Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направление немедицинской групповой психотерапии




 

В основе современного терапевтического мировоззрения лежит гуманистическая психология. Она направлена на реализацию внутреннего потенциала развития человека и высвобождение самодвижущихся сил развития личности. В рамках гуманистической психологии широкое распространение получили такие направления, как клиентоцентрированная терапия К. Роджерса и самоактуализирующая терапия А. Маслоу.

Клиентоцентрированная терапия направлена на поиск и пробуждение позитивных сил, способствующих личностному росту и здоровью, а основной задачей является установление между клиентом и терапевтом межличностных отношений, способствующих принятию клиентом самого себя таким, какой он есть, а также принятию других. Терапевт не вмешивается в психическую жизнь клиента, а только помогает ему самостоятельно решать свои проблемы, делать выбор и нести ответственность. Для этого необходимо установить достаточно теплые, открытые, взаимопринимающие отношения, лишенные моральных суждений и оценок. Терапевт должен постоянно удерживать в центре внимания позитивную сущность отношения к клиенту. Это отношение подобно отношению духовных учителей восточных традиций, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.

К. Роджерс выделял следующие шаги терапевтической помощи:

- клиент приходит за помощью;

- определяется ситуация;

- поощряется свободное выражение;

- советующий принимает и проясняет;

- происходит постепенное выпадение позитивных чувств;

- обнаружение позитивных импульсов;

- появление инсайта (т. е. догадки, озарения);

- прояснение выбора;

- позитивные действия;

- возрастание инсайта;

- рост независимости;

- уменьшение потребности в помощи.

Этот предполагаемый ряд событий показывает, что К. Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта. Кроме терапевта такую роль могут играть и другие люди. Гуманистическая групповая психотерапия ориентирована на установление именно таких отношений между всеми участниками. В этих группах поддерживается климат психологической безопасности, принятия и понимания.

Работа такой группы - сложный динамический процесс, проходящий ряд фаз. Начинается она с хождения «вокруг да около», ожидания, что скажут, как себя вести и т.д. По мере того как группа обнаруживает, что она сама должна определить, что будет делать, нарастает разочарование. Возникает первоначальное сопротивление личному выражению или изучению. Но руководитель не поощряет никакой иной деятельности, кроме самоизучения. Продолжая взаимодействовать, люди делятся прошлыми чувствами, связанными с теми, кого нет в группе. Когда они начинают выражать чувства о настоящем, чаще всего эти первые выражения негативны. Если негативные чувства нашли выражения и при этом группа не распалась, не взорвалась, начинает формироваться климат доверия. По мере того как все больше эмоциональных выражений выходит на поверхность, в группе развивается исцеляющая способность. Один из эффектов групповой обратной связи и принятия состоит в том, что люди могут принять самих себя.

В ходе работы группы складывается неприятие по отношению к защите. Группа требует, чтобы индивид был самим собой и не скрывал проявляющихся чувств. Здесь даже негативные чувства (страх, неприязнь и т.д.) вызывают выражение поддержки, позитивных чувств и близости, что ведет к развитию чувства безопасности и еще большему принятию самого себя.

Центральным понятием психотерапии А. Маслоу является самоактуализация.

Самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны. Они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация - это не отсутствие проблемы, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным и их разрешению.

А. Маслоу описывает 8 путей, которыми индивид может самоактуализироваться:

1. Полное, живое и беззаветное переживание проблемы с повышенным осознанием и интересом.

2. В каждом жизненном выборе принимать решение в пользу личностного роста, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности.

4. Быть честным и принимать ответственность за свои действия; ответы на все вопросы искать внутри себя.

5. Развивать способности «лучшего жизненного выбора», верить своим суждениям и интуиции и действовать в соответствии с ними.

6. Развивать свои потенциальные возможности.

7. Для самоактуализации характерен «пик переживания», когда мы наиболее интегрированы, лучше осознаем мир и себя, думаем и чувствуем наиболее ясно и точно.

