Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распопов Р.В. Применение программы Zotero для повышения качества научно-исследовательских работ в области Трезвости




Распопов Р. В. Применение программы Zotero для повышения качества научно-исследовательских работ в области Трезвости

Ключевые слова: Трезвость, научные исследования, библиография, ссылка, ГОСТ, программное обеспечение, эффективность научного труда

В работе рассмотрены приемы повышения эффективности труда ученого (в любой области, в т. ч. в области Трезвости) за счет ускорения и повышения качества оформления научных работ (статей, тезисов конференций) с применением специализированного программного обеспечения Zotero. Данный продукт позволяет быстро расставить библиографические ссылки в тексте документа и создать автоматизированный библиографический список использованных источников, обновляемый при добавлении новых ссылок. В результате оформление научных трудов занимает меньше времени исследователя и соответствует требованиям ГОСТ, предъявляемым к диссертациям и другим научным изданиям.

 

За последние несколько лет количество и качество публикаций организаций утверждения и сохранения Трезвости заметно выросло, что отражают изданные сборники ежегодных и внеочередных научно-практических конференций [1–3]. Можно с уверенностью сказать, что трезвое движение вышло на новый уровень – вступило в «научную эру», и для поддержания достигнутого уровня необходимо оттачивать приемы научной работы, «не снижая планку».

В первую очередь, под этим понимается указание ссылок на источники информации, приводимой в публикациях (статьях, тезисах конференций), и грамотное оформление списков литературы в соответствии с действующими требованиями относительно библиографических ссылок, библиографических описаний источников, которые закреплены в ГОСТ 7. 0. 5-2008 Библиографическая ссылка и ГОСТ 7. 1-2003 Библиографическая запись и описание. Данные документы определяют объем, порядок описания использованных источников и правила оформления ссылок на них.

По личному опыту автора и отзывам коллег из научно-образовательной среды во время обучения в вузе у большинства студентов по разным причинам не формируется навык работы с источниками и правильного оформления учебных и научных работ. В результате даже молодые ученые (аспиранты, кандидаты и доктора наук) зачастую используют в своей работе «подручные средства», например, простые текстовые редакторы, для хранения и систематизации библиографических данных, что требует значительных затрат времени при поиске нужной информации и оформлении научных публикаций.

В связи с этим актуальным является применение существующих программных инструментов, призванных облегчить труд ученых. Ярким представителем этой группы является программа Zotero [4], которая разработана для сбора, хранения, организации и передачи библиографической информации, а также для быстрого оформления списков литературы в печатных изданиях.

Функционал программы

1. Сбор данных об источниках:

· Сохранение в базе данных (БД) всей необходимой информации (название, авторы, аннотация, место и время издания, издательство, число или номера страниц и т. д. ), в результате чего в БД создается соответствующая запись (в программе база данных называется библиотекой, записи в ней – элементами);

· Добавление элементов по номеру ISBN, DOI или PubMed ID с автоматически заполненными полями;

· Прикрепление вложений к элементам (файлы на жестком диске, ссылки на файлы или веб-страницы, сохраненные копии веб-страниц);

· Прикрепление заметок исследователя к элементам;

· Захват библиографических данных об источнике непосредственно с веб-страниц в Интернете при использовании браузеров Firefox, Chrome или Safari.

2. Организация информации:

· Создание коллекций (папок с произвольной структурой) элементов, например, для систематизации источников по темам;

· Назначение тегов (ключевых слов) элементам для быстрого поиска по всей библиотеке;

· Поиск, который ведется не только по библиографическим данным элементов, но и внутри прикрепленных к ним PDF-файлов (при включенной PDF-индексации).

3. Цитирование:

· Интегрирование плагинов (расширений) в текстовые редакторы (MS Word или OpenOffice);

· Вставка внутритекствовых ссылок на источники;

· Автоматическое создание и обновление библиографического списка использованных источников (списка литературы).

4. Синхронизация и совместная работа исследователей:

· Синхронизация библиотеки на разных компьютерах через серверы Zotero;

· Онлайн-доступ к библиотеке через свой аккаунт (профиль пользователя);

· Создание групп пользователей и общих библиотек для совместного доступа к собранным данным об источниках.

Интерфейс программы

Главное окно программы Zotero (рис. 1) состоит из следующих блоков:

1. Панель инструментов;

2. Список коллекций элементов в библиотеке исследователя;

3. Список коллекций элементов общих библиотеках, используемых совместно с другими исследователями;

4. Список элементов (источников) в выбранной коллекции (набор отображаемых полей – столбцов – настраивается пользователем);

5. Поле ввода для быстрого поиска по библиотеке (достаточно ввести несколько букв и список элементов будет отфильтрован – отобразятся подходящие по заданному буквосочетанию);

6. Область информации о выбранном источнике (название, авторы, аннотация, место и время издания, издательство, число страниц и т. д. );

7. Область тегов всех элементов в выбранной коллекции.

 

Рисунок

1. Интерфейс программы Zotero

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...