Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности младших школьников




 

Не так давно в психологии о младшем школьнике вообще не было речи. Только после введения системы обязательного неполного и полного среднего образования выделилось звено начального образования, что побудило к изучению психологических особенностей младшего школьного возраста. Несмотря на обилие исследований и литературы по психологии младшего школьника, В.В. Давыдов считает, что можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.

Познавательные процессы

Восприятие. Отличается остротой, своего рода "созерцательной любознательностью", что связано с относительным преобладанием первой сигнальной системы. Малая дифференцированность: в начале учебы школьники не точно или ошибочно могут писать сходные по начертанию буквы, не узнают одну и ту же геометрическую фигуру, иначе расположенную на плоскости. Еще довольно часто выделяют случайные детали, а существенные не замечают. Способны, не детализируя, воспринимать предмет в целом. В течение всего периода - выраженная эмоциональность восприятия: все яркое, живое, наглядное воспринимается лучше.

Внимание. Отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется короткая мотивация (поощрение, похвала). Но непроизвольное внимание развивается интенсивно. Устойчивость внимания небольшая (слабость тормозного процесса), отсюда теряется темп работы, наблюдаются пропуски букв.

Память. Склонность к механическому запоминанию развита хорошо. Развитие идет по двум направлениям: усиливаются роль и удельный вес словесно-логической памяти, смыслового запоминания; развивается умение управлять своей памятью.

Мышление. Обычно мыслят конкретными категориями, но идет переход от познания внешней стороны предметов к их сущности. Аналитико-синтетическая деятельность пока на стадии наглядно-действенного анализа. Со 2-го класса мышление освобождается от представлений и переходит к анализу на уровне понятий. И все-таки ученику проще пройти путь от причины к следствию, чем от следствия к причине.

Воображение. Развивается воссоздающее и творческое воображение. Склонны фантазировать, отчего младших школьников нередко считают лгунишками.

Возможности ускорения интеллектуального развития. Экспериментально доказано, что у младших школьников при изменении содержания и условий обучения можно сформировать достаточно высокий уровень способностей к обобщениям и абстракции. Эксперимент провели педагоги под руководством психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.

Динамика мотивов учения. Прежде всего укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Это относится ко всем детям, а не только к обладающим исключительными способностями. Интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. В.А. Сухомлинский считал это "духовной потребностью отрочества в абстрагировании".

Существенно укрепляются учебно-познавательные мотивы, прежде всего интерес к способам приобретения знаний. Им импонируют анализ и обсуждение способов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний.

проектная деятельность младший школьник

Продолжают развиваться и мотивы самообразования (кружок, чтение дополнительной литературы и т.д.). Познавательный интерес подростков называют "ненасыщенным".

Аномалии в младшем школьном возрасте. При неблагоприятном воспитании в младшем школьном возрасте вредные привычки, приобретенные ребенком до школы, закрепляются, а новые приживаются. Можно замечать, как дети сквернословят, употребляя нецензурную брань, разговаривают в грубом тоне, переходя на крик, педагоги замечают неискренность детей, в их речи отмечаются слова-паразиты. Некоторые с молчаливого согласия семьи привыкают не соблюдать требования по уходу за телом, одеждой, некоторые обкусывают ногти на руках, не моют руки перед едой, не чистят зубы перед сном. Закрепляется привычка к драчливости, эмоциональной несдержанности, конфликтности. Эти вредные привычки еще недостаточно устойчивы и при хорошем воспитании легко устранимы. Но, в противном случае, подобное поведение детей становится достаточно устойчивым, а их реакции стереотипными.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста представляет Л.Ф. Обухова [10]. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий, всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя. Осознание своих собственных изменений происходит в результате развития учебной деятельности. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду.

Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса в настоящее время общепризнанна всеми - учёными, методистами, учителями. Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. Вот только вряд ли стоит надеяться на него как на единственный и универсальный. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых - осязаемый результат творческой деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьёз организованного процесса обучения. В процессе создания учебного проекта приобретение учащимися новых знаний, не может быть получено без опоры на базовые (основные) знания и на общие учебные и предметные действия. Существенное знание имеет и тема учебного проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Метод проектов может найти применение не только в старших классах [15]. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.

Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

В настоящее время опытом работы многих отечественных педагогов, данными экспериментальных психолого-педагогических исследований (И.И. Джужук, Н.В. Матяш, И.М. Павловой и др.) убедительно доказана возможность применения проектного метода в процессе обучения младших школьников. В публикациях А.И. Бондаренко [1], Е.Н. Землянской [4], Н.М. Конышевой [6] отражены богатые развивающие возможности проектной деятельности для учащихся начальной школы. Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не получил должного распространения в начальном звене школьного обучения. Ещё недостаточно разработаны и фрагментарно освещены в литературе методических аспектов организации проектной деятельности младших школьников.

Достоинство проектного метода - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...