна лягушка устала и решила опуститься на дно. Другая лягушка барахталась, барахталась и сбила из сметаны комок масла. Влезла лягушка на комок масла и выпрыгнула из кувшина.

Какая оказалась лягушка?

Кошка Муська

У Саши кошка Муська. У Муськи есть ушки, есть и усы. Усами шевелит Муська. Ушками внимательно слушает. У кошки Муськи пушистый хвост. Когда Муська сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Муське мясо, кашу и молоко.

Расскажи, какая была Муська? Перескажи весь рассказ.

Задание 29. Прослушай рассказ. Перескажи его, соблюдая последовательность.

Под кустом что-то зашуршало. Саша пошел с Шустрым в лес. Это был еж. Шустрый насторожил­ся. В лесу он собирал сухие листья. Саша взял ежа домой.

Придумай название рассказа.

Задание 30. Прослушай сказку. Передай ее содержание по опорным вопросам.

Логопед читает всю сказку. Разбирает с детьми трудные по смыслу слова. Задает вопросы. Затем дети пересказывают сказку цепочкой по вопросам или плану. И только после это­го кому-то из детей можно предложить пересказать всю сказку.

Как поп работницу нанимал (Старая пинежскал сказка)

— Тебе, девка, житье у меня будет легкое. Не столько работать, сколько отдыхать будешь!

Утром встанешь, избу вымоешь, двор уберешь, ко­ров подоишь, на луг выпустишь — и спи, отдыхай!

Завтрак состряпаешь, самовар согреешь, нас с ма­тушкой накормишь — и спи, отдыхай!

Обед сваришь, пирогов напечешь; мы с матушкой обедать сядем, а ты — спи, отдыхай!

После обеда посуду вымоешь, дом приберешь — и спи, отдыхай!

В лес по грибы пойдешь, за ягодами сходишь, а потом — спи, отдыхай!

Вечером коров встретишь, напоишь, накормишь, подоишь и — спи, отдыхай!

Ужин сваришь, а мы с матушкой съедим; а ты — спи, отдыхай!

Постели постелешь, нас с матушкой спать уло­жишь. Мы будем спать, а ты и днем спала. Ночью попрядешь, поткешь, повышиваешь, пошьешь и — спи, отдыхай!

Работаешь не даром. Деньги тебе платить буду. Каждый год по рублю.

Сто годов — сто рублев: богатейкой станешь!

(С. Писахов.)

Слова для объяснения: поп, работница, нанимал, изба, состряпаешь, приберешь, попрядешь, поткешь, богатейка.

Какую работу давал поп работнице утром? В обед? Днем? Вечером? Ночью?

Справедливо ли относился поп к своей работ­нице?

В чем несправедливость попа?

Дифференциация звуков з — ж

Задание 1. Выдели начальные звуки из слов: зайка, жук.

Задание 2. Прослушай сказку.

Комар и пчела

Поспорили комар и пчела: кто из них сильнее? Пчела вспорхнула с цветка, закружилась над ним и запела густым голосом: ж-ж-ж...

Тогда комар расправил свои слабые крылышки и тоненьким голоском пропищал: з-з-з...

Летела мимо синичка и на лету проглотила кома­ра: «Вперед не хвастай!»

Кто оказался сильнее?

Задание 3. Вспомни, как пела пчела, как пел комар. Сравни звуки з и ж по артикуляции.

Чем похожи эти звуки? В чем их различие?

Задание 4. Выдели начальные звуки з или ж из слов. Образец. Зайка (з), жаба (ж).

Жало, зонт, зубы, жилы, замок, жатва, желтый, звон, запах, звук, зеленый, жадный, Зоя, Жора, зал.

Перед выполнением задания логопед напоминает детям, что при произнесении звука з язык находится внизу, за ниж­ними зубами, а при произнесении звука ж язык приподнима­ется вверх, за верхние зубы.

Задание 5. Произнеси звуки з и ж с опорой на кисть руки. Если логопед поднимает руку вверх, дети произносят звук ж, если вниз — з.

Произнеси звук з, ж с опорой на стрелки.

