Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №12. Тема: Особенности производства в арбитражных судах по отдельным категориям дел.




1. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих

юридическое значение в арбитражном процессе.

2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

организаций и граждан.

3.Условия рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.

 

1. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение в арбитражном процессе

 

Арбитражному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст.30 АПК РФ).

Возбуждение, рассмотрение и разрешение дел об установлении юридических фактов, имеют процессуальные особенности, которые необходимо учитывать в правоприменительной практике.

Дела об установлении юридических фактов существенно отличаются от дел искового производства:

в них нет спора о праве, категории иска, нет сторон, третьих лиц. Лицо, обращающееся в арбитражный суд, именуется заявителем, а не истцом. Лица, чьи права и интересы могут быть затронуты решением арбитражного суда, привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. Эти дела возбуждаются подачей заявления, которое не называется исковым. При их рассмотрении не действуют правовые нормы об увеличении, уменьшении размера исковых требований, о признании иска, о заключении мирового соглашения. Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно обращал внимание на необходимость отличать дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, от дел искового производства.

В одном из своих постановлений Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, указал среди других доводов: "... в соответствии с рассмотренным заявлением суд вместо установления юридического факта по существу признал право собственности заявителя на соответствующие жилые дома.

При новом рассмотрении дела суду следует уточнить, на что направлено требование заявителя — на установление факта, имеющего юридическое значение, или признание права собственности на указанные жилые дома.

Если будет выявлено, что заявлено требование о признании права собственности, суду необходимо установить надлежащего ответчика и привлечь его к участию в деле".

Особенности возбуждения, рассмотрения и разрешения арбитражным судом дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, достаточно полно урегулированы в действующем АПК РФ в отличие от АПК РФ 1995г.

Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.218 АПК РФ).

Арбитражный суд рассматривает дела об установлении;

1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;

2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;

4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и других фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которые подаются в арбитражный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

 

Порядок возбуждения и рассмотрения дела судом. С заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в арбитражный суд может обратиться любая заинтересованная организация или индивидуальный предприниматель.

Арбитражные суды принимают к производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов, если:

• согласно закону факт порождает юридические последствия, т. е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;

• заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;

• действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Только при наличии всех перечисленных условий в совокупности арбитражный суд принимает к своему производству и рассматривает заявления об установлении юридических фактов. Отсутствие хотя бы одного из них влечет отказ в принятии заявления, а если оно ошибочно принято — прекращение производства по делу.

Например, товарищество с ограниченной ответственностью "КаСтро" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об установлении факта проведения 3 марта 1993г. общего собрания учредителей товарищества.

Решением от 26 января 1998г. установлено, что 3 марта 1993г. общее собрание учредителей ТОО "КаСтро" состоялось.В протесте заместителя Генерального прокурора РФ предлагается решение арбитражного суда отменить.Президиум протест удовлетворил, производство по делу прекратил.

Как усматривается из материалов дела, записано в Постановлении Президиума, поводом для подачи в арбитражный суд заявления об установлении факта проведения 3 марта 1993г. общего собрания учредителей ТОО "КаСтро" послужило обращение в суд общей юрисдикции одного из учредителей товарищества – Н.П.Малышева с иском о признании недействительными решений этого общего собрания.

Арбитражные суды могут принимать к своему производству и рассматривать заявления об установлении юридических фактов при условии, что заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт, и этот факт порождает юридические последствия.

Между тем в материалах дела имеется протокол общего собрания учредителей ТОО "КаСтро" от 3 марта 1993г. №3, поэтому данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу следует прекратить.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается заявителем или его представителем.

В заявлении должны быть указаны:

-наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование заявителя, его место нахождения;

-если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

-факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;

-нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обоснование необходимости установления данного факта; доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов; перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств.

К заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

Несоблюдение указанных требований влечет оставление заявления без движения (ч.1 ст.128 АПК РФ).

Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, осуществляется арбитражным судом по общим правилам искового производства, но с определенными особенностями (гл.27 АПК РФ).

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судьей единолично в судебном заседании с участием заявителя и других заинтересованных лиц. К их рассмотрению не могут привлекаться арбитражные заседатели.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья определяет круг заинтересованных по делу лиц, права которых может затронуть решение об установлении факта, имеющего юридическое значение, извещает этих лиц о производстве по делу, рассматривает вопрос о привлечении их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.

При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве, выясняет, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности.

Вопрос имеет ли тот или иной юридический факт в конкретном случае юридическое значение, не всегда очевиден и может вызвать определенные трудности на практике. Так, Дальневосточный государственный университет обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение – о признании заявителя правопреемником Восточного института, созданного в 1899 году.

