Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав, структура и классификация кадров




Эффективность работы и конкурентоспособность пред­приятия во многом определяются составом наемной рабочей силы.

Наемный работник - это лицо, заключившее письменное или устное соглашение с руководителем предприятия о выполнении определенной работы и выплате заработной платы конкретного размера.

В условиях рынка предприниматель (работодатель) самостоятельно определяет, каких работников и сколько ему необходимо принять на работу, какая у них будет заработная плата. При решении этих вопросов учитываются сфера деятельности и уровень подготовки работников. Кадры представляют собой основной (штатный) состав работников предприятия. Все работники в зависимости от степени их участия в производственной деятельности подразделяются на промышеленно-производственный и непромышленный (непроизводственный) персонал.

К промышленно-производственному персоналу (ППП) относятся работники основных и вспомогательных цехов, отделов, служб, научно-исследовательских организаций, КБ, ТБ, то есть все те, кто непосредственно связан с основной производственной деятельностью предприятий.

К непромышленному (непроизводственному) персоналу относятся: работники жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытовых, медицинских учреждений; работники подсобных сельскохозяйственных структур; работники внезаводского транспорта и т.д., то есть все те, кто обслуживает непромышленные организации отраслей и предприятий. Удельный вес непромышленного персонала 6 — 8%. Промышленно-производственных персонал (ППП) подразделяется на различные категории. Классификация ППП ведется по основным признакам разделения труда (табл.).

Удельный вес отдельных категорий работников в общей их численности характеризует структуру кадров.

Согласно действующему в Украине с 1995 года Классификатору профессий, весь персонал работающих в нашей стране делится на девять групп (разделов профессий):

1. Законодатели, высшие государственные служащие, руководители.

Кроме представителей, определяющих государственную и региональную политику, данный раздел профессий включает руководителей объединений, предприятий, учреждений, организаций и их подразделений (руководители функциональных подразделений, цехов, участков).

2.Профессионалы.

Данный раздел включает профессии, которые предусматривают высокий уровень знаний в области физических, математических, технических, биологических, агрономических, медицинских и гуманитарных наук. К ним относятся научные сотрудники, инженеры, конструкторы, технологи, архитекторы и др. профессионалы высокого уровня (как правило, имеющие научные степени и звания либо значительный опыт работы).

Согласно Постановлению КМ Украины № 134 от 7 февраля 2001 года профессионалы в соответствии с их квалификациями делятся на 4 категории: высшую, первую, вторую и профессионал данной области знаний (например, физик, астроном, архитектор, конструктор, экономист и т.д.). Однако для ряда отраслей могут использоваться и другие виды квалификационных категорий. В частности, в научной сфере используется такое деление: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник.

3.Специалисты.

Данный раздел включает профессии, которые предусматривают знания в одной или более областях естественных, технических или гуманитарных наук. Профессиональные знания заключаются в использовании методов соответствующих наук. Профессии данной категории соответствуют уровню младшего специалиста, бакалавра, специалиста. Специалисты делятся на следующие квалификационные категории: первую, вторую, третью (без категории).

4.Служащие

Данный раздел включает профессии, которые предусматривают знания, необходимые для подготовки, хранения и обновления информации, а также проведения расчетов. Данные профессии требуют полного общего и/или профессионально-то среднего образования либо среднего образования и профессиональной подготовки на производстве.

Технические служащие могут получать следующие категории: первую, вторую, третью (без категорий).

5.Рабочие сферы торговли и бытовых услуг.

Профессиональные знания охватывают обеспечение услуг, связанных с поездками, бытом, питанием, обслуживанием, торговлей, охраной, поддержанием правопорядка и т.д. Большая часть профессий требует общего среднего и/или профессионального образования либо среднего образования и профподготовки на производстве.

6. Квалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйства, рыборазведения и рыболовства.

Профессии данного раздела требуют знаний и навыков выполнения функций в соответствующих секторах экономики. Необходимый уровень образования - полное среднее образование и/или профессиональное образование либо среднее образование и профессиональная подготовки на производстве.