Если стрелка показывает вниз, дети произносят звук з, вверх — ж.

Произнеси звуки з или ж с опорой на условные знаки.

О О

Задание 6. Произнеси слоги отраженно.

ЗА —ЖА ЖА —ЗА АЖА —АЗА

ЗО —ЖО ЖО —30 АЖО —АЗО

ЗУ —ЖУ ЖУ —ЗУ АЖУ —АЗУ

ЗИ — ЖИ ЖИ — ЗИ АЖИ — АЗИ

Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком з, дети со звуком ж, и наоборот, сохраняя гласную.

ЗА —ЖА ЖУ —ЗУ

ЗО— ЖО ЗА — Ж А

Ж А — ЗА Ж А — ЗА

Задание 7. Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЗА —ЖА —ЗА ЗО —ЖО —ЗО ЗУ —ЖУ —ЗУ

ЖА —ЗА —ЖА ЖА —ЖА —ЗА

ЖО —ЗО —ЖО ЗА —ЗА —ЖА

ЖУ —ЗУ —ЖУ ЖУ —ЖУ —ЗУ

Задание 8. Прослушай слова. Выдели начальный и послед­ний слоги.

Логопед голосом подчеркивает выделяемый слог.

Зоя, Жора, зубы, жуки, жилы, жара, жаба, закат, жарить, живот, забор, живой.

Вазы, ножи, лыжи, возы, розы, ужи, лежи, лижи, кожа, коза, ваза, сажа, вожу, бужу, лужа, лужи.

Задание 9. Закончи слова, добавив слоги за или жа, Про­изнеси слова целиком.

Ро...(за), лу...(жа), ва...(за), Ли...(за), ко...(жа), ко...(за), са...(жа), гро...(за), лё...(жа), еле...(за).

Задание 10. Закончи слово, добавив слоги зу или жу.

Во...(жу), ве...(зу), хо...(жу), вле...(зу), бу...(жу), вя...(жу).

Задание 11. Закончи слова, добавив слоги зы, жи. Произ­неси их целиком.

Во...(зы), ро...(зы), та...(зы), но...(жи), ко...(зы), эта...(жи), еле...(зы), лы...(жи), вож...(жи).

Задание 12. Произнеси слова парами.

Зевал — жевал коза — кожа зебра — жирафа
лезу — лежу лоза — ложа зонт — кружева

Какими звуками отличаются пары слов: зевал — жевал* коза — кожа.

Задание 13. Рассмотри картинки, назови их. Выдели голо­сом звуки з шли ж. (Картинки подбирает логопед.)

Задание 14. Измени слова по образцу. Образец. Вязать — вяжу.

Вязать —..., резать —..., слизать —..., нака­зать —..., возить —..., сказать —....

Задание 15. К данным словам добавь слог за. Произнеси слова целиком.

Образец. Вожу— завожу.

Вяжет —..., мажет —..., хожу —..., глажу —..., бежал —...

Задание 16. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Лижу ножи — возы — лыжи козы — ужи — розы скажу — везу — лежу бужу — жую — знаю

вязать — вяжу — завяжу лизать — лижу — зализать

мазать—мажу—замажу возить — вожу — завожу

Задание 17. Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звук з или ж.

Железо, железный, зажгу, зажигаю, зажигалка, задрожал, заржал, зажарил, возможно, завизжал. Замок сделан из железа. Какой замок? На улице мороз. Какой день?

Будка стоит у железной дороги. Какая будка?

Загадки для отгадывания (одним словом).

Задание 18. Прослушай загадку, отгадай. Назови, какой звук в словах-отгадках — з или ж.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза).

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород.

(Дождь.)

(А. Рождественская.)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка.

(Кузнечик.)

Себя он раскрывает.

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдет —

Сделает наоборот.

(Зонтик.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь.)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка.)

Шапка бегает в бору,

У ствола грызет кору.

(Зайка.)

Живет в нем вся Две новые, кленовые

вселенная, Подошвы двухметровые.

А вещь обыкновенная. На них поставил две

(Телевизор.) ноги —

И по большим снегам

Угадайте, что за шапка: беги. (Лыжи.)