Решением от 23.03.98 установлен факт, имеющий юридическое значение, а именно: Дальневосточный государственный университет признан правопреемником Восточного института, образованного в 1899 году.

Постановлениями апелляционной и кассационной инстанций решение оставлено без изменения.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Президиум не нашел оснований для его удовлетворения и указал следующее.

В протесте утверждается, что установленный арбитражным судом факт правопреемства не связан с экономической деятельностью заявителя и не влечет возникновения юридических последствий, на которые он указывает, кроме того, в решении арбитражного суда не перечислены те права Восточного института, правопреемником которых признан Дальневосточный государственный университет.

Как указал Дальневосточный государственный университет в заявлении, признание его правопреемником Восточного института необходимо для того, чтобы учитывать этот факт при рассмотрении вопроса об отнесении университета к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.92 №1487, к таким объектам относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

Названными нормативными актами установлены особенности правового регулирования деятельности организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе в сфере осуществления ими экономической деятельности.

Признание в судебном порядке Дальневосточного государственного университета правопреемником Восточного института, учрежденного в 1899 году, имеет значение при рассмотрении вопроса об отнесении университета к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 30.11.92 №1487.

Следовательно, заявление Дальневосточного государственного университета об установлении данного юридического факта рассмотрено арбитражным судом в пределах его компетенции, определенной законом.

На основе тщательного и всестороннего исследования доказательств арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о наличии факта правопреемства между Восточным институтом и Дальневосточным государственным университетом. Для переоценки выводов арбитражного суда основания отсутствуют1.

Если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным по делу лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.

Решение по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, принимается арбитражным судом по общим правилам, искового производства.

При удовлетворении судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, в резолютивной части решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт. Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими.

 

2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан

 

Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных арбитражному суду (п.1 ч.1 ст.33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо от состава участвующих в них лиц рассматриваются исключительно арбитражными судами, на что указывает правило о специальной подведомственности, сформулированное в ст.33 АПК РФ.

Эти дела согласно ст.223 АПК РФ рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Такими законами являются Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002г. №127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве), Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24 июня 1999г. №122-ФЗ, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от, 25 февраля 1999г. №40-ФЗ. При этом особое место отводится Закону о банкротстве. Таким образом, положения АПК РФ и Закона о банкротстве, а также других названных федеральных законов составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Причем нормы АПК РФ имеют при этом общий характер, а нормы Закона о банкротстве и других федеральных законов особенный, специальный характер.

Структура Закона о банкротстве такова, что в его гл.I определяются основные понятия и другие общие положения, относящиеся к банкротству. В гл.III "Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном, суде" содержатся нормы, регламентирующие процесс рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде. В гл. IV-VIII регулируются вопросы, связанные с осуществлением процедур банкротства, и определяется компетенция арбитражного суда, его функции при осуществлении этих процедур. Глава IX Закона о банкротстве посвящена особенностям банкротства отдельных категорий должников юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий). Особенности банкротства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также упрощенные процедуры предусмотрены в гл.X, XI этого Закона.

В чем же проявляются особенности рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве по сравнению с рассмотрением экономических споров и других подведомственных арбитражному суду дел?

Прежде всего, как уже отмечалось, дела о банкротстве всегда подведомственны арбитражному суду независимо от того, участвуют ли в деле юридические или физические лица. Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают. То же самое относится и к третейским судам согласно п.3 ст.33 Закона о банкротстве дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда, тогда как в соответствии со ст.4 АПК РФ подведомственные арбитражному суду споры, возникающие из гражданских правоотношений, могут быть переданы сторонами на рассмотрение в третейский суд. Кроме того, Закон о банкротстве устанавливает дополнительные критерии подведомственности, связанные с размером требования к должнику–юридическому лицу, в совокупности составляющие не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину – не менее чем 10 тыс. руб., и сроком (3 месяца), в течение которого указанные требования не погашены (ст.33).

Понятие подведомственности дел о банкротстве как бы включает в себя и признаки неплатежеспособности, наличие которых служит основанием для обращения в арбитражный суд и принятия им заявления к рассмотрению.

Применительно к делам о банкротстве в ст.38 АПК РФ и в ст.33 Закона о банкротстве установлено специальное правило территориальной подсудности – они рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника-юридического лица и по месту жительства должника-гражданина.

Согласно ст.17 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются коллегиальным составом суда, если иное не установлено федеральным законом. При этом ст.42, 50 Закона о банкротстве предусматривают нормы о том, что судья единолично решает вопрос о принятии к рассмотрению заявления о признании должника банкротом и осуществляет меры по подготовке к судебному разбирательству.

