Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Роль судов общей юрисдикции в обеспечении законности в деятельности органов исполнительной власти.




Вопросы для обсуждения:

1. Административная юстиция как правовое средство защиты прав граж­дан в сфере исполнительной власти: понятие, организационные формы осу­ществления.

2. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

3. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел об оспаривании действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан и организаций.

4. Практика рассмотрения судами общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений.

5. Контроль судов общей юрисдикции за рассмотрением дел об админист­ративных правонарушениях.

6. Административное судопроизводство в России и проблемы его законодательного регулирования.

 

Литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ. 1995, № 18, Ст. 1589.

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ. 1997, № 1, Ст. 1; 2001

4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ «О военных судах РФ» II СЗ. 1999. №26. Ст. 3170.

5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 № 95-ФЗ(с изм. и доп) // СЗ РФ, 2002, № 30, Ст. 3012..

6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп.)// СЗ РФ, 2002, № 46, Ст. 4532.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) //СЗ РФ. 2002 (Часть I). № 1. Ст. 1; № 30. Ст. 3029; № 44. Ст. 4295, Ст. 4298; 2003. № 1. Ст. 2; № 27 (Часть I). Ст. 2700; № 27(Часть II). Ст. 2708,2717.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" // СЗ 2003. № 30. Ст. 3101.

Основная

1. Агапов А.Б. Административное право: учебник.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2006.- 984 с.*

2. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.- 2 изд, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. -703с.*

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. М., 2006.

4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004.

5. Тихомиров А.Ю. Административное право и процесс: полный курс.- 2-е изд., доп. и перераб. / Ю.А. Тихомиров - М.: изд. Тихомирова Ю.А., 2006.- 697 с.*

Дополнительная

1. Бойцова В.В. Классические и современные системы судебного контроля за администрацией / В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова // Юридический мир. 2002. № 11. С.23-30

2. Минашкин А.В. Некоторые процессуальные особенности рассмотрения судами общей юрисдикции споров, возникающих из публично-правовых отношений // Законодательство и экономика. 2003. № 4. С.51-55.

3. Рогожин Н. Судебный контроль правовых норм // Закон. 2002. N 9. С. 77-78.

4. Аккуратов И. Ю. Некоторые особенности производства по делам об оспаривании актов власти по новому Гражданскому процессуальному кодексу РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 3. С. 37-39.

5. Лебедев В. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству / Лебедев В. // Российская юстиция. 2000. № 9. С.2-4.

6. Старилов, Юрий Николаевич. Административные суды в России: новые аргументы "за" и "против" / Ю. Н. Старилов; под ред. и с предисл. В.И. Радченко.—М.: Норма, 2004.—126.

7. Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция // Юрист. 2003. № 6. С. 59-60.

 

Методические рекомендации

По изучению дисциплины

 

Обеспечение законности в сфере исполнительной власти является важнейшей задачей всего механизма правового государства. Важную роль в этом играют разного рода общественные организации и политические институты, а также отдельные граждане и юридические лица. На комплексное изучение обеспечения законности в сфере исполнительной власти и направлен данный спецкурс. Изучение вопросов обеспечения законности является исключительно важным для студентов всех без исключения специализаций.

Предмет данного спецкурса обладает определенными особенностями, обуславливающими определенные проблемы по его изучению. Прежде всего, необходимо обратить особое внимание на его комплексный характер, разнообразие и неоднородность тем, изучаемых в рамках спецкурса, их взаимосвязь с общими проблемами административного права. Поэтому для успешного освоения любой темы спецкурса необходимы хорошие знания в сфере конституционного права, административного права, гражданского и арбитражного процесса. Соответственно при изучении каждой темы спецкурса необходимо предварительно ознакомиться с общим нормативно-правовым регулированием вопросов, указанных в соответствующей теме.

Для изучения первой темы спецкурса: «Понятие и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти», прежде всего, необходимо обратиться к изучению общетеоретической литературы, в которой раскрываются теоретически понятия, законности, целесообразности, способов обеспечения законности. Затем необходимо ознакомиться с учебной литературой по административному праву, в которой указываются особенности понятия «законности» в сфере исполнительной власти, формулируются понятия способов обеспечения законности, дается их классификация. Следует также иметь ввиду, что в научной и учебной литературе содержится несколько достаточно противоречивых точек зрения относительно природы контроля и надзора, как способов обеспечения законности, а также приводится различные их классификации. В этом случае необходимо обязательно обращаться к лекционному материалу, с тем, чтобы уметь аргументировано доказать одну из этих точек зрения.

При изучении последующих тем, а именно «Парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти», «Президентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти» и «Общий, надведомственный и ведомственный контроль в системе органов исполнительной власти» необходимо тщательно изучить вопрос о системе органов государственной власти Российской Федерации вообще и системе органов исполнительной власти, в частности. Для этого необходимо ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность отдельных органов государственной власти и должностных лиц. При изучении проблем парламентского контроля необходимо учесть, что существуют как виды этого контроля которые характерны для всего федерального собрания в целом, так и виды контроля характерные только для Государственной Думы либо Совета Федерации. Соответственно необходимо учитывать специфику контрольной деятельности той или иной палаты Федерального Собрания.

При изучении вопросов президентского контроля необходимо обратить внимание на его специфику, заключающуюся в том, что свои контрольные полномочия Президент РФ осуществляет посредством ряда государственных институтов. Особенно велика роль здесь Администрации Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Таким образом, при изучении данной темы необходимо тщательно изучить нормативные акты, регламентирующие деятельность указанных выше органов и должностных лиц.

Определенную сложность может вызвать изучение вопроса о контроле за законностью в сфере исполнительной власти, осуществляемую самими органами исполнительной власти. В связи с произошедшей в 2004 году реформой системы органов исполнительной власти существовавшие ранее научные понятия надведомственного и ведомственного контроля получили другое содержание. Существенно были уменьшены контрольные полномочия федеральных министерств, увеличены полномочия иных органов. В связи с этим, при изучении данной темы необходимо внимательно изучить лекционный материал, а также нормативные правовые акты, регламентирующие систему органов исполнительной власти, а также правовое положение отдельных государственных органов.

При изучении темы прокурорского и административного надзора необходимо уделить повышенное внимание правовому положению органов осуществляющих административный надзор, в силу того, что количественное и качественное разнообразие данных органов очень велико.

Изучении тем, касающихся контроля Конституционного Суда РФ, а также судов общей юрисдикции и арбитражных судов за законностью в сфере исполнительной власти, невозможно без подробного изучения порядка рассмотрения указанных категорий дел, что, в свою очередь, требует изучения вопросов конституционного права, гражданского и арбитражного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...