Меха целая охапка.

Слова для объяснения: вселенная.

Задание 19. Если услышишь звук з, подними зеленый кружок, если звук ж — желтый.

У детей по два кружка — зеленый и желтый. Логопед впе­ремежку называет слова, содержащие звук з или ж. Дети под­нимают соответствующий кружок.

Зонт, жаба, жук, змея, жалит, звенит, розы, вож­жи, абажур, жвачка, жадный, злой, жакет, воздух.

Задание 20. Разложи картинки. Под зеленый кружок по­ложи картинки, в названии которых содержится звук з, под желтый — ж.

Эту работу дети выполняют самостоятельно, проговаривая вслух слова.

Зубы, коза, журавль, ежи, зайцы, ножи, лыжи, замок, зонт, кружок, звезда, флажок, журнал, язык, моржи, ужи, вазы.

Задание 21. Нарисуй пять картинок на звук з и пять кар­тинок на звук ж. Назови их.

Работа выполняется детьми самостоятельно.

Звуки з и ж в предложениях

Задание 22. Произнеси словосочетания отраженно.

Зеленый жук. Зеленая лужайка.

Железный замок. Железная лопата.

Свежий воздух. Влажная земля.

Пассажирский поезд. Зимняя стужа.

Полезное животное. Заряженное ружье.

Железное кольцо.

Задание 23. Ответь на вопросы: какой? какая? ка­кое?

Образец. Жук какой? Жук зеленый. Используются слова предыдущего задания.

Задание 24. Закончи предложения с опорой на вопросы. Произнеси предложение целиком.

После дождя воздух (какой?)... (свежий). Корова животное (какое?)... (полезное). После дождя земля (какая?)... (влажная).

Задание 25. Закончи предложение с опорой на картинку. Произнеси предложение целиком.

Логопед выставляет предметные картинки, изображающие жука, лыжи, ужей, коз, жасмин, розы. Произносит начало предложения. Дети заканчивают по картинке.

Зоя нашла зеленого... (жук). У Лизы новые... (лыжи). Во мху живут... (ужи). На лугу пасутся... (козы). В саду растут... (жасмин, розы). В зоопарке живет полосатая... (зебра). Зимой можно бегать на... (лыжах). Женя и Зина ждут... (поезд). В дождь надо брать... (зонт). Улица освещается... (прожектор).

Задание 26. Произнеси предложения отраженно.

Зубры живут в заповедниках. Жуки бывают раз­ные: жук-олень, жук-носорог. Ежик живет в норе, а у зайца нет жилья.

Где живут зубры? Какие бывают жуки? У кого нет жилья?

Задание 27. Отраженно произнеси предложения.

Зайка живет в лесу. Ежик живет в лесу. Еж и заяц — дикие животные.

Где живут зайка и ежик? Как называют зайца и ежика?

Задание 28. Произнеси предложения отраженно.

У Жени заноза. Зоя осторожно вынула занозу. Ранка зажила.

У кого заноза? Кто вынул занозу? Что стало с ранкой?

Звуки з и ж в связных текстах

Задание 29. Прослушай тексты. Ответь на вопросы. Пере­скажи, как запомнил.

Логопед следит за четким произнесением отработанных звуков.

Жмурка

Собаку Жучку заели волки. Остался слепой ще­нок. Прозвали его Жмуркой. Жмурку подложили к кошке Зинке. Зинка лизнула Жмурку в нос.

Что случилось с Жучкой? Кто остался у Жучки? Как прозвали щенка? К кому подложили Жмурку? Что сделала Зинка?

Ежи

В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи де­лали на зиму запасы. Не страшна ежам зима.

Кто жил под елями? Что делали ежи?

Зайка

У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора пой­мал зайку и отнес в живой уголок.

Слова для объяснения: охотник, живой уголок.

Кого принес папа Жоре? Как ухаживал Жора за зайчиком? Что случилось с зайчиком? Куда отнес Жора зайца?

Еж и заяц

Зайцу не нравится еж. На еже колючее платье. А у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасет зайца от врагов. А колючки ежу сохраняют жизнь.