8. Обнаруживать свои «защиты» и работать по отказу от них. Другой кардинальный идеей Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим: удовлетворение первичных потребностей (пища, жилье, сон, безопасность) дает возможность развивать высшие, социальные потребности в признании, дружбе, любви, самоактуализации.

И хотя сам Маслоу не создал своих специфических методов психотерапии и не был психотерапевтом-практиком, его гуманистические идеи получили широкое применение в психотерапии. По его мнению, эффективность психотерапии обусловливается установлением доверительных и близких отношений между людьми без вмешательства в личную жизнь. Психотерапия способствует удовлетворению социальных потребностей человека в общении, понимании, уважении, любви.

Экзистенциальная психотерапия по своим идеям наиболее близка к гуманистической психологии, и ее можно рассматривать как глубинно-смысловую гуманистическую терапию. В ее основе лежат идеи феноменологии (Э. Гуссерль), экзистенциональной и аналитической философии (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. П. Сартр и др.), понимающей психологии (В. Дильтей). В терапевтической практике экзистенциальной психологии видное место занимает логотерапия В. Франкла.

Основной движущей силой в поведении человека и его личностном развитии (по Франклу) является стремление к поиску и реализации смысла жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализации приводят к экзистенциальному вакууму, который является причиной многих психологических и социальных расстройств. Логотерапия направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл жизни. Уникальный смысл жизни может быть найден клиентом в одной из трех основных сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые пациент не в силах изменить.

В. Франкл разработал 3 основных метода в практике логотерапии: сократический диалог, парадоксальная интекция и дирефлексия. Эти методы основываются на таких фундаментальных характеристиках человека, как способность к самоотстранению и самотрансцендентации.

Метод сократического диалога применяется при терапии неврозов, духовного плана (конфликты совести, морально-нравственного плана). Суть метода состоит в создании и понимании клиентом смысла своих проблем.

Техника парадоксальной интекции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществлять то (при фобии), или сам осуществлял то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.

Метод дирефлексии основывается на переключении внимания с одной актуальной проблемы на другую, что дает возможность на некоторое время «отключиться» от волнующей проблемы и посмотреть на нее под иным углом зрения.

Бихевиоральная психотерапия ставит своей целью обучение адаптивным умениям, полезным при столкновении с теми или иными сложными жизненными ситуациями. У клиента с помощью специального тренинга формируются конкретные поведенческие реакции, направленные на решение четко определенных задач. Для объяснения поведения бихевиоризм использует 2 основных понятия: стимул (5) и реакция (К); сознание и прочие понятия отрицаются. Бихевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемыми фактами. В этом смысле поведение, сколько бы оно ни было сложным, может быть исследовано, как и любой другой наблюдаемый феномен.

По Б.Скиннеру, личность определяется как сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций.

Бихевиоральный терапевт не занимается внутренними состояниями или историей клиента, в его поле зрения актуальное поведение. Для него симптомы и есть сама болезнь, а не проявление лежащей за ними болезни. Бихевиоральный терапевт предлагает клиенту неугрожающую, безопасную аудиторию, в которой он может выразить ранее невыраженное поведение - плач, враждебность, сексуальные фантазии и т. д. Однако терапевт не заинтересован в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, наработкой и поощрением способов поведения, эффективно противостоящих тем способам, которые он намеревается исключить, - неудобным или неправильным. Например, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакциями тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Данная групповая терапия получила название групп тренинга умений. Члены группы рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки.

В группах обучают таким жизненным умениям, как управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, тренинг уверенности в себе и т.д.

В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг умений может касаться развития элементарных навыков, например, таких, как есть не проливая. В группах здоровых людей ставятся более сложные цели. Акцент всегда делается на обучение. Например, в группе, занимающейся терапией взаимоотношений, члены группы учатся специальным межличностным умениям для эмоционального самовыражения без возбуждения защитных и враждебных чувств. Показываются и отрабатываются 4 вида поведенческих умений:

1) выражение межличностных чувств - осознание и коммуникация чувств, восприятий и желаний, связанных со взаимоотношениями;

2) эмпатический ответ - полное понимание и передача этого понимания собеседнику; 3) переключение образа действия - адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу; 4) содействие (фасилитация) - обучение тому, как эффективно учить других вышеупомянутым умениям.

