Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о потребности, мотиве и мотивации. Классификация потребностей и мотивов. Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.




Потребность – это испытываемое человеком на уровне сознания и/или эмоций нужда в чем-либо. Нужда может быть в приобретении /удалении чего-либо.

Мотив – это свойство субъекта поведения, являющееся устойчивым и побуждающим к совершению определенных действий.

Мотив – это опредмеченная потребность.

Цель – значимый для человека продукт его деятельности, к обладанию которым он стремится.

Цели могут быть близкими (тактическими) и дальними (стратегическими). Цель деятельности не равнозначна мотиву, хотя иногда мотив и цель могут совпадать.

Мотив относится к потребности, а цель – к предмету, на который направлена деятельность и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в результат. Пример: цель: купить машину →мотив: статус, деньги →потребность: самореализация (свобода, власть, независимость). Часто мотив и цель могут совпадать (голод и булочка).

Мотивация – весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека. Включает в себя систему мотивов опред.человека и систему действий по активизации этих мотивов (стимулирование). Стимулирование – предъявление внешнего фактора или нахождение внутреннего интереса с целью проявления желаемого мнения, эмоц.отношения или поведения по отношению к задаче.

Мотивировка – разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которые не всегда соответствуют истине.

Мотивационную сферу можно оценивать по следующим параметрам:

1.широта – качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей.

2.гибкость – возможность удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера разнообразными мотивационными побудителями более низкого уровня (когда одно средство не удовлетворяет потребность и человек использует другие средства).

3.иерархизированность – строение каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Классификация потребностей

1.Иерархия потребностей Маслоу. Он выделил 5 уровней потребностей

Уровни

5.потребность в самоактуализации (покровительство) – на 10% Вторичные социальные потебности
4.потребность в статусе (уважение и признание) – на 40%
3.потребность в любви и принятии (человек нуждается в близких, доверит., интимных отношениях) – на 50%
2.потребность в безопасности (защита от угрозы, нападения, унижения) – на 70%  
1.физиологические (дыхание, сон, пища, вода, секс, физ.здоровье) среднестатистически удовлетворяются на 85%.  

Если человек дошел до уровня самоактуализации (прошел все уровни), последовательность этих уровней теряется.

Различия между высшими и низшими потребностями:

1.высшие потребности генетически более поздние. К 1-му году жизни актуализируется потребность в безопасности, на 2-ом году – потребность в любви.

2.чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем далее сможет быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3. жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биол.эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит и меньше болезней.

4.высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

5.удовлетворение высших потребностей часто имеет своим результатом осуществление желание и развитие личности, чаще приносит счастье.

2. классификация потребностей по Мюррею.

1.первичные (висцерогенные) – потребность в воде, пище, секс.разрядке, уринации (испражнение), избегание холода.

2.вторичные (психогенные) – избегание унижения, потребность в достижении, аффилиации, агрессии, независимости, противодействии, уважении, защите, доминировании, привлечении внимания к себе, избегании вреда, избегании неудач, покровительство, порядка, игре, избегание непринятия, осмысление (самоактуализация), в секс.отношениях, поиск помощи (безопасность), понимание.

Характеристики мотивов:

1.существует столько различных мотивов, сколько существует отношений «индивид-среда».

2.мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивое оценочное свойство личности.

3.люди различаются по индивидуальным проявлениям тех или иных мотивов (характер мотива и его сила).

4.поведние человека в определенный момент мотивируется не любыми мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии, который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соотв.цели.

Мотив остается действенным до тех пор, пока либо не достигнется цель деятельности, либо индивид к ней не приблизится настолько, насколько позволяют условия ситуации, либо цель не перестанет угрожающе удаляться, либо изменившееся условие ситуации не сделает другой мотив более насущным.

Виды мотивов:

1.По продолжительности действия:

- постояннодействующие (те предметы, объекты, к-рые до конца мы можем удовлетворить)

- длительнодействующие – то, к чему мы можем идти долго, у к-рых есть результат.

- кратковременные – легко удовлетворяются.

2. по степени воздействия на личность:

- сильные

- умеренные

- слабые

3. по степени актуализации:

- реальные – мотивы, к-рые в данный момент побуждают человека

- потенциальные – слабо проявляются в данный момент

4. по степени осознанности:

- осознаваемые

- неосознаваемые

5. по направленности:

- идейные

- политические

- нравственные

- эстетические

- патриотичексие

- проффесиональные

- познавательные и др.

Внешняя и внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация – стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, к-рая содержится в самой этой деятельности.

Внешняя – предполагает внешний контроль деятельности человека (надо, должен, обязан).

Каждый человек стремится к доминированию внутренней мотивации (Хенри). Человек с доминированием внешней мотивации не может быть счастлив.

Нематериальное стимулирование – (похвала) все, что выражается через отношения – определ.внутреннюю мотивацию.

Материальное стимулирование – через внешнюю мотивацию.

Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона: это зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за к-рой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т.е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс), что приводит к ухудшению деятельности. Установлено, сто существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при к-ром деятельность выполняется лучше всего (для данного человека в конкр.ситуации).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...