Словосочетания для объяснения: колючее платье, не спасает, сохраняет.

Кто не нравится зайцу?

Почему зайцу не нравится еж?

Какая шкурка у зайца?

Спасает ли шкурка зайца от врагов?

Что помогает ежу сохранить жизнь?

Задание 30. Прослушай рассказы. Нарисуй к первому рас­сказу картинку. Перескажи его по картинке и плану.

Весна

Наступила долгожданная весна. Засверкало солн­це. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревь­ях зазеленели первые листочки. Птицы радостно го­товят себе гнезда. Все рады весне.

Слова для объяснения: долгожданная, оживает.

План: 1. Приход весны. 2. Солнце. 3. Ручейки. 4. Трава. 5. Листочки.

6. Птицы.

Предварительно логопед проговаривает с детьми план рас­сказа, затем дети рисуют картинку. Опираясь на план и соб­ственную картинку, пересказывают рассказ.

Весна

Вот она, долгожданная весна! Пригрело солнце, зажурчали ручьи. Разлились реки и затопили низ­кие места. Оживились леса. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появил­ся нежный цветок — это подснежник.

Что нового вы узнали о весне из прослушанного рассказа?

Задание 31. Перескажи, что узнал о весне из первого и второго рассказов. Нарисуй к рассказам картинку.

Задание 32. Прослушай рассказ.

Волки зимой

Трудно приходится волкам зимой. Все животные попрятались в свои норы. Да и скотиной негде поживиться. Зимой весь скот по дворам стоит. Бегают волки стаями, ищут где бы еду раздобыть.

Перескажи.

Слова для объяснения: скотина, поживиться, дворы, стаями, раздобыть.

Задание 33. Прослушай сказку. Нарисуй к ней картинку. Перескажи.

Пузырь, Соломинка и Лапоть (Русская народная сказка)

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они однажды в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают как перейти. Лапоть предложил переплыть на Пузыре. Пузырь предложил перейти реку через Соломинку. Соломинка перетянулась через речку. Лапоть пошел по ней, а она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лоп­нул.

Слова для объяснения: лапоть, соломинка, пере­тянулась.

Задание 34. Прослушай рассказы. Правильно ли они со­ставлены. Если нет, то почему ты так думаешь? Составь пра­вильный рассказ.

Зоя и лыжи

Зоя была рада. Она ходила на лыжах. Потом ка­талась хорошо. Зима, холод, а Зое жарко. Один раз Зоя упала. Зое купили лыжи.

Жучка

Ежик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ежик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ежа.

Гнездышко

Наутро пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети нашли гнездышко и сняли его на землю. Птич­ка свила гнездышко на кусте. А в гнездышке были три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

Уж

В лесу они собирали груздья. Зоя и Женя взяли корзины и пошли в лес. Подбежала Зоя: «Это же уж!» Не надо бояться ужа. Вдруг Женя закричала: «Змея!» Уж безвреден. Он даже полезен.

Кто увидел ужа? Чем полезен уж? Как отличить ужа от змеи?

Если дети затрудняются, логопед дает пояснение.

Загадки для заучивания.

Сто одежек Лежит меж грядок

И все без застежек. Зелен и сладок.

(Капуста.) (Огурец.)

 

Конь бежит,

Живет без тела, Земля дрожит,

Говорит без языка, Из ушей дым валит.

Никто его не видит, (Паровоз.)

А все слышат.

(Эхо.)

Железный нос

Долговязый Тимошка В землю врос,

Бежит по узенькой Режет, копает,

дорожке. (Дождик.) Зеркалом сверкает.

(Плуг.)

Стихи для заучивания.

Узелок

Не завяжешь Не заштопаешь

Узелок, Чулок.

Потеряешь Не развяжешь

Башмачок. Узелок,

Не завяжешь Не достанешь

Узелок, Кренделек.

Слова для объяснения: узелок, заштопаешь, крен­делек.

Медвежата

Не знали медвежата, И давай с ежатами

Что колются ежата, Играть, как с

медвежатами.

Вдруг медвежата в

слезы:

—Ежики — занозы!