Другой вид тренинга умений называется структурированно обучающей терапией и применяется для развития социальных умений, умений планировать и предупреждать возникновение стресса. Тренинг включает использование таких базовых средств, как, например, моделирование и прогнозирование ролей, осуществление обратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу.

Одним из распространенных тренингов умений является тренинг уверенности в себе (А. Бандура). Быть уверенным в себе означает умение определять и выражать свои чувства, желания, потребности и ожидания; строить отношения с другими, т.е. обратиться с просьбой, ответить «нет», не чувствуя себя виноватым, настаивать на реализации своих прав, делать и принимать комплименты и т.д. Составляются списки основных прав, которые поддерживают уверенность в себе. Сюда относится право:

- быть одному;

- быть независимым;

- на успех;

- быть выслушанным и принятым всерьез;

- получать то, за что платишь;

- иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека;

- отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

- просить то, чего хочешь;

- делать ошибки и быть ответственным за них;

- не быть напористым.

Клиенты обучаются реализовывать и отстаивать свои права. С ними проводятся упражнения, развивающие умения, соответствующие уверенному поведению. Таким образом, через развитие способности действовать группы тренинга умений ведут человека к большей свободе и самостоятельности.

Гештальттерапия представляет собой отрасль психотерапевтической практики, которая основывается на идеях психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии, гештальтпсихологии и телесной терапии. Ее основателем считается Ф. Перлз.

Среди основных идей гештальттерапии особое место занимает принцип гештальта, т.е. целостности и «фигуративности». Гештальт не сводится к сумме своих частей, это целостность, существующая на определенном фоне или внутри некоторого контекста.

Жизненная ситуация клиента представляет собой гештальт, и поэтому бессмысленно работать с одним каким-то качеством или одной его частью, исключив все прочие и не учитывая контекст, в котором это качество проявляется. То, что мы считаем дефектом или недостатком, может играть чрезвычайную приспособительскую роль в контексте жизни клиента. Фактически только сам клиент может выстроить новый, более позитивный, с его точки зрения, гештальт своей жизни.

Обычно клиент способен видеть ситуацию только с одной точки зрения, важнейшая задача терапевта состоит в том, чтобы расширить спектр точек зрения у клиента, предоставить ему возможность увидеть свою проблему в ином свете и, не навязывая своей точки зрения, сделать так, чтобы он сам обрел новый взгляд на вещи. Иногда для этого надо изменить отношения фигуры и фона - фон сделать фигурой, а фигуру - фоном.

Наиболее распространена групповая форма гештальттерапии, характерной чертой которой является так называемый «горячий стул», который периодически занимает (по желанию) тот или иной член группы и с которым работает терапевт на глазах остальных членов группы. Эмоциональная поддержка со стороны других членов группы оказывает позитивный эффект на процесс терапии, с другой стороны, наблюдая работу с одним из членов группы, остальные могут разрешить, благодаря переносу, и свои проблемы.

Гештальттерапия состоит в том, чтобы предложить клиенту сфокусироваться на осознании того, что переживается в настоящем, а не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о травме или незаконченной ситуации, но при этом фрагменты незаконченных ситуаций (незавершенных гештальтов) из прошлого неизбежно всплывают как часть этого опыта в настоящем. Тогда клиенту предлагается вновь их проиграть, пережить, чтобы завершить и ассимилировать в настоящем.

Гештальтметодики направляют клиента на воссоздание обеих сторон и установление диалога между ними. Например, если клиент сидит на «горячем стуле», то на другой пустой стул напротив него можно посадить воображаемого партнера, с которым у клиента нарушены взаимоотношения, и по очереди представлять слово то одному, то другому. От имени воображаемого партнера может говорить сам клиент, садясь на соответствующий стул, или один из участников группы, которого выбирает клиент. Таким же образом может быть организован диалог между психологическими частями личности, которые находятся в конфликте, и т.д.

