Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о стандартизации и метрологическом обеспечении.




Вопросы для проведения контроля исходного уровня знаний

Вопрос №1. Раскройте суть и содержание санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Эталон ответа:

Важнейшей функцией органов санитарно-эпидемиологических органов и учреждений является проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы – комплексной деятельности по установлению соответствия продукции (деятельности) действующим санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

Санитарно-гигиеническая экспертиза включает в себя:

· экспертизу документации

· санитарно-гигиенические исследования

· санитарное описание продукции (деятельности)

Вопрос №2. Раскройте обязанности медицинского лабораторного техника в санитарно-эпидемиологической лаборатории.

Эталон ответа:

Обязанности лабораторного техника санитарно-гигиенической лаборатории:

· Проводить санитарно-гигиенические исследования в соответствии с планом и заданиями руководителя

· Соблюдать правила работы в лаборатории, меры безопасности при работе с аппаратурой и оборудованием, правила работы с кислотами и щелочами, легковоспламеняющимися веществами; правила хранения реактивов и материалов; правила противоэпидемического режима и личной гигиены

· Уметь оказать первую медицинскую помощь

 

Вопрос №3. Раскройте понятие о стандартизации и метрологическом обеспечении санитарно-эпидемиологической лаборатории.

Эталон ответа:

Понятие о стандартизации и метрологическом обеспечении.

Для обеспечения высокой точности результатов исследования следует руководствоваться нормативной документацией на проведение исследований. К ней относятся:

  • Пользовательские инструкции к средствам измерения
  • Государственные стандарты
  • Общие требования безопасности и правила работы с измерительным и электрооборудованием

Под правильностью прибора понимают степень приближения показания прибора к соответствующей действительности значения измеренной величины.

Отклонение показания прибора от соответствующей действительности значения измеренной величины называется погрешностью показания прибора. От основной (инструментальной) погрешности приборов следует отличать погрешности дополнительные, вызываемые влиянием внешних условий на прибор (температура, атмосферное давление, магнитное поле и др.). Исключение погрешностей достигается иногда регулированием прибора, чаще введением исправлений.

По степени точности приборы для физических и химических исследованияй в лабораториях делятся на 4 класса. Для работы в санитарно-гигиенческих (не исследовательских) лабораториях рекомендованы приборы 1-го классы (высокой точности).

Вопрос №4. Раскройте суть и содержание органолептического метода.

Эталон ответа:

Оргаполептическими методами называются такие, при которых исследование осуществляется с помощью анализаторов, или органов чувств.

При органолептических исследовательских приемах не применяются материальные приборы, исследуемый объект не поддается влиянию каких-нибудь химических агентов. Допускаются лишь влияния физического порядка, которые облегчают восприятия соответствующего раздражения, например, придания большей поверхности испарения и легкое подогревание испытанной жидкости для лучшего ощущения запаха.

С помощью органолептических методов определяются запах, вкус, цвет, консистенция, внешний вид (форма, рисунок) исследуемого объекта.

Вопрос №5. Раскройте суть и содержание физического метода.

Эталон ответа:

Физическими методами называются методы, при проведении которых используется тот или другой физический принцип (физическое явление).

С помощью физических методов вырабатываются разнообразнейшие санитарно-гигиенические исследования: определение температуры, влажности, движения, барометрического давления воздуха; измерения интегрального потока лучистой энергии, ультрафиолетовой радиации, ионизации атмосферы, теплопроводности тканей одежды, строительных материалов, освещенности поверхностей, удельного веса жидкостей и плотных веществ, теплообразовательной способности (калорийной ценности) топлива, пищевых продуктов и готовых блюд.

Физические исследовательские приемы осуществляются с помощью измерительных приборов, качество которых в содержании достоверности показаний, которые даются ими, зависит от правильности, точности, чувствительности и постоянства.

Вопрос №6. Раскройте суть и содержание физико-химического метода.

Эталон ответа:

Физико-химическими методами называются методы, при проведении которых используется тот или иной физико-химический принцип (физико-химическое явление).

При помощи указанных методов определяют различные физико-химические показатели исследуемых объектов: вязкость, поверхностное натяжение, электропроводность, точки плавления, кипения и затвердевания.

Физико-химические методы применяются и с целью изучения химического состава вещества; так, колориметрический и нефелометрический методы исследования растворов дают возможность открывать в них и количественно определять различные растворенные или взвешенные вещества; поляриметрический метод исследования растворов дает возможность открывать и количественно определять в них оптически деятельные вещества; потенциометрический или колориметрический метод определения рН растворов дает возможность оценивать активную реакцию растворов и т. п.

Люминесцентный анализ, применяемый в основном при исследовании пищевых продуктов, способствует выяснению степени их натуральности.

Хроматографический метод, предложенный русским ученым И. С. Цветом, нашел применение в исследовании витаминов (разделение пигментов).

