Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советы учителю, работающему в большой школе




Я бы советовал вначале просмотреть тетради всех кол­лег по работе в начальных классах.

Ученические тетради — зеркало всей воспитательной работы.

Совершенствование педагогического мастерства — это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, на­правленные на повышение собственной культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуаль­ной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа.

Чем больше вы изучаете и наблюдаете опыт своих старших коллег, тем более необходимы вам самонаблюде­ние, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание. На основе самонаблюдения, самоанализа у вас будут рож­даться собственные педагогические идеи. Изучая, напри­мер, связи между тем, что делается, и тем, что получается в результате, вы приходите к выводу: от зерна, посажен­ного в прекрасно обработанную почву сегодня, далеко не всегда можно ждать ростка уже завтра. То, что делается сегодня, во многих случаях можно оценить лишь через несколько лет. Это одна из очень важных закономерно­стей педагогического труда. Она заставляет всегда думать о перспективе.

47. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ 0ДН0К0МПЛЕКТН0Й ШКОЛЫ

 

 

КАКИЕ ПЛАНЫ ПИСАТЬ УЧИТЕЛЮ

Для учителя начальных классов очень важно составить перспективный план, рассчитанный на несколько лет.

1. Список художественных произведений, которые дети должны прочитать за годы обучения в начальной школе. Этот пункт плана станет реальностью, конечно, только тогда, когда в школьной библиотеке будут необходимые детские книги.

2. Музыкальные произведения, которые дети будут про­слушивать в школе (желательно, чтобы в школе была му­зыкальная комната).

3. Произведения живописи, по которым будут прове­дены беседы.

4. Тексты — отрывки из художественных произве­дений, которые надо заучить наизусть.

5. Орфографический минимум — т. о. словарь орфо­грамм, написание которых в начальной школе должно быть твердо, навсегда сохранено в памяти.

6. Список научно-популярных книг и брошюр, чтение которых способствует расширению кругозора школьников. Особо надо выделить книги и брошюры, предназначенные для трудных детей — детей со сниженной подвижностью мыслительных процессов.

7. Тематика уроков мышления — путешествий к источ­никам мысли и родной речи.

8. Тематика сочинений, которые дети напишут за годы обученияв начальных классах.

9. Примерный перечень наглядных пособий, которые сделают учитель и дети.

10. Экскурсии, которые будут проведены и начальной школе.

Такой же перспективныйплан я советую состав­лять и преподавателям предметов в средних и старших классах. Учитывается, конечно, специфика предмета. На­пример, преподаватель биологии включает в перспектив­ный план систему наблюдений в природе с целью форми­рования у учеников необходимых представлений. Препо­даватель географии включает терминологию, обязательную для запоминания. Учитель физики предусматривает в сво­ем плане наблюдение труда в промышленности и сельском хозяйстве.

Перспективный план — это очень важный ориентир, по которому учитель ежегодно, читая и продумывая про­грамму, как бы проверяет сам себя — что уже сделано и что нужно сделать. По выполнению перспективного плана можно судить о качество знаний учащихся.

Каждому учителю надо такжесоставлять тематическийили поурочный план. Тематический план — это дидактическое предвидение и обоснование, а не развернутый конспект. Тексты заданий и упражнений, как правило, в план не включаются (у учителя они обычно выписаны на спе­циальных карточках или в тетрадях).

В тетради, где пишутся тематические планы, необхо­димо отвести чистое место (поле)— для того, чтобы в слу­чае непредвиденных отклонений отнамеченного пути вне­сти в план соответствующие изменения.

Некоторые учителя предпочитают тематическому плану поурочный. Главное — ориентироваться на перспективный план, не забывать о конечной цели, время от времени продумывать программу и объяснительную записку к ней, сопоставлять ее с перспективным планом.

 

 

СОВЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ДНЕВНИКА УЧИТЕЛЯ

Я советую каждому учителю вести педагогический дневник. Это не официальный документ, к которому ставятся ка­кие-то формальные требования. Дневник - личные записи, заметки. Они могут пригодиться в повседневной работе. В них — источник раздумий, творчества. Дневник, который ведется десять, двадцать, а то и тридцать лет — это огром­ная ценность. Ведь у каждого думающего педагога есть своя система, своя педагогическая культура. Сколько дра­гоценных жемчужин педагогической мудрости пропадает тогда, когда учитель-мастер, учитель-творец, завершив свою творческую жизнь, уносит с собой в могилу все, что он постиг за годы труда и поисков. Дневники педагогов я бы хранил в педагогических музеях и в научно-исследо­вательских институтах как бесценные сокровища.

Значительное место в дневнике принадлежит записям о трудных детях. Я считаю очень важным подметить тон­чайшие оттенки в их поведении, в умственном труде на уроках и дома. Записанные и осмысленные наблюдения очень помогают учителю в его работе.

О ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ

Надо избегать парадоксального явления, имеющего, к сожалению, место в жизни: учителю, воспитывающему чужих детей, нет времени для воспитания своих детей. Я бы хотел посоветовать учителю-отцу, учительнице-ма­тери:

Не забывайте, что дома вы для своих детей не учитель, не классный руководитель, а прежде всего отец, матъ. Не превращайте семью в миниатюрную школу, по возможно­сти делайте все, чтобы атмосфера школы оставалась за по­рогом вашего дома, чтобы вы и ваши дети были просто хорошей семьей.

Воспитание — это не какие-то специально, искусст­венно организованные «мероприятия», это прежде всего образ жизни. В руках педагога — сильный и в то же время небезопасный, требующий большой мудрости и осмотри­тельности инструмент — власть над человеком. Мудро и осмотрительно пользуясь этим инструментом в школе, не переносите его в свой дом. Многие свои привычки, тради­ционные учительские приемы надо оставлять в стенах школы. Избегайте «педагогизации» своих детей — очень плохо, когда дети ваши осведомлены о всех деталях педагогической профессии.

Если есть возможность, определите своего ребенка в класс, где преподаете не вы, а ваши коллеги. Так будет лучше: вы будете несравненно ближе к своему сыну, к своейдочери как отец, как мать.

Не приносите из школы домой раздражения, нервозно­сти, недовольства той или иной стороной педагогического процесса, поведением школьников. Это очень плохой при­мер для ваших детей. Если с малых лет дети увидят, что школа причиняетотцу или матери одни неприятности, у них постепенносложится отвращениек педагогическому труду. Плохие последствия этого чувства - не только то, что вашим детям не захочется стать учителями. Это еще полбеды. Дело значительно сложнее: ученик, чувствующий отвращение к труду педагога, становится лицемером и бол­туном.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...