Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и типология политических партий.




Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.

Первые группировки (прообразы партий) возникли в Греции. В начале, среди аристократии, а позже и среди небогатого населения. В Риме также. В Англии было много религиозных группировок. Первые политические партии в современном виде появились в Англии в 18в.

Широкое распространение получила типология Ж. Блонделя, выделившего пять типов: либеральной демократии, радикально-авторитарные (коммунистические) системы, традиционные системы, отличающиеся консерватизмом в защите социального неравенства, популистские (свойственные странам “третьего мира”), авторитарно-консервативные. Г.Алмонд, опираясь на различные политические культуры, выделил четыре типа систем: англо-американская, для которой характерен прагматизм, рационализм, основные ценности — свобода личности, индивидуализм, обеспеченность, безопасность, континентально-европейская (взаимодействие политических субкультур с модернизированными институтами); доиндустриальную или частично индустриальную, которая характеризуется перекрещиванием различных политических культур и отсутствием четкого распределения властных полномочий; тоталитарная, для которой характерна концентрация власти в руках бюрократического аппарата, монополия правящей партии, заидеологизированность

3. Местная представительная власть в Республике Казахстан – это маслихат

4. Теория, рассматривающая избирательный процесс как рыночный – это «новая теория демократии»

 

Билет 16

1. Понятие и признаки политической власти. Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью. Отличительными признаками политической власти являются: 1. Суверенитет, 2. Авторитет, 3. Волевой характер 4. Верховенство, 5. Всеобщность. 6. Принудительность. Т 7. Моноцентричность, 8. Широчайший спектр используемых стредств

 

2. Политическая доктрина утопического социализма Т.Мор, Т.Кампанелла). Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой. В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права. К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии". Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И это понятно. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права. Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации — все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

 

3. Высшая исполнительная власть в Республике Казахстан – это Правительство

4. Концепция, рассматривающая власть как особый тип отношений между управляющим и управляемыми – это Структурно-функциональная

 

Билет 17

1. Понятие партийной системы. Виды партийных систем. Партийная система - это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед собой целей. Известны многопартийная, авторитарная, социалистическая и фашистская партийные системы.Традиционно выделяют три вида партийных систем:- однопартийная;

- двухпартийная;- многопартийная.

2. Основные черты пропорциональной избирательной системы.

Пропорциональная избирательная система. Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. - Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии - Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра) - Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

Достоинства и недостатки пропорциональной системы. Достоинства. - Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый. Недостатки. - При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).

3. Законодательная власть в Республике Казахстан – это двухпалатный Парламент

4. Автор теории государства как фактора насилия – это Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

 

Билет 18

1. Конституция РК о правах и свободах человека и гражданина.

2. Понятие государства. Признаки государства. Госуда́рство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемойтерриториях. Существенные признаки государства: 1. Территория. 2. Население. 3. Публичная власть.. 4. Право. 5. Правоохранительные органы. 6. Армия. 7. Налоги. 8. Суверенитет. Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

3. Избирательная система, применяемая для избрания большей части депутатов Мажилиса Парламента РК Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых в следующем порядке:

Избрание 98 депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по партийным спискам (то есть в результате выборов). Кандидаты в избирательных списках партий располагаются в алфавитном порядке. Вопрос о том, кто из кандидатов попадает в парламент решается руководящим органом партии, после подведения итогов голосования и определения числа мандатов, получаемых партийным списком

9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.

4. Концепция, объясняющая возникновение государства божественной волей – это теологическая

 

Билет 19

1. Политические взгляды Шарля Монтескье. Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны, – писал Монтескье, – побуждает установить законы между людьми". Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

2. Авторитарный политический режим: понятие, признаки. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. В основе данного режима – авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение.

Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3. Избирательная система – это система которая выбирает одного кандидата на место

4. Представители казахской либеральной интеллигенции начала ХХ века – это Уалиханов, Дулатов, Ауэзови.тд

Билет 20

1. Политические взгляды казахской либеральной интеллигенции начала ХХ века (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов). Букейханов Алихан Казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш». Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах». Образование партии «Алаш» было организационно оформлено в июле 1917 года на первом «общекиргизском съезде», когда был избран ее исполком, а также определены задачи по выработке программы партии. В вопросе о государственном устройстве алашордынцы выступали за федерацию как союз равноправных народов. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на II Всеказахском учредительном курултае была провозглашена Алашская автономия, т. е. автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) – А. Букейханов. А. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам А. Байтурсынов – выдающийся казахский общественный деятель, просветитель-демократ, ученый, философ, поэт, публицист, литературовед, ученый-лингвист, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, один из основателей партии «Алаш» и правительства «Алаш Орды». Вся жизнь А. Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, сохранении в веках самобытного народного творчества, самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги А. Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождем казахской интеллигенции». В 1905 году А. Байтурсынов активно включается в политическую. Он – один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства М. Дулатов – известный казахский общественный деятель, ученый-историк, философ, писатель, поэт, публицист, переводчик, педагог, член правительства Алаш-Орды. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу родного народа. М. Дулатов становится активным участником политических событий той поры. Это было как раз накануне и во время российской революции 1905-1907 годов, которая оказала исключительное влияние на ход политической жизни казахского общества на протяжении многих лет. М. Дулатов писал, что отдельно взятый чиновник, администратор может быть порядочным, добросовестным человеком, но в структуре системы чиновников можно увидеть черты системного метода прочно вошедшего в структуру гуманитарного знания в середине ХХ века.

2.. Формы государственного устройства. Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств… На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства: Унитарное государство

3. Избирательная система, применяемая для избрания Президента РК………………

4. Первичный субъект политики в патерналистской модели демократии – это..

Билет 21

1. Избирательная система Республики Казахстан.

2. Виды общественно-политических организаций и движений.

3. Государство есть особая организация политической власти, распространяющейся на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.

4. Партии, существующие для организации избирательного процесса, называются электоральными

 

Билет 22

1. Тоталитарный политический режим: понятие, основные характеристики. Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный».

Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

2.. Основные подходы к определению природы политики. В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный. Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо. Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.)исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг». - уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства; - точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

3. Идеальное государство у Аристотеля – это …

4. Первичный субъект политики в плюралистической модели демократии – это …

Билет 23

1. Теория разделения властей: содержание, основные модели (Д. Локк, Ш. Монтескье). Сущность тории разделения властей (Локк, Монтескье). Разделение власти -- одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении». Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма. Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. В своей фундаментальной работе «О духе законов»(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.
Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть рас- пределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства.

 

2. Либеральная модель демократии: понятие, признаки. Либера́льная демокра́тия является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.Одним из главных положений либеральной демократии является всеобщее избирательное право, дающее каждому взрослому гражданину страны равное право голосования, независимо от расы, пола, материального положения или образования.

3. Партийная система - система отношений соперничества и сотрудничества между существующими в конкретном обществе политическими партиями

4. политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.

 

Билет 24

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...