Испугались ежики:

Несут щипцы и ножики

И давай по штучке

Вынимать колючки.

(Э. Котляр.)

Улетают журавли

Улетают журавли

Далеко, на край земли,

За поля и за луга,

За высокие стога.

(В. Татаринов.)

...Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

(К. Чуковский.)

...От вороны карапуз убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо.

(В. Маяковский.)

Перебивалка

За рекой...

За какой?

За широкой такой!

Проживал крокодил...

Что жевал крокодил?

Не жевал!

Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

Но ведь ты говорил.

Что он что-то жевал?

Или пере-жи-вал?

Ох, ну ладно, жевал!

Страшно переживал!

И кусал и глотал

Тех, кто пе-ре-би-вал!

(А. Кондратьев.)

Ни разу

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев.)

Одолжи мне крылья Одолжи мне крылья, Милый мотылек... На листок зеленый Ты поспать прилег. В небе звезды всплыли,, Свет их так далек... Одолжи мне крылья, Милый мотылек. Я на них слетаю В синюю страну. А когда проснешься, Их тебе верну.

(В. Татаринов.)

Звук ч

Артикуляция звука ч. Язык находится в верхнем положе­нии. Широкий кончик языка поднимается к твердому нёбу. Сначала образует смычку, затем отходит и образует щель с твердым нёбом. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, губы выдвигаются вперед. Сильная теплая воздушная струя. Голосовые связки разомкнуты, голос не звучит.

Упражнения для подготовки звука ч1. Постановка звука ч.

Наиболее эффективным способом является постановка зву­ка ч от звука г. Язык при этом находится в верхнем положе­нии. Края языка плотно прикасаются к верхним коренным зубам,

Ребенку предлагается произнести слитно два звука — г и ш.

Слышим звук, похожий на звук ч. Артикуляция губ та же, что и на звук ш. Воздушная струя сильная, теплая.

Закрепить звук ч целесообразно в закрытых слогах.

Закрепление звука ч в слогах и словах

Задание 1. Произнеси слитно два звука.

А АЧ

О ОЧ

У УЧ

Ч

И ИЧ

Е ЕЧ

Я ЯЧ

Задание 2. Произнеси слоги отраженно с трехкратным повторением.

АЧ — АЧ — АЧ УЧ —УЧ —УЧ ЕЧ —ЕЧ —ЕЧ

ОЧ —ОЧ—ОЧ ИЧ —ИЧ —ИЧ ЯЧ —ЯЧ —ЯЧ

См. упражнения к постановке звука ш.

Задание 3. Запомни и произнеси ряды слогов.

АЧ — ОЧ — АЧ УЧ —АЧ —УЧ АЧ —ОЧ—УЧ

ОЧ —АЧ — ОЧ ОЧ —УЧ —ОЧ ИЧ —ЕЧ —ЯЧ

Задание 4. Произнеси слова отраженно.

Ткач, вскачь, силач, плач, грач, горяч; ночь, дочь, почта, почка, ночка, дочка; дичь, клич, кир­пич; мечь, печь, течь, речь, жечь.

Задание 5. Закончи предложения одним словом.

Ковер ткал... (ткач). Лошадь понеслась... (вскачь). Этот спортсмен... (силач). Весенняя пти­ца... (грач). После вечера наступает... (ночь). У мамы послушная... (дочь). Лодка дала... (течь). Для постройки кирпичного дома нужен... (кирпич).

Задание 6. Произнеси слоги и слова отраженно.

ЧА —ЧА —ЧА —чай

ЧУ —ЧУ —ЧУ —чудо

ЧО —ЧО —ЧО— каблучок

ЧИ —ЧИ —ЧИ —чиж

ЧЕ — ЧЕ — ЧЕ — чек

Задание 7. Произнеси слова отраженно.

4ай, час, чайки, чашки, чайник, часто, туча, да­ча, куча, чудо, чудный, чушки, чулок, чулан, чугун, чок-чок, бычок, бачок, сучок, сачок, каблучок, чи­жик, мячи, калачи, кирпичи, врачи, грачи.

Задание 8. Измени слова по образцу.