Как и АПК РФ (гл.5), Закон о банкротстве выделяет лиц, участвующих в деле (ст.34), и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст.35), однако состав названных лиц характеризуется значительными особенностями.

Так, по Закону о банкротстве, лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

В отличие от АПК РФ Закон о банкротстве не называет в числе лиц, участвующих в деле, третьих лиц.

Согласно ст.52 АПК РФ 2002 г. положение прокурора в арбитражном процессе ограничено. При этом Закон о банкротстве вообще не называет прокурора в числе лиц, участвующих в деле.

Производство по делу о банкротстве в соответствии со ст.42 Закона о банкротстве возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о признании должника банкротом, подаваемого лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением. Круг этих лиц четко определен в ст.7 Закона о банкротстве: это должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Причем право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения, подтверждающего взыскание задолженности за счет имущества должника (п.2 ст.7, п.3 ст.6).

При этом право на обращение с заявлением о признании должника банкротом названные лица имеют при наличии признаков банкротства, предусмотренных в ст.3 и 33 Закона о банкротстве.

На лиц, участвующих в деле о банкротстве, распространяются положения ст.41 АПК РФ о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле. Однако арбитражный управляющий наделен более широким кругом процессуальных прав и обязанностей, чем другие лица, участвующие в деле, что в определенной степени обусловлено предъявляемыми к нему требованиями (ст. 23-26 Закона о банкротстве).

Особенности производства по делам о банкротстве проявляются и в установлении особых по сравнению с предусмотренными в ст.125-126 АПК РФ требований к форме и содержанию заявления о признании должника банкротом и к документам, прилагаемым к нему. Такие требования установлены в ст. 37-41 Закона о банкротстве, при этом они отличаются в зависимости от того, кто обращается с заявлением в арбитражный суд (должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган).

В соответствии с п.1 ст.42 Закона о банкротстве судья обязан принять заявление о признании должника банкротом, если оно подано с соблюдением требований, предусмотренных как АПК РФ, так и Законом о банкротстве.

Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично, руководствуясь при этом положениями ст.127 АПК РФ и ст.42 Закона о банкротстве. В частности, в течение пяти дней после поступления заявления судья должен вынести определение о принятии заявления, в котором могут быть также предусмотрены меры по обеспечению требований кредиторов (п.7 ст.42, ст.46). Причем в отличие от обеспечительных мер, называемых ст.91 АПК РФ, Закон о банкротстве, кроме того, предусматривает, что арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п.2 ст.64 Закона о банкротстве. В определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего (п.3 ст.42).

При этом в качестве такой организации понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (ст. 2 Закона о банкротстве).

Важная роль отводится в Законе о банкротстве наблюдению, которое является не только процедурой банкротства, как определено в Законе, но в то же время может рассматриваться в качестве меры по обеспечению заявленного требования и исполнения решения, вводится в целях обеспечения сохранности имущества должника, проводится под контролем временного управляющего, утверждаемого арбитражным судом (гл. IV Закона о банкротстве).

Об утверждении временного управляющего указывается в определении (п.2 ст.65 Закона о банкротстве).

Суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом по основаниям, предусмотренным в ст.43 Закона о банкротстве.

Так, в соответствии со ст.43 Закона о банкротстве судья отказывает в принятии заявления, если не соблюдены условия, предусмотренные п.2 ст.33 этого Закона, о том, например, что требования к должнику должны в совокупности составлять определенную сумму и задолженность должна существовать не менее трех месяцев.

При этом следует заметить, что АПК РФ не предусматривает в настоящее время института отказа в принятии искового заявления, тогда как Закон о банкротстве его использует.

Заявление о признании должника банкротом может быть оставлено без движения в соответствии со ст.128 АПК РФ, а также возвращено при наличии оснований, предусмотренных в ст.129 АПК РФ и в ст.44 Закона о банкротстве.

При этом ст.44 Закона о банкротстве предусматривает возвращение заявления, если не соблюдены требования к нему, предусмотренные ст.37-41. Если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным (ст.9 Закона о банкротстве), но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные ст.38 Закона о банкротстве, это обстоятельство не является основанием для возвращения заявления. Судья истребует недостающие документы при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству (абз.2 п.1 ст.42). Аналогично должен бы решаться вопрос и в случаях, когда есть возможность устранить недостатки заявления.