Наиболее важно в процессе гештальттерапии обратить внимание клиента на актуальные чувства, которые он переживает здесь и теперь, и телесные проявления его состояния, чем достигается расширение зоны осознания.

Для успешного проведения терапии сам терапевт должен быть «здесь и теперь». Порой для клиента вполне достаточно, если терапевт просто присутствует, но это должно быть искреннее и открытое присутствие. Другая задача терапевта - обеспечение обратной связи. То есть он служит своеобразным зеркалом для клиента, позволяя последнему лучше увидеть себя и свою собственную позицию в проблемной ситуации.

Еще одна сторона гештальтпроцесса - действие. Терапевт побуждает клиента не только к самоосознанию, но и к совершенно конкретным действиям, например сделать выбор из двух альтернатив, символизируемых двумя различными стульями. Осуществляется как физическое передвижение клиента.

Важное место в деятельности гештальттерапевта занимает организация гештальтэскперимента. Терапевт вводит в ситуацию новые переменные или по-новому организует взаимодействие между прежними, побуждает клиента попробовать новые способы поведения. Например, клиент жалуется, что ощущает стену между собой и супругом. Терапевт может предложить представить, что барьер преодолен и клиент оказался на стороне супруга, при этом клиент обязательно физически перемещается за воображаемый барьер. Цель - посмотреть, как будет протекать взаимодействие супругов без барьера. Результат такого взаимодействия заранее неизвестен. Очень может быть, что клиент почувствует, что на самом деле ему не по себе без этого барьера, что он создавал его сам как защиту от супруга и т.д.

Работая с группой, терапевт обычно предлагает ряд упражнений, способствующих расширению сознания участников и подготавливающих их к работе на «горячем стуле» [17].

Среди разновидностей немедицинской групповой психотерапии можно выделить общинную психотерапию. Этот метод предполагает привлечение к психотерапии в меру возможностей всех людей, так или иначе причастных к происходящему. Принципы равноправного корпоративного сотрудничества, отсутствие в терапевтическом сеансе отношений «врач-больной», «начальник-подчиненный» позволяют всем участникам активно включаться в происходящее и ощущать собственную значимость в принятии всех решений, касающихся группы. Такая форма психотерапии, где проявляются только равноправные, партнерские отношения, позволяет каждому участнику более свободно проявлять свою индивидуальность и легко преодолевать барьеры между ведущим-организатором и участниками из-за отсутствия формально-статусных отношений. Ведущий в этом случае выполняет лишь вспомогательную роль, обусловленную задачей оказания психологической помощи клиентам и обучением других участников оказывать помощь себе самостоятельно. Существует определенная специфика в организации и проведении совещаний больших и малых групп, персонала и семей. На совещаниях, касающихся общих проблем общины, связанных с терапией, присутствуют все причастные к этому процессу.

Суть таких совещаний - преодоление различных антисоциальных тенденций. Направлено оно на отреагирование тех ощущений, которые испытывали участники во время терапии и которые не удалось проконтролировать. Здесь основная цель - укрепить чувство самоуважения участников. Совещание персонала связано с критическим обсуждением хода выполнения программы и определением дальнейших шагов терапии. Семейные ежевечерние совещания способствуют укреплению солидарности и взаимопонимания в данной конкретной малой группе (семье).

Общинная терапия получила широкое распространение в лечебных заведениях, исправительных учреждениях, религиозных организациях, этнокультурных общностях, в некоторых сферах профессиональной деятельности. Как разновидности общинной терапии можно выделить различные клубы, кружки и другие целенаправленные объединения людей, советы ветеранов, участников различных событий, фонды помощи и защиты [34].

Позитивная семейная психотерапия относится к числу направлений гуманистического мировоззрения. Ее основатель Н. Пезишкиан успешно синтезировал опыт различных культур в психотерапии. Это направление получило название транскультурной психотерапии, где особое внимание отводится возможности включения в терапевтический процесс всех сфер жизни. В позитивной психотерапии широко используются на различных стадиях техники и элементы таких психотерапевтических методов, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, применяются методы саморегуляции, гипноза, арттерапии.