Образец, а) Дача— дачи. б) Дачи—дача.

а) Дача —..., куча —..., туча —..., свеча —..., встреча —....

б) Дачи —..., тучи —... и т. д.

Задание 9. Измени слова по образцу. Образец. Сумка — сумочка.

Булка —..., сумка —..., галка —..., палка —..., сетка —..., белка —..., тумба —..., ваза —..., лейка —..., ложка —..., книжка —..., чаш­ка —....

Задание 10. Измени слова по образцу. Образец. Лена — Леночка.

Леня —..., Оля —..., Сеня —..., Сема —..., Света —..., Нина —..., мама —..., папа —..., тетя —..., дядя —....

Задание 11. Запомни и назови ряды слов.

ночь — ночка — ночной почта — дача — почка

дочь — доченька —дочурка туча — девочка — тачка

Леночка — мамочка — девочка

печь — печи — выпечка

почта — почтальон — почтовый

Задание 12. Назови слова, похожие на слова ндчъ, дочь, печь, почта.

Задание 13. Измени слова по образцу. Образец. Червяк — червячок.

Сундук —..., сук —..., бык —..., бок —..., бак —..., каблук —..., старик —....

Задание 14. Измени слова так, чтобы появился звук ч. Образец. Конец — кончик.

Палец —..., огурец —..., ларец —..., конец —..., зубец —..., скворец —..., птенец —..., заяц —....

Задание 15. а) В названии какой посуды слышим звук ч? Нарисуй эту посуду.

б)В названии какой одежды слышим звук ч? Нарисуй эту одежду.

в)В названии каких птиц слышим звук ч?

Задание 16. Закончи загадки одним словом.

Гладко, плавно лился Чтобы снова в добрый

стих, путь

Вдруг споткнулся и Стих потек, как речка,

притих: Помоги ему чуть-чуть,

Ждет он и вздыхает! Подскажи... (словечко).
— Слова не хватает!

Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими...

(спичками).

Мне, видно, от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье.

На то я...

(чемодан).

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые.

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой...

(тучи).

На лугу, среди букашек

Поднялся переполох:

Оттеснил семью ромашек

Великан...

(чертополох).

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Белый...

(одуванчик).

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет...

(черепаха).

Твои помощники — взгляни —

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый...

(пальчик). (Е. Серова.)


Задание 17. Прослушай стихи. Найди одинаково звучащие слова. Объясни их смысл.

Ключ

Потеряла Аленушка ключ.

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Но не этот ей нужен, как видно!

(Я. Козловский.)

Птицы поют

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

(Я. Козловский.)

Любопытный суслик

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

Где вы были? — У лисички!

Что вы ели там? — Лисички.

 

1. У кого была в гостях норка?

2. Чем угощала лисичка норку?

Ударение

Мне слово «чудно» Изменить не трудно: Поставил ударение на «о» — Исчезло «чудно», Родилось «чудно».

(Я. Козловский.)

Чем отличаются слова чудно, чудно!

Звук ч в предложениях

Задание 18. Закончи предложения одним словом. Произ­неси целиком.

а) Мальчик кричит, а дети,.. (кричат).

Мальчик стучит, а дети... (стучат).

Скрипка звучит, а скрипки... (звучат).

Пулемет строчит, а пулеметы... (строчат).

б) Дети кричат, а мальчик... (кричит).

Дети стучат, а мальчик... (стучит).

Скрипки звучат, а скрипка... (звучит).

Пулеметы строчат, а пулемет... (строчит).

Задание 19. Закончи предложение одним еловом. Произ­неси его целиком.

Образец. У зайца... (зайчонок).— У зайца зай­чонок.

а) У белки.... У белок....У галки.... У га­лок.... У кролика.... У кроликов.... У сой­ки....У соек....

б) Закончи предложение словосочетанием.

Повтори все предложение.

Образец. У зайца зайчонок. У зайцев зайчата. У зайца зайчонок, а у зайцев — зай­чата.

Использовать материал из пункта а).

Задание 20. Ответь на вопросы по предметным картинкам.

