Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Из истории педагогики Трезвости




Исторический опыт предыдущих трезвых движений показал, что гораздо более эффективным является не перевоспитание человека на Трезвость, а его воспитание в Трезвости. Одними из первых к этому выводу пришли американцы.

В деле отрезвления своей страны американские общества трезвости 1830-х годов большое значение придавали работе с молодежью и личному трезвому примеру взрослых. Активная работа с молодежью, проводимая представителями трезвого движения, привела к повсеместному появлению юношеских обществ воздержания. В отчете за 1835 год Американское общество воздержания сообщает: «Должно заметить, однако, что приверженцев и покровителей дела воздержания оказалось более всего между Северо-Американским юношеством: нет почти ни одного коллегиума, ни одного университета или академии, где бы между молодыми людьми не существовало общества воздержания, точно так же, нет ни одного города, ни одного селения, в котором бы юноши не соединялись в такие общества» [4, с. 261].

В 1847 г. в Англии впервые были созданы детские общества трезвости, члены которых давали обет полного воздержания от употребления алкоголя. Все местные общества в 1864 году объединились в центральный союз английской молодежи «United Kingdom Band of Hope Union» («Союз Надежды»), в состав которого в 1891 году входили уже 17449 детских обществ с общим количеством членов свыше 2 миллионов школьников, а к 1900 г., по данным Г. И. Дембо, число членов достигло 3 миллионов [5].

Гражданская война 1861-1865 годов привела к значительному снижению общественной активности сторонников трезвого образа жизни в Америке, но спустя совсем немного времени трезвое движение начало возрождаться уже в новом своем качестве.

23 декабря 1873 года в Соединенных Штатах был учрежден Женский христианский союз воздержания (Woman’s Christian Temperance Union, сокращенно – WCTU) общей численностью в 200 тысяч человек. Отличительная особенность очередного трезвого движения состояла в акценте на образовательной работе с подрастающим поколением. Если общества трезвости 30-х годов XIX века в своей работе с юношеством в большей мере полагались на силу увещеваний и личного примера взрослых, то в 70-х годах усилия были направлены на образовательную составляющую дела утверждения трезвости среди молодежи. Основной деятельностью WCTU стала организация чтений и лекций по вопросам «научно обоснованной трезвости» (scientific temperance instruction) [6, с. 334], а также издание журналов, брошюр и книг по данной тематике.

Впервые в 1878 году в США в школах г. Гайд-Парк недалеко от Бостона по инициативе учительницы химии Мэри Хант официально вводится преподавание идей трезвости в школах и создается первый «Учебник трезвости» («The Temperance Lesson-Book») доктора медицины Бенджамина Ричардсона (Benjamin Ward Richardson).

Трезвая образовательная реформа в Америке начинается в 1882 году, когда в штате Вермонт впервые принимается закон об обязательном преподавании идей научно обоснованной трезвости [7, с. 34]. К 1902 году во всех 45 штатах принимаются законы об обязательном антиалкогольном обучении [8, с. 6], а в 35 штатах закон требует специальной подготовки педагогов в учительских семинариях, без которой они лишаются права на осуществление профессиональной деятельности. От учителей требовалась обязательная сдача экзамена по физиологии и гигиене с дополнением специального раздела о влиянии алкоголя и других интоксикантов на организм человека.

Следует отметить, что требования указанного закона варьировались от штата к штату. Наиболее распространены были следующие предписания:

- преподавание всем ученикам всех школ идей научно обоснованной трезвости в рамках предмета физиологии и гигиены;

- прохождение учителями экзамена на право преподавания данного предмета в школах;

- преподавание дисциплины должно вестись наравне с другими школьными предметами;

- там, где ученики еще не в состоянии читать по учебнику, преподавание должно вестись устно;

- школы, уклоняющиеся от выполнения закона, лишаются государственных субсидий, а учителя, саботирующие проведение занятий, и содействующие им в этом чиновники – облагаются штрафом и лишаются должностей.

В 1885 году при поддержке и непосредственном участии WCTU был начат выпуск серии учебников для преподавания идей научно обоснованной трезвости под общим названием «Исследовательская физиология» («Pathfinder Physiology Series»).

На волне новых образовательных веяний в 1893 году в городке Харриман штата Теннесси был открыт Американский университет воздержания (American Temperance University), проработавший до 1908 года. Кроме того, сторонниками Трезвости был основан ряд трезвых городов, территория которых была свободна от интоксикантов [9].

