Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диспозициональный подход к исследованию личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, Г. Олпорт, П. Коста, Р. МакКрей).




В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи: 1.люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности).

2. нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Кеттел

Личность - система черт. Черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Черты бывают исходные и поверхностные. Исходные черты - реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные:

- формируемые средой

- конституциональные (наследственные).

С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определённом направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).

Динамические черты: три группы: аттитюды, эрги и чувства.

Аттитюд — видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства.

Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врождённой склонностью. 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врождённым, а приобретенным. Согласно Кеттеллу, чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Бывают чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Взаимосвязь различных уровней динамических черт можно представить в виде динамической решетки. Она представляет собой мотивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине — чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определённых действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов. Чувству «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.

Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений её структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий - это явление -закон биосоциального насилия.

Научение:

- классическое (включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды),

- инструментальное (играет значительную роль в построении динамической решетки.),

- интегральное (предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные).

Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кэттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трёх способов:

1) умышленное намерение создать определённый тип личности;

2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;

3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов.

Айзенк Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его теории присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций. Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность (иногда этот фактор называют нестабильность – стабильность). Эти два измерения личности ортогональны, то есть они статистически не зависят друг от друга.

  Стабильный Невротичный
Интроверт Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий
Экстраверт Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я. Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

Измерение черт личности: "Личностный опросник Айзенка"

Нейрофизиологические основы черт и типов: Айзенк хотел установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Итак, интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации; индивидуальные различия по стабильности – нейротизму отражают силу реакции автономной (лимбическая система) нервной системы на стимулы; основа психотизма- система, продуцирующая андрогены.

Олпорт Личность — это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Олпорт различал понятия характер и темперамент: Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое.

С точки зрения Олпорта личность подвержена как психологическим, так и биологическим влияниям. Врожденные физические данные, интеллект и темперамент – источники формирования личности. В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он считал, что не одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, нона всё влияет также и опыт.

Личность = f (Наследственность) х(Среда). Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition — расположение).

Общие черты - такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами.

Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Олпорт настаивал на диалектическом единстве идиографических и номотетических методов в исследовании личности.

Олпорт разделил диспозиции на:

- кардинальные диспозиции выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние. Так, например, ярко выраженная авторитарная личность воспринимает мир через призму своих, весьма специфических стереотипов, что проявляется в огромном количестве бытовых ситуаций. Эта диспозиция очень редка. В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит исторические и вымышленные характеры. Например, Макиавелли, Дон Жуан или Жанна д'Арк. Весь ход жизни этих людей обнаруживает полное влияние кардинальных диспозиций;

- центральные диспозиции (такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов. Мы легко можем определить личность по тем или иным чертам, они наиболее характерны и их очень просто выявить. Однако сам Олпорт считал, что их сравнительно немного — от пяти до десяти важных характеристик;

- вторичные диспозиции (например, гомофобия) представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики. Данная диспозиция более ограничена в проявлении и, следовательно, имеет меньший диапазон для «обсуждения», описания личности. Нужно досконально знать человека, чтобы определить его вторичные диспозиции (предпочтения в еде и одежде, например).

Личные диспозиции помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие.

П. Коста и МакКрей

Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Крея структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка).

Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

- Экстраверсия—интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).

- Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

- Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

- Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).

- Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимомыслящий).

На основе П. м. л. разработан личностный опросник NEO PI-R.

В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня.

Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода.

На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...