Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Платон (Аристоклес, 427 – 347 гг. до н.э.)




Платон (Аристоклес, 427 – 347 гг. до н. э. )

Сократ друг, но самый близкий друг – истина В своих бедствиях люди склонны  винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих


Все сущее состоит из трёх сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие – мир идей (существуют вечно, неизменны и постоянны), небытие – материальный мир, созданный из 4 стихий. Мир чувственных вещей – результат проникновения бытия в небытие

Для души тело – временное пристанище.

Теория воспоминания: человек приобретает знания благодаря врожденной способности души к припоминанию того, что она уже знала в прошлом, но забыла, получив удар при вселении в тело

Тождественность идей, души, божественного

Душа бессмертна

Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же её место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей.

Высший уровень представлен разумной частью души. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Благородная или пылкая душа. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие. Помещается в области сердца

Вожделеющая или низшая душа включает сферу потребностей, влечений и страстей. Локализована в печени.

Для мудрецов и философов характерно преобладание разумной души.

У храбрых и мужественных людей доминирует благородная душа. Душа воина

У людей, предающихся телесным излишествам ведущей является вожделеющая часть души. Это рабы и ремесленники.

Подобным образом различались и отдельные народы: преобладание разумной души свойственно грекам; доминирование благородной души - народам севера; преобладание вожделеющей души - египтянам и другим народам Востока

Аристотель (384-322 гг. до н. э. )

Платон мне друг, но истина дороже Начало есть более чем половина всего Человек по своей природе есть существо общественное


Душа не может существовать без тела, как и тело без души

Общее чувствилище – центральный орган, куда направляются все ощущения.

Основной механизм взаимодействия ощущений – ассоциации

Существует родовой и индивидуальный разум

Кровь – материальный носитель души. Центральный орган души – сердце

Ведущее место принадлежит разуму. Особенно при формировании личности и характера

Трактат Аристотеля «О душе»: учение о познании

По примеру своего учителя Платона Аристотель создал свою школу вблизи храма Аполлона Ликея (волкодава). Школа Аристотеля, или, как она стала называться, лицей, была на открытом воздухе в платановых «перипатеях» (аллеях). Ученики Аристотеля (перипатетики) не сидели за партами или столами, они прогуливались вместе со своим учителем. Утренние прогулки посвящали беседам на наиболее трудные философские темы, а вечерами обсуждали вопросы политики и поэзии.

Учение Аристотеля о познании

«Седалище души»

Стоицизм: элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С нарастанием идеализма стоицизм превращается в чисто этическое учение. Основные идеи: предопределённость, адаптация

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Афины Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры Средние и поздние стоики
Афины Афины-Рим Рим
Зенон, Клеанф, Хрисипп Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний) Сенека, Эпиктет
Ближе к материализму. Проблемы мироздания и сущность природы Ближе к идеализму. Проблемы морали и нравственности

«Стоя» - крытая галерея, портик

Страдание – признак гниения

Страдание – следствие неосуществлённого желания

Отказ от желаний, притязаний на что-либо приведёт к спокойствию, свободе, счастью

Качество жизни определяется качеством психического состояния, а не вещами (Зенон)

Пока есть мы – нет смерти, а когда есть смерть – нас нет. Бояться смерти глупо. Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
Эпикур (341-271 гг. до н. э. )

Этико-психологические проблемы

Материальный мир первичен и независим от человека

Атомизм

Непредсказуемость движений атомов ведёт к непредсказуемости психики и поведения

В душе нет врожденных идей

Ощущения приводят к возникновению представлений. На основе представлений формируется память и мышление

Счастье человека состоит в стремлении к удовлетворению потребностей и наслаждению

«Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения. Из крапивы извлекай нитки, из полыни – лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер: что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок» Эпикур

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...