Логопед выставляет пары картинок, например: белка и бельчата; галка и галчата; кролик и крольчата; заяц и зай­чата. Ставит вопросы: кто у кого? У кого кто?

Образец ответа. Крольчата у кролика. У кро­лика крольчата.

Задание 21. Ответь на вопросы: у кого что? Что у кого? — по картинкам,

Предлагаемые картинки: девочка, мячик, маль­чик, веночек, бабочка, сачок.

Образец ответа. У мальчика мячик и сачок. У девочки веночек и бабочка.

Задание 22, Ответь на вопросы по предъявленным логопе­дом картинкам: кто поймал бабочку? Надо ли ловить ба­бочек?

Задание 23. Произнеси предложения отраженно. Ответь на вопрос: кто как голос подает?

Воробей чирикает. Кузнечик стрекочет. Орел кле­кочет. Курица кудахчет. Курица-наседка квохчет. Лев рычит. Рыба молчит.

Словосочетания для объяснения: курица-на­седка.

Задание 24, Закончи предложение одним словом. Произ­неси его целиком. Ответь на вопрос: кто как голос подает.

а) Воробей.... Курица.... Лев.... Курица-наседка.... Орел.... Кузнечик.... Рыба....

б) Воробьи.... Куры.... Львы.... Курицы-наседки.... Орлы.... Кузнечики.... Рыбы....

Задание 25. Придумай разные предложения к двум-трем картинкам.

Логопед предлагает детям две или три предметные кар­тинки и просит составить любые предложения по ним. Напри­мер, картинки, изображающие маму, дочку, перчатки.

Варианты предложений. Мама купила дочке перчатки. Дочка подарила маме перчатки. Дочка дает маме перчатки. Мама говорит дочке: «Надень перчатки» и т. д.

Логопед привлекает детей к активному вниманию.

— Слушайте внимательно предложения товарищей. Если
услышите ошибку, исправьте. Предложения, составленные товарищем, не повторяйте.

Количество предметных картинок может увеличиваться.

Задание 26. Прослушай рассказ.

У Леночки день рождения

У Леночки день рождения. Она помогает маме накрыть на стол. Леночка поставила чайник, чаш­ки с блюдечками, вазочки для варенья и корзиноч­ку для печенья, разложила чайные ложечки. Много гостей было у Леночки. И все пришли с подарками.

Ответь на вопросы целым предложением.

Как помогала Леночка маме?

Что поставила Леночка на стол?

Чем угощала Леночка гостей?

Какие подарки подарили дети Леночке?

Звук ч в связных текстах

Задание 27. Прослушай рассказ.

Мурочка

Ниночка учила уроки. Прибежала Мурка. Ни­ночка стала учить Мурку.

— Читай, Мурочка! Решай задачку.

А Мурка: «мур-муррр»,— и убежала.

Как Ниночка учила Мурку?

Задание 28. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Пе­рескажи.

Лодочка

Мальчик сделал лодочку и пустил ее по реке. Прибежала девочка и сломала лодочку. Мальчик заплакал.

— Зачем сломала лодочку? Ты ее не делала!

Девочке стало стыдно, и она починила лодочку.

Что сделал мальчик? Что сделала девочка? Почему стало стыдно девочке? Кто починил лодочку?

Бабочки

Леночка и Оля были в лесу. Там солнечная по­лянка. Над полянкой порхали бабочки. Они летали почти над самой землей. Оля и Леночка любовались бабочками — они были очень красивые.

Слова для объяснения: порхали, любовались.

Что нашли Оля и Леночка в лесу?

Кто порхал над полянкой?

Почему Оля и Леночка любовались бабочками?

Бишка

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написа­но!» Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не мое,— говорит,— дело книги читать; я дом сте­регу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, уточек ищу — будет с меня и этого».

(К. Ушинский.)

Какая работа у Бишки?

Волк

Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала.

Ты почему Красную Шапочку съел?

Волк молчит.

Ты почему трех поросят обижал?

Волк молчит, хвост поджал.

— Вот сиди теперь в клеточке, плохой серый волк!

Волк отвернулся. Значит, ему стыдно! Значит, он больше не будет.

(Я. Тайц.)