Полярографический метод применяется в санитарно-гигиенических исследованиях для определения содержания тяжелых металлов в консервах, пищевых и сточных водах и т. п. То же можно сказать об анализе при помощи электролиза.

Физико-химические методы осуществляются при помощи приборов, качество которых оценивается по тем же признакам, что и качество физических приборов.

Вопрос №7. Раскройте суть и содержание химического метода.

Эталон ответа:

Химическими методами называются методы, которые ставят своей задачей исследование состава вещества. При этих методах исследуемое вещество по ходу анализа подвергается различным химическим превращениям. Одно лишь открытие составных частей вещества представляет качественный анализ, количественное же определение составных частей представляет количественный анализ.

Очень редко в санитарно-гигиенических исследованиях ограничиваются одним лишь качественным анализом. Так, например, одно лишь качественное открытие свинца в консервах служит основанием для их забракования и потому количественного определения не требуется. В подавляющем же большинстве случаев качественное определение предшествует количественному и определяет его целесообразность.

В санитарно-гигиенических исследованиях химические методы широко представлены. Ими пользуются при исследовании воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, дезинфекционных и дезинсекционных средств, реже тканей одежды и пр.

Наряду с химическими методами в санитарно-гигиеническом анализе иногда применяют и микрохимические методы, например при анализе пыли на присутствие ядовитых веществ и т. п.

Вопрос №8. Раскройте суть и содержание биохимического метода.

Эталон ответа:

Биохимическими методами называются методы, которые применяются для изучения химической природы и превращения веществ, входящих в состав организма животных и растений.

В санитарно-гигиеническом анализе биохимические методы находят применение при исследовании биологической полноценности пищевых продуктов и готовых блюд и в первую очередь при определении в них витаминов. Реже определяется солевой состав названных объектов и еще реже аминокислотный состав белков.

Особое значение имеют исследования пищевых продуктов на содержание в них тех или иных ферментов. Так, определение редуктазы (редуктазная проба) и каталазы (каталазная проба) молока используется для оценки качества молока; определение пероксидазы (пероксидазная проба) – для выяснения, подвергалось ли молоко нагреванию; определение пероксидазы (бензидиновая проба) в мясе дает указание о его свежести и доброкачественности и т. п.

Из сказанного следует, что биохимические методы, хотя и не охватывают многих вопросов, все же имеют большое значение в санитарно-гигиенических исследованиях и в первую очередь в исследованиях пищевых продуктов.

Вопрос №9. Раскройте суть и содержание микроскопического метода.

Эталон ответа:

Микроскопическими методами называются методы, при которых изучение морфологических особенностей (форма, размеры, строение) объектов, а иногда и счет осуществляется при помощи микроскопа как основного прибора. В качестве вспомогательных приборов служат счетные камеры, сетчатые окулярные микрометры (для счета), окулярные и объективные микрометры, винтовые микрометрические окуляры (для определения размеров). Исследуемые микроскопические объекты иногда зарисовываются без помощи приборов или с помощью рисовальных приборов различных конструкций, иногда же фотографируются при помощи микрофотографических камер.

Микроскопические методы широко распространены в санитарно-гигиенических исследованиях. Они применяются при исследовании аэрозолей, гидропланктона, пищевых продуктов растительного происхождения на наличие посторонних примесей, тканей одежды с целью идентификации их и т. п.

Предел разрешения световых микроскопов равна 0,2 мкм, чего вполне достаточно для обычных санитарно-гигиенических исследований. В редких случаях, как, например, для изучения ультрамикроскопических пылевых частиц (дымов), размеры которых лежат ниже разрешающей силы обыкновенных микроскопов, приходится применять ультрамикроскопы, а иногда электронные микроскопы, дающие увеличение в 20-30 тыс. раз, которое фотографическим путем может быть повышено до 100-500 тыс. раз.

Вопрос №10. Раскройте суть и содержание бактериологического метода.

Эталон ответа:

Бактериологическими методами называются методы, при помощи которых устанавливают наличие бактерий в данном объекте (если они в нем имеются), определяют их число и природу.

Бактериология в санитарно-гигиеническом анализе имеет большой удельный вес. Бактериологические методы исследования приобретают первостепенное значение при исследовании питьевой воды и пищевых продуктов, меньшее значение они имеют при исследовании воздуха, почвы, сточных вод, предметов обихода, одежды и оборудования на предприятиях пищевой промышленности.

Особое значение в санитарной практике имеет обследование персонала пищевых производств на носительство патогенных микробов.

Наиболее распространенным видом санитарно-бактериологического анализа является определение бактериального обсеменения объекта: воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов. Большое значение имеет определение коли-титра – показателя фекального загрязнения воды, пищевых продуктов, почвы.

Наконец, санитарно-бактериологический анализ может быть направлен на выделение из объекта и идентификацию патогенных и условно-патогенных бактерий, если на то имеются соответствующие указания.

Вопрос №11. Раскройте суть и содержание миклогического метода.