Закон о банкротстве (ст.47) предусматривает и такое процессуальное правило, как установление права должника направить в суд, заявителю, иным лицам, участвующим в деле, в 10-дневный срок с момента получения определения отзыв на заявление о признании банкротом. При этом отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.

Согласно ст.131 АПК РФ ответчик должен направить отзыв на исковое заявление.

Большое значение в процессе рассмотрения дела о банкротстве отводится подготовке дела к судебному разбирательству, которая осуществляется по правилам гл.14 АПК РФ, но при этом имеет и важные особенности. Они состоят в том, что до рассмотрения дела по существу арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле, устанавливает обоснованность требований кредиторов по правилам ст.71 Закона о банкротстве, по ходатайству лиц, участвующих в деле, может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (ст.50 Закона о банкротстве).

Дело о банкротстве согласно ст.51 Закона о банкротстве должно быть рассмотрено в срок не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.

В соответствии со ст.152 АПК РФ установлен месячный срок для рассмотрения дел в порядке искового производства. Однако он исчисляется со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству, которым заканчивается 2-месячная подготовка дела к разбирательству. Таким образом, сроки рассмотрения дел о банкротстве значительно превышают сроки, установленные для рассмотрения дел искового производства.

Другая важная особенность рассмотрения дел о банкротстве состоит в том, что согласно ч.3 ст.223 АПК РФ определения, выносимые при рассмотрении дел о банкротстве, обжалование которых предусмотрено Кодексом или федеральным законом, могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения. Представляется, это позволит ускорить процедуру рассмотрения дел этой категории.

Решение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения дела о банкротстве, должно соответствовать требованиям, установленным в ст.170 АПК РФ. В решении о признании банкротом в соответствии с п.2 ст.53 Закона о банкротстве должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства.

Такое решение подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено Законом о банкротстве (п.2 ст.52).

Закон о банкротстве (ст.28, 54) предусматривает публикацию сведений о судебных актах, вынесенных арбитражным судом, в официальном издании, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

 

3. Условия рассмотрения дел в порядке упрощенного производства

 

Упрощенный порядок разбирательства и разрешения дел в российское арбитражное судопроизводство введен впервые (гл.29 АПК РФ). Условия применения такого порядка, его юридические особенности регламентированы в Кодексе (ст.226-229). Процессуальной науке требуется по мере накопления соответствующей практики приступить к ее обобщению с целью определения положительных или отрицательных сторон использования этой новеллы.

Критерии допустимости упрощенного порядка рассмотрения арбитражных дел можно определить путем анализа содержания ст.226 и 227 АПК РФ и сопоставления составляющих их конкретных норм.

Согласно ч.1 ст.228 АПК к упрощенному производству применимы общие правила искового процесса. Однако дела рассматриваются с особенностями, установленными в гл.29 АПК РФ.

Никаких качественных или количественных особенностей гражданских дел, которые арбитражный суд должен рассмотреть только в упрощенном порядке независимо от правовых позиций и действий заинтересованных лиц, законодательство не обозначает. Обращение к этому порядку зависит от ряда объективных и в еще большей степени субъективных факторов, предусмотренных гл.29 АПК РФ.

К числу объективных факторов относится установленный перечень арбитражных дел, содержащийся в ст.227 АПК РФ, озаглавленной "Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства". Этот перечень включает четыре категории разнообразных дел, объединяемых лишь самым общим предписанием о дозволенности их разрешения по упрощенной схеме.

Довольно конкретен п.1 ст.227 АПК, в котором указано содержание такого рода споров. Имущественные требования должны быть основаны на документах, подтверждающих задолженность по оплате за электрическую энергию, газ, воду, за отопление, услуги связи, по арендной плате и другим расходам, связанным с эксплуатацией помещений, используемых для осуществления любой предпринимательской (экономической) деятельности.

Обоснованность включения в закон приведенных норм базируется на арбитражной практике, обобщение которой позволяет констатировать, что перечисленные притязания кредиторов обычно подтверждаются убедительными фактами и надежными доказательствами (договоры, неоплаченные счета и т.п.), а у должников нет реальной защиты, их ссылки на отсутствие денежных средств юридической силы, как правило, не имеют. На практике также известны случаи, когда ответчики против упомянутых требований выдвигают существенные возражения, подлежащие проверке в стандартном состязательном и устном производстве.