К базисным идеям и принципам данной семейной психотерапии относятся позитивные представления о человеке, принцип надежды, принцип баланса, транскультурный принцип, позитивная концепция семьи, принцип кооперации усилий.

Позитивное представление о человеке основывается на убеждении, что каждому индивиду присущи две базовые способности: любви и знания, которые должны быть развиты посредством социализации и образования. Позитивный подход в семейной терапии непосредственно связан с позитивной концепцией семьи. Семья рассматривается как основная единица общества и институт человеческого сообщества, который существует, пока существует общество. Зависимость между семьей и обществом, отдельными индивидами и их семьями дает возможность рассматривать любую психотерапию как семейную психотерапию. Ни один человек поэтому не должен подвергаться психотерапии вне семейной терапии. Каждый клиент должен быть рассмотрен в контексте своего ближайшего окружения и микрокультуры. Позитивная семейная психотерапия -это не только метод терапии, но и обучение самопомощи. Она предлагает свою концепцию для предотвращения и разрешения конфликтов и нарушений. Один из способов - подготовка людей к семейной жизни. Человек должен познать все в процессе образования, которое бывает физическим, эмоциональным, духовным. Это образование должно быть сбалансированным и целостным, а не разрозненным. Физические, интеллектуальные, социально-эмоциональные и духовные способности есть в каждом человеке. В зависимости от культуры и образования одни из них оказались более актуализированы и развиты, чем другие. В позитивной психотерапии поощряются активность и самостоятельность клиента в решении своих проблем и оказании помощи своей семье и окружению. Транскультурный подход, используемый в позитивной психотерапии, дает возможность значительно расширить диапазон решений психологических и социальных проблем клиентов, а также увеличить глубину видения проблем, их относительность и перспективы позитивных изменений. Позитивный подход помогает клиенту изменить свою точку зрения и более гибко реагировать на проблемную ситуацию. Он является основой терапевтического взаимодействия между терапевтом и клиентом. Такие культурные элементы, как истории, легко принимаются клиентом и дают материал для работы воображения в решении собственных проблем.

В рамках психотерапии и самопомощи используется пятиступенчатая стратегия. На каждой ступени терапии даются истории, для того чтобы помочь клиенту постичь смысл данной стадии терапии и применить ее в жизни.

I. Стадия наблюдения и дистанцирования. Здесь анализируется ситуация клиента и создается возможность отхода клиента от своей проблемы и рассмотрения ее со стороны.

П. Стадия инвентаризации связана с задачей прояснить изучаемую историю клиента, выявить те правила и отношения, которые кажутся клиенту неизменными, сдерживают его личность и соотносятся с его жизненной историей. При помощи дифференциально-аналитического опросника (ДАО) опыт клиента осознается как положительно или отрицательно оцениваемые отношения.

III. Стадия ситуационной поддержки. На этой стадии клиент работает как «терапевт». Вместо критики в адрес других людей, из-за которых возник, по его мнению, конфликт, клиент учится поощрять других, вовлекая и раскрывая их позитивные способности, которые сам клиент уже раскрыл для себя на предыдущих стадиях.

IV. Стадия вербализации. Клиент уже на более зрелом уровне обучается техникам и способам общения и консультации, с которых он начинает общение дома, в кругу семьи. На этой стадии он знакомится с концепцией семейного совета, члены семьи включаются в терапию.

V. Стадия расширения целей. На этой стадии, которая, по сути, сопровождает весь терапевтический процесс, клиент приобретает навыки самому развивать все свои способности и уделять внимание всем сферам жизни. Он учится по-новому жить, видеть и достигать те цели, которые раньше ему были неизвестны [21].

Вместе с тем следует ясно отдавать отчет, что групповая психотерапия не панацея от всех проблем. Более того, она может привести к социальной дезадаптации, если учитывать разницу между групповой атмосферой и суровыми реалиями современной жизни. Полагаться только на групповую психотерапию, по крайней мере, наивно. Групповая психотерапевтизация населения граничит иногда по своим последствиям с наркотическим эффектом.

