Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №5. Политическая система и политическая культура Франции




Франция – республика. В состав Франции входят:

1. Заморские департаменты – Гваделупа и Мартиника в Вест-Индии, Гвиана в Южной Америке, Реюньон в Индийском океане.

2. Заморские территории – Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна.

3. Южные и антарктические земли – о-ва Кергелен, Крозе, Сен-Поль и Амстердам, Земля Адели.

4. Территориальные единицы с особым статусом – Майотта, Сен-Пьер и Микелон.

По форме Франция – сложное унитарное государство.

Территория Франция разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты делятся на 328 округов, 3828 кантонов и 36551 коммун.

Коммуны считаются территориальными коллективами и располагают выборными органами самоуправления.

Историко-географические единицы – кантоны – не имеют собственных органов самоуправления и управления и используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов.

Регионы Франции объединяют 3-5 департаментов.

 

Конституция:

 

С 1789 г. было принято 11 конституций.

Ныне действующая Конституция Французской республики оформила создание во Франции Пятой республики.

Основной закон Франции имеет сложную структуру и состоит из трех документов:

  • Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
  • Преамбулы Конституции 1946 г.
  • Конституции 1958 г.

Конституция 1958 г. в основном регулирует взаимоотношения органов государства.

Главная черта конституции 1958 г. – концентрация политической власти в руках исполнительных органов.

 

Во Франции конституционно закреплен и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Франция сыграла особую роль в становлении концепции и утверждении принципа разделения властей. Французская революция 1789 г. положила путь к превращению абстрактной и отвлеченной теории в ведущий конституционно-правовой принцип, на котором строится сегодня государственный строй любого демократического государства.

Взаимоотношения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти не отличаются полной раздельностью. Президент Франции не несет политической, т.е. парламентской ответственности.

 

Президент Франции участвует в функционировании каждой из ветвей власти. Таким образом, исполнительная власть во Франции носит двойственный характер: она поделена между президентом и правительством как коллегиальным органом.

Контроль над деятельностью президента и правительства с 1899 г. осуществляет высший орган административной юстиции – Государственный совет, рассматривающий в первой инстанции дела, связанные с актами президента республики, премьер-министров и министров.

Принцип разделения властей в условиях смешенной формы правления, обеспечивая в первую очередь самостоятельность и эффективность исполнительной власти, нацеливает одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие.

Законодательная власть:

Носителем законодательной власти в Пятой республике является парламент, состоящий из двух палат – Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).

Национальное собрание избирается сроком на 5 лет путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.

Сенат, задуманный в качестве противовеса нижней палате, формируется путем косвенных выборов. Его члены избираются сроком на 9 лет по департаментам особыми коллегиями выборщиков. Состав Сената обновляется на треть каждые три года.

Двухпалатную структуру (бикамеризм) зачастую оправдывают ссылкой на необходимость обеспечить систему сдержек и противовесов.

Национальное собрание играет преимущественную роль перед Сенатом: при наличии разногласий между палатами правительство может спросить Национальное собрание вынести окончательное решение.

К числу традиционных важнейших функций парламента относятся:

Установление государственных доходов и расходов

Принятие государственного бюджета и утверждение отчета о его исполнении

Финансовые законопроекты подготавливаются и вносятся в Национальное собрание правительством.

Другая важная функция парламента – контроль за действиями правительства.

Законодательные выборы позволяют избрать депутатов Национальной Ассамблеи. Она включает 577 депутатов, избираемых на 5-летний срок, при условии, что легислатура не прервана роспуском Национальной Ассамблеи. После 1958 г. Национальная Ассамблея распускалась 5 раз: в 1962, 1968, 1981, 1988, 1997. В течение года после выборов Национальная Ассамблея не может быть распущена. Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить:

в первом туре — абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки;

во втором туре — относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.

Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей. Пятая Республика запрещает совмещать парламентский мандат с постом министра, поэтому предусмотрен институт «заместителя» (suppléant), который может занять место того депутата, который становится министром. Также запрещено совмещение мандата парламентария с мандатом депутата Европейского Парламента и сенатора.

 

Исполнительная власть:

Исполнительная власть во Франции представлена президентом (Николя Саркози) и правительством, которое возглавляет премьер-министр (Франсуа Филлон).

Президент Республики наделен обширными полномочиями:

Назначение премьер-министра

Досрочный роспуск Национального собрания – нижней палаты парламента (после формального запроса мнений премьер-министра и председателей палат)

Президент принимает участие в осуществлении функций судебной власти

 

Президент избирается на пятилетний срок всеобщим прямым голосованием. Ограничений по количеству сроков президентства нет.

Голосование проходит в два тура. Чтобы быть избранным в первом туре, необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов. Во второй тур проходят 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом, при том, что ни один из них не набрал абсолютного большинства.

Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами государства.

Главная проблема в работе исполнительной ветви власти состоит в том, что конституция не определяет отношения между президентом и премьер-министром.

Результаты 2го тура последних президентских выборов: Николя Саркози – 53,1%, Сиголен Руаяль – 46,9%.

 

Местное управление и самоуправление:

 

Поскольку Франция – унитарное государство, возникает проблема сочетания государственных и местных интересов. Она решается на основе применения принципов деконцентрации (разукрупнения) и децентрализации.

Значительные властные полномочия государство передает служащим, представляющим центральную власть на местах и поставленным во главе административно-территориальных округов, на которые разделена вся Франция.

Регионы не имеют юридического лица, поскольку являются частью государства. Возглавляет его высшее исполнительное должностное лицо – префект, который назначается и отзывается Президентом Французской Республики. Регионы управляются выборными региональными советами.

Департаменты управляются генеральным советом, избираемым сроком на 6 лет по одному представителю от каждого кантона.

 

В целом, обеспечение децентрализации основано на соблюдении двух условий:

  1. Первое условие – признание и законодательное закрепление факта существования интересов, отличных от государственных.
  2. Второе условие – законодательное закрепление независимости органов местной власти.

 

Правовой статус французских политических партий, их назначение, порядок и условия образования и функционирования в самых общих чертах определяются Конституцией Франции.

Образование политических партий не связано непосредственно с решением какого-либо государственного органа, санкционирующего или отказывающего в признании политической партии.

Во Франции отсутствует регулирование статуса партий посредством специального закона.

Основной закон устанавливает, что политические партии должны способствовать выражению мнения в ходе голосования.

Среди основных политических партий можно выделить:

  • Союз за народное движение (правящая партия)
  • Французская социалистическая партия
  • Национальный фронт
  • Демократическое движение («Модем»)
  • Европейская социал-либеральная партия («Новый центр»)
  • Французская коммунистическая партия

Шугарт и Керри:

 

Франция – президентско-парламентская система

  През. Парл.
Мажорит. США ВБ
Пропорц. ЛА Франция(ЗЕ)

Лейпхарт: Сартори:

 

Франция – сегментированный плюрализм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...