О чем спрашивала Маша волка? Как вел себя волк?

Кролик

Это крольчиха. У нее два крольчонка, они такие же, как мать, пушистые, чистенькие, только малень­кие. Жует крольчонок травинку, вся мордочка так ходуном и ходит, носик из стороны в сторону воро­чается. Кончилась травинка — крольчонок другую откусит и снова жует.

Перескажи, как запомнил.

Выражение для объяснения: ходуном ходит.

Задание 29. Прослушай сказку «Курочка Ряба». Переска­жи, как запомнил. (Сказку читает логопед.)

Задание 30. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Пере­скажи.

Чечетки

Вот послышалось легкое: че-че-че... чет-чет-чет, че-чет, че-чет. Легкая стая птичек опустилась на ветки деревьев. У каждой на головке красная ша­почка. Зовут этих птичек чечетки.

Почему?

Да все очень просто. Когда эти птички поют, то как будто выговаривают: «че-чёт, че-чёт».

Чечетки — птички северные. В леса средней поло­сы прилетают только зимой.

(По Б. Павлову.)

Как поют чечетки?

Почему этих птичек назвали чечетки? Что на головке у чечеток? Что любят чечетки — холод или жару? Почему чечетки называются северными птич­ками?

Задание 31. Прослушай отрывок из сказки «Девочка Сне­гурочка». Перескажи.

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот пошли они за ворота в празд­ник посмотреть на чужих ребят, как они из снега ко­мочки катают, в снежки играют. Старик поднял ко­мочек да и говорит:

— А что, старуха, кабы у нас с тобой была доч­ка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха на комочек посмотрела, головой покача­ла да и говорит:

— Что ж будешь делать — нет, так и взять негде.

Однако старик принес комочек снегу в избу, по­ложил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышит старик — что-то шеве­лится в горшочке; они к окну — глядь, а в горшоч­ке лежит девочка, беленькая, как снежок, и круг­ленькая, как комочек, и говорит им:

— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну ста­руха скорее шить да кроить, а старик, завернув Сне­гурочку в полотенечко, стал ее нянчить и песто­вать:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая.

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В чистое платье рядить,

Уму-разуму учить!

Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие толь­ко в сказочках живут, а взаправду не бывают.

(В. Даль.)

Слова и выражения для объяснения: ветошка, вешний снег, полотенечко, пестовать, сдобная кокурочка, ря­дить, взаправду.

Задание 32. Прослушай сказку «Лисичка со скалочкой». Перескажи, как запомнил.

Лисичка со скалочкой

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Под­няла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучит в избу:

Стук-стук-стук!

Кто там?

Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

У нас и без тебя тесно.

Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку,
хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Ее пустили.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик под ла­вочку, скалочку под печку. Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и говорит:

— Где же моя скалочка? Дайте мне за нее курочку!

Мужик — делать нечего — дает ей за скалочку курочку.

Взяла лисичка курочку, идет и поет:

Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку.

За скалочку взяла курочку!

Пошла она в другую деревню:

Стук-стук-стук!

Кто там?

Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

У нас и без тебя тесно.

Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.

Ее пустили.

Лисичка легла сама на лавочку, хвостик под ла­вочку, курочку под печку.

Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и говорит:

— Где же моя курочка? Дайте мне за нее гусочку!

Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку гусочку.

Взяла лисичка гусочку, идет да поет:

Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку, За скалочку взяла курочку, За курочку взяла гусочку!

Пришла она под вечер в третью деревню:

Стук-стук-стук!

Кто там?

Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

Да у нас и без тебя тесно.

А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.

Ее пустили.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик под ла­вочку, гусочку под печку.

Утром, чуть свет, лисичка вскочила, съела гусоч­ку и говорит:

— А где же моя гусочка? Дайте за нее девочку!

А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:

— Бери, лиса, девочку!

Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:

— Девочка, пой песни!

А собака в мешке как зарычит!

Лисичка испугалась, бросила мешок — да бе­жать...

Тут собака выскочила из мешка — да за ней!

Лиса от собаки бежала-бежала да под пенек в норку юркнула. Сидит там и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...