7.Квалифицированные рабочие с инструментом.

Этот раздел включает профессии, которые предусматривают знания, необходимые для выбора способов использования материалов и инструментов, определения стадий производственного процесса, характеристик и назначения готовой продукции. Необходимый образовательный уровень - среднее образование и профессиональное образование или среднее образование и профподготовка на производстве (в ряде случаев - квалификация младшего специалиста). Рабочие по тарифным разрядам делятся на такие квалификационные группы (при 6-разрядной сетке): высококвалифицированные рабочие — 5-й и 6-й разряды, квалифицированные - 3-й и 4-й разряды, низкоквалифицированные - 1-й и 2-й разряды, неквалифицированные рабочие, которые не имеют разрядов.

7.Операторы и сборщики оборудования и машин.

Раздел включает профессии, предусматривающие знания, необходимые для эксплуатации и надзора за работой оборудования и машин, в том числе высокоавтоматизированного, а также для их сборки.

Необходимый уровень образования - среднее образование плюс профобразование или профподготовка на предприятии (в ряде случаев - квалификация младшего специалиста).

Квалификационная дифференциация в данном случае ана­логична предыдущей группе.

8.Самые простые профессии.

Данный раздел включает профессии, которые требуют знаний для выполнения простых задач с использованием простых инструментов, в некоторых случаях со значительными физическими условиями. Указанные задачи связаны с продажей товаров на улице, сохранением и охраной имущества, уборкой чисткой, стиркой, выполнением низкоквалифицированной работы.

 

7. Факторы и резервы роста производительности труда

На уровень производительности труда влияют различные факторы:

- Повышение технического уровня производства (введение прогрессивной технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; расширение парка прогрессив­ного и экономичного оборудования; состав орудий труда; тех­нический уровень орудий труда; состав и технический уровень инструментов и приспособлений; уровень прогрессивности материалов и т.д.),

- Совершенствование управления, организации производства и труда (расширение функций управления производственным процессом; сокращение трудоемкости работ и потерь рабочего времени; реконструкция рабочего места с целью рациональной организации);

- Изменение объема и структуры производства (относительное уменьшение промышленно-производственного персоналав связи с ростом объема производства; снижение доли продукции, конкурентоспособность которой падает, и повышение удельного веса высокорентабельной продукции, изменение удельного веса полуфабрикатов собственного производства и кооперированных поставок и т.д.);

- Экономические факторы роста производительности труда (действенность системы материальной заинтересованности и материального стимулирования работников в повышении производительности труда; наличие финансовых, трудовых и материальных ресурсов для осуществления мероприятий по повышению производительности труда и т.д.)

- Социальные факторы повышения производительности труда (состав и качество работников (их квалификация); условия труда; отношение работников к труду; культурно-технический и моральный уровень кадров; уровень трудовой и технологической дисциплины; степень и формы морального стимулирования роста производительности труда; социальное развитие трудового коллектива и т.д.).

Резервы - это объективные потенциальные возможности повышения производительности труда в промышленности.

Народнохозяйственные резервы формируются в результате проведения организационно-технических мероприятий, например: создание новых орудий и предметов труда, рациональное размещение производства, наличие и использование рабочей силы, структура производства, уровень общественного разделения труда и т.п.

Отраслевые резервы способствуют росту производительности труда вследствие экономически обоснованного разделения труда (специализация, концентрация и комбинирование, межпроизводственная кооперация и т.п.), совершенствование технической базы и т.п.

Внутрипроизводственные резервы создаются при эффективном использовании на промышленных предприятиях орудий труда, рабочего времени, снижении затрат труда на производство единицы продукции (трудоемкости). По времени они различаются на текущие и перспективные:

-текущие резервы связаны с организационно-техническими мерами, которые не требуют значительного инвестиционного переоснащения;

- перспективные резервы связаны с коренными преобразованиями в технике и технологии, действие которых рассчитано на более длительный период времени, как правило, более одного года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...