Подход к решению социально-психологических проблем с позиции групповой психотерапии является достаточно традиционным. Однако в современных условиях ограничиваться этим нельзя. Дело в том, что проблема социального и психологического здоровья не сводится к организационному и личностному развитию и тем более не решается только с помощью групповой психотерапии.

Она требует более широкой постановки вопроса и решения в более масштабном контексте посредством социальной психогигиены, обеспечения продовольственной, криминальной, экологической и информационной безопасности.

Социальное и психологическое здоровье нации зависит от экономических и экологических условий, качества и образа жизни, питания, отдыха, лечения, комфортности среды обитания, наличия стресс-факторов, уровня преступности.

Одной из опасностей для психического здоровья нации является влияние «масс-медиа», электронный контроль за жизнью, настроениями, мнениями граждан.

Специальные технические средства нового поколения способны негативно влиять на психику, причем как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Попытки внедрить информационный тоталитаризм (экспансионизм) объясняются борьбой за расширение сфер контроля с помощью средств массовой информации. При этом наблюдается не просто контроль за общественным мнением, но и массовое манипулирование. Данный факт прямо противоположен идеям Роджерса, Маслоу, Франкла о личностном развитии, самоактуализации, поиске смысла человеческой жизни. В связи с этим встает вопрос о необходимости создания информационной безопасности личности и общества, в том числе от телевизионного насилия. Она включает в себя не только технические, юридические средства защиты, но и психологические, например реализацию идеи о ненасилии, что предполагает отказ от насилия в политике, семье, ненасильственном общении в организации и пр.

Существует очевидная связь между психическим здоровьем и духовным, нравственным развитием нации. На основании этого делается вывод, что решение проблемы связано только с использованием религиозного опыта. Не отрицая нравственных возможностей религии, нельзя недооценивать значение качества, образа, уклада жизни, ментальности, культуры в развитии нации, т.е. экологической психологии. Такой подход к роли культуры в духовном развитии нации должен стать государственным, что предполагает сохранение и всемерную поддержку национальной культуры. Религия является сугубо частным делом. Нельзя допустить, чтобы религия использовалась в государственных, идеологических, манипулятивных целях, а также в психологической практике. В противном случае прикладная социальная психология превращается в оккультную науку.

Литература

 

1. Альманах психологических тестов / Сост. и общ. ред. P.P. и С.А. Римские. - М., 1995.

2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб., 1992.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб., 1993.

4. Бондаренко В.П. Выбор профессии. - М., 1989.

5. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Ролевые игры. - СПб., 1992.

6. Волков И.Л. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - Л., 1970.

7. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. - М., 1990.

8. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. - М., 1993.

9. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991.

10. Конрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. -Минск, 1993.

11. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. с англ. - М., 1993.

12. Крижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л., 1990.

13. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. - М., 1991.

14. Лейтц Г. Теория и практика: Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. - М., 1994.

15. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. - М., 1992.

16. Линдс Н. Психотерапия в социальной работе. - М., 1992.

17. Личность и личностный рост: Восточная теория личности / Сост. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. - М., 1994.

18. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск, 1992.

19. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шаболина. - М., 1973.

20. Основы социального психоанализа / Под ред. В. Д. Попова. - М., 1966.

21. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. - М., 1992.

22. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1998.

23. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М., 1978.

24. Практические занятия по психологии. - М., 1972.

25. Проективные методы исследования личности / Сост. В.А. Лапин. -Пенза, 1990.

26. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 1995.

27. Психологическое тестирование / Сост. В.А. Лапин. - Пенза, 1990.

28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.

29. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М., 1993.

30. Сборник психологических тестов / Сост. Е. Каранешта. - Киев, 1992.

31. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. - СПб., 1992.

32. Франки В. Человек в поисках смысла жизни. - М., 1990.

33. Черны В., Комарик Т. Компедиум психодиагностических методик. - Братислава, 1988. -Т. 2.

34. Шнайдер Г. Криминология. - М., 1994.

35. Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

36. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев, 1992.

37. Эйдемимер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. -Л., 1990.

38. Этнопсихология / Под ред. А. А. Деркача. - М., 1992. - Ч. II.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...