Эталон ответа:

Микологическими методами называются методы, при помощи которых определяют наличие грибков в данном объекте.

Значение микологических методов исследования в санитарно-гигиеническом анализе ограниченно и распространяется на небольшой круг объектов: обнаружение плесневых грибов в некоторых пищевых продуктах (хлеб, мясные изделия) и домовых грибов в деревянных частях зданий.

 

Вопрос №12. Раскройте суть и содержание шельминтологического метода.

Эталон ответа:

Гельминтологическими методами называются методы, при помощи которых определяют наличие гельминтов (их яиц и личинок) в тех или иных объектах.

До недавнего времени гельминтологические исследования занимали в санитарно-гигиеническом анализе очень скромное место и ограничивались почти исключительно контролем мяса на трихинеллез и финноз.

В настоящее время благодаря работам отечественных авторов (Васильковой, Гнединой, Гефтер и др.) гельминтологические методы приобретают серьезное значение в санитарно-гигиенических исследованиях воды, почвы, овощей и пр. и, несомненно, явятся одним из важных звеньев в общей системе оздоровления населения от гельминтов.

Вопрос №13. Раскройте суть и содержание биологического метода.

Эталон ответа:

Биологическими методами называются методы, при которых решение определенных санитарно-гигиенических вопросов достигается путем пробных испытаний на животных (биопроб).

Сюда относятся опыты на животных по идентификации антигена в зараженном материале, по обнаружению токсических веществ, чаще всего бактериального происхождения (токсины ботулинуса, тетануса и пр.), в исследуемом материале, по определению наличия витаминов в различных продуктах животного и растительного происхождения, по исследованию токсикологии промышленных ядов (“малая токсикология” по Н. С. Правдину) и т. п.

Испытуемый материал вводят тем или иным путем подопытным животным и устанавливают за ними систематический надзор. При этом проверяют вес, температуру, наблюдают поведение, походку, дыхание, реакции на внешние раздражения, аппетит, характер выделений и т. п. Погибших животных подвергают патологоанатомическому и бактериологическому исследованиям. На основании наблюдений при жизни животного и данных исследований после его смерти делают соответствующие выводы.

Вопрос №14. Раскройте суть и содержание физиологического метода.

Эталон ответа:

Физиологическими методами называются методы, при помощи которых исследуется зависимость основных процессов, функций и проявлений организма от внутренних и внешних условий. В санитарно-гигиенических исследованиях изучаются реакции и сдвиги в организме под влиянием факторов внешней среды.

В качестве примеров применения физиологических методов в санитарно-гигиенических исследованиях могут служить исследования реакций организма (сердечнососудистой системы, органов дыхания, обмена веществ и пр.) на температуру, влажность и движение воздуха, лучистую энергию, ультрафиолетовую, рентгеновскую, радиоактивную радиации, барометрическое давление и проч.

Физиологические методы исследования проводятся на людях и животных. Они имеют весьма важное значение, так как дают возможность установить связь между внешней средой (биосферой) и организмом, которые, по рекомендации И. П. Павлова, рассматриваются как единое целое. При помощи этих методов удается выяснить оптимальные условия среды для организма человека; на основании их нормируются некоторые условия внешней среды, например метеорологический фактор помещений, освещенность рабочих мест и т. п.

Вопрос №15. Раскройте суть и содержание статистического метода.

Эталон ответа:

Статистический метод применяется для изучения массовых явлений и их сводных признаков. При помощи этого метода можно, группируя качественно однородные и объективно связанные признаки в совокупности, делать обобщения и устанавливать определяющие закономерности в изучаемых явлениях и их связях.

Методом статистики пользуются все науки, в том числе и медицина, которая широко применяет его в научных исследованиях и практике здравоохранения.

При помощи статистического метода в медицине изучаются:

а) санитарное состояние населения – его естественное движение (рождаемость, смертность, детская смертность), заболеваемость в ее многообразии, физическое состояние и развитие отдельных групп населения;

б) лечебная работа клинических учреждений в части выяснения этиологии и патогенеза, проведения дифференциальной диагностики и эффективных лечебных и профилактических мероприятий;

в) санитарно-профилактическая работа органов здравоохранения – в части проведения эффективных санитарно-гигиенических мероприятий;

г) состояние медицинских кадров (численность и состав), сети учреждений здравоохранения и деятельности ее с качественной и количественной сторон.

Статистический метод широко применяется в научных экспериментальных исследованиях для обобщений и установления закономерностей.

 

Критерии оценки ответа студента:

«5» - ответ правильный, полный, логичный, последовательный, дополнен практическими примерами;

«4» - ответ правильный, но частично неполный, нелогичный и последовательный, недостаточно дополнен практическими примерами;

«3» - ответ правильный, но неполный, нелогичный и непоследовательный, не дополнен практическими примерами;

«2» - ответ неправильный, не логичный, не последовательный.

 

ТЛ/П – 6/2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...