На совершенно иную процессуальную обстановку рассчитано применение п.2 ст.227 АПК: упрощенное производство возможно, если иск основан на представленных истцом документах, устанавливающих имущественные обязательства ответчика, которые "ответчиком признаются, но не выполняются". Логическое толкование приведенного текста дает основание считать, что здесь имеется в виду ситуация, когда среди прилагаемых истцом к исковому заявлению материалов есть документы, подтверждающие признание контрагентом своих обязательств: адресованные должником кредитору письма, факсы, телеграммы с просьбами об отсрочке или рассрочке платежей, составленные контрагентами протоколы урегулирования разногласий, акты сверки взаимных претензий и т.п. Иными словами в деле есть доказательства совершения ответчиком внесудебного ^признания. Само по себе оно не гарантирует выигрыша спора истцом, но открывает дорогу для обращения к упрощенному производству.

Наиболее конкретен п.3 ст.227 АПК РФ, предусматривающий упрощенное рассмотрение арбитражными судами исков юридических лиц на сумму до двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, по искам индивидуальных предпринимателей на сумму до двадцати таких размеров. Желательно тем не менее, чтобы на практике указанные цифры применялись при определении только размера основного долга без учета начисляемых неустоек, штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами и т.п.

И наконец, п.4 ст.227 АПК РФ в самой общей форме допускает упрощенное рассмотрение арбитражными судами любых исковых требований при наличии условий, предусмотренных ст.226 АПК РФ. Широта этой формулировки позволяет заключить, что ее действие распространяется как на требования имущественного характера (взыскание денег, виндикация и пр.), так и на иски о признании или преобразовательные, о возложении на ответчика обязанности совершить какие-либо действия или воздержаться от их совершения и т.п.

Установлены три условия рассмотрения арбитражными судами дел в упрощенном порядке (ч.1 ст.226 АПК РФ):

а) бесспорный характер требования истца,

б) признание иска ответчиком и

в) незначительная сумма иска. Последнее условие самое простое, поскольку верхняя граница "незначительности" точно обозначена в п.3 ст.227 АПК РФ. Другие условия более сложны по содержанию.

Арбитражное процессуальное законодательство понятие "бесспорности " требования не раскрывает, на вопросы о том, кто и когда такое качество претензий устанавливает, надлежит ответить практике и теории.

Российскому ГПК известна конструкция так называемого приказного производства, базирующегося на идее презюмируемой достоверности определенных разновидностей предъявляемых требований, по которым суды общей юрисдикции выдают судебные приказы. Из числа таких разновидностей для арбитражных судов могут оказаться приемлемыми только требования, основанные на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом.

Применение арбитражными судами по примеру судов общей юрисдикции положений о предполагаемой бесспорности исков, вытекающих из нотариально удостоверенных и тем более совершенных в простой письменной форме сделок, недопустимо. В подавляющем большинстве арбитражных дел экономические споры связаны с вопросами надлежащей реализации разнообразных договоров. Попытки упрощенного рассмотрения подобного рода конфликтов ничего кроме деформирования практики дать, не способны.

Особенности упрощенного производства. На бесспорном характере своих требований и, следовательно, на упрощенном их рассмотрении вправе свободно настаивать истец, дополнив этими утверждениями стандартную схему искового заявления (ч.2 ст.125 АПК). Поскольку ходатайство поступило, судье в определении о принятии дела к производству (ст.127 АПК) надлежит поставить перед сторонами вопрос о том, согласны ли они на разрешение спора по упрощенной процедуре. Однако обосновывать целесообразность такого ускоренного варианта движения дела ссылками на бесспорность заявленного требования судья, естественно, не может.

Таким образом, соответствующую информацию ответчик получает дважды: первый раз из копии направленного ему искового заявления (ч.3 ст.125 АПК) и второй – из копии определения судьи (ч.5 ст.127 АПК). Определение дополнительно должно содержать предписание сторонам, прежде всего ответчику, поскольку истец собственную позицию уже обозначил, в пятнадцатидневный срок сообщить о своем отношении к предложению избрать упрощенную форму рассмотрения дела, а также представить отзыв по существу конфликта и доказательства (ч.3 ст.228 АПК). При согласии ответчика с таким предложением или его полном молчании упрощенное производство допустимо. Если ответчиком выражено несогласие или им представлены любые, даже абсолютно необоснованные возражения против исковых требований, процесс должен развиваться по общим правилам искового производства (ч.3 ст.228, ч.1 ст.229 АПК).

Самостоятельным условием, оправдывающим рассмотрение спора в упрощенном порядке, служит безоговорочное согласие ответчика с требованиями истца. Оно может быть выражено в адресованном суду документе или устно, например, на предварительном судебном заседании. Судье следует обеспечить письменное оформление такого рода объяснения.

Арбитражный суд, получивший исковое заявление с приложениями и полное признание ответчика, приобр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...