В основу организации преподавания идей научно обоснованной Трезвости в США были положены следующие принципы:

1. Годовой курс преподавания идей научно обоснованной Трезвости должен был составлять не менее 14 часов. При этом в неделю рекомендовалось проводить 3 занятия, по 20 минут каждое.

2. Метод преподавания: для неподготовленных учащихся – по учебникам, для подготовленных учащихся допускалось устное изложение материала.

3. Знания учащихся по основам науки Трезвости оценивались отметками наравне с другими преподаваемыми предметами. В конце курса учеников ожидали испытания (проверка знаний) и экзамены.

Результатом работы WCTU стало повсеместное распространение идей научно обоснованной трезвости и их преподавание в учебных заведениях по всей территории Соединенных Штатов. Уже в 1894 году по теории научно обоснованной Трезвости получали регулярное образование 12-13 миллионов детей при общей численности населения страны в 70 миллионов человек [6, с. 346]. Таким образом, каждый пятый житель Соединенных Штатов уже со школьной скамьи был знаком с основными положениями науки Трезвости [10].

Также активистами американского трезвого движения было подмечено, что под влиянием объяснений детей, получивших знания по основам научно обоснованной трезвости, многие родители становятся на путь Трезвости. Таким образом, личный пример имеет свойство оказывать влияние не только на подрастающее поколение со стороны взрослых, но и на старшее поколение со стороны молодежи.

Первое общество трезвости в России было организовано в 1882 г. в с. Татево Смоленской губернии директором сельской школы С. А. Рачинским. Долгое время оно оставалось единственным ученическим обществом трезвости, членами которого разрешалось быть детям.

Лишь в 1905 г. в Сергиевой Пустыни была организована «Первая Российская Сергиевская школа трезвости» под руководством священника П. Ф. Сергиева. Вся система воспитания в этой школе была направлена на разъяснение ученикам вреда от алкоголя. Трезвенное воспитание было основано на антиалкогольном обучении, которое позволяло внушить детям отвращение к спиртным разведениям [11].

На важность и необходимость организации профилактической работы в школах указывали делегаты Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, который проходил с 28 декабря 1909 г. по 6 января 1910 г. в Петербурге. В резолюции съезда по вопросу о роли школы в «борьбе с пьянством» указывается на необходимость:

- введения обязательного обучения трезвости как отдельного предмета в низших и высших школах;

- разрешения свободной организации школьных союзов и других обществ трезвости для учащихся;

- улучшения подготовки учителей для школ всех типов за счет расширения курса учительских и духовных семинарий, других педагогических учебных заведений, путем приближения курса к характеру и потребностям новой школы на более жизненных началах;

- расширения свободного развития обществ самодеятельности в высших учебных заведениях;

- организации лекций для ознакомления студентов с последствиями самоотравления алкоголем [12, с. 91].

На Втором Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, который состоялся 6-12 августа 1912 г. в Москве, работала целая секция, которая выработала программу отрезвления через школу:

- науку трезвости необходимо считать особым самостоятельным школьным предметом, а не отделом школьной гигиены;

- преподавание этой науки может быть введено двумя путями – включение элементов во все предметы школьного курса, а в старших классах систематическое преподавание на отдельных и специальных уроках;

- для подготовки учителей трезвости необходимо ввести преподавание науки во всех педагогических учебных заведениях, для более глубокого ознакомления с наукой трезвости проводить специальные курсы по антиалкоголизму и лекции на педагогических и певческих курсах;

- необходимо срочно законодательно ввести преподавание науки трезвости во все школы всех ведомств;

- выделить средства на обеспечение начальных школ всех ведомств учебниками, руководствами и наглядными пособиями [13, с. 180].

Помимо педагогической деятельности нужно отметить возникновение и распространение в конце XIX – начале XX века попечительств о народной трезвости, которые проводили большую культурно-просветительную деятельность: устройство чайных-читален, организацию библиотечного обслуживания населения, проведение народных чтений. При многих чайных устраивались такие просветительные учреждения, как библиотеки, книжные склады, аудитории для народных чтений. Создавались даже Народные Дома с постоянной сценой для спектаклей и хоров [14].

Таким образом, педагогика Трезвости имеет богатую историю, начавшуюся более 100 лет назад. За это время появились различные подходы и течения, в которых важно разобраться, чтобы наиболее эффективно проводить работу по защите населения от программирования на самоотравление интоксикантами, по защите естественного состояния Трезвости человека, семьи и общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...