Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия в системе современных международных отношений




Тема 5 Внешняя торговля России и ее регулирование

 

Россия в системе современных международных отношений

Внешняя торговля России и формы ее государственного регулирования.

 

Россия в системе современных международных отношений

Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров, обладает мощным НТП, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х гг. обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве: доля страны в совокупном ВВП мира снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г. (по последним данным Госкомстата России, до 3%), а в мировой промышленной продукции - с 4,6 до 1,8%. Будучи среднеразвитой страной, по ряду параметров она занимает промежуточную позицию в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами.

В период с начала 30-х до конца 80-х гг. в СССР господствовала административно-командная система, отечественная модель которой предполагала тотальное господство государства в экономике и директивное планирование всей хозяйственной деятельности. Смягчение негативных черт этой системы в 60-80-е гг. не могло предотвратить нарастания кризисных явлений в советской экономике (прежде всего исчерпания возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных и трудовых ресурсов).

С целью выхода из охватившего экономику СССР системного кризиса в конце 80-х гг. начался переход к рыночной системе. Необходимо отметить резкое сокращение перераспределения ресурсов через государственный бюджет: доля доходов консолидированного бюджета в ВВП сократилась с 43% в 1989 г. до 24,5% в 1997 г., а расходов - с 52 до 32,2% (с учетом внебюджетных фондов, т.е. бюджета расширенного правительства, - соответственно до 34 и 41,5%). Правда, сокращение государственных расходов нередко происходило бессистемно, без проведения реформ, затрагивающих финансовые обязательства государства (военной, социального обеспечения и др.).

Произошла ликвидация плановой системы управления. Разрушена жесткая вертикальная структура управления предприятиями со стороны государства. Она уступила место горизонтальным связям между российскими предприятиями, а также последних - с иностранными фирмами. Либерализация внешнеэкономической деятельности разрушила монополию государства в этой сфере, позволила ликвидировать разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами, привела за счет импорта потребительских товаров к устранению дефицита на внутреннем рынке.

В 90-х гг. в России появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости. Возник фондовый рынок, на котором обращаются государственные и корпоративные ценные бумаги.

Россия находится на довольно раннем (по сравнению со странами ЦВЕ) этапе перехода к рыночной экономике, и переходный период здесь займет более длительный срок. Важной исторической особенностью России является доминирующее положение государства в экономике. Так как вмешательство государства в экономику в советский период достигло максимально высокого уровня, для перехода к рынку и усиления позиций частной собственности была необходима либерализация (уменьшение регулирующей роли государства). Тем не менее степень государственного контроля над хозяйственными процессами в стране в обозримом будущем будет оставаться довольно высокой.

Государственное вмешательство в экономику при всех неизбежных его недостатках, связанных с бюрократизмом и лоббированием при принятии решений, неэффективностью и расточительностью государственного сектора и т.д., в принципе может играть важную и позитивную роль в развитии производства, направлении инвестиций в реальный сектор, подъеме социальной сферы.

Россия в системе современных международных отношений.
В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).
Отношения со странами ближнего зарубежья.

Наиболее острые проблемы связаны с:

· созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;

· судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР;
защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;

· налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.
Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др.

В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях».
Взаимодействие в рамках СНГ дополняется налаживанием двусторонних отношений. Здесь есть свои достижения и трудности.
Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств.
Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997г. было подписано соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки.
Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза.
Отношения с Западом.

В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов.
1991 —1993гг. Позиция России формировалось под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны. К достижениям этих лет c экономической точки зрения следует отнести вступление России в Международный валютный фонд и Всемирный банк

Россия стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира (с 1997 г.).
Отношения с Японией, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 1990-е гг. Россия не раз заявляла о своем статусе как великой евразийской державы, заинтересованной в тесном сотрудничестве со странами Востока. В 1998—2000 гг. плодотворно развивались российско-японские отношения. Китай стал одним из основных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения с Южной Кореей, странами АСЕАН.
Место России в системе международной экономической интеграции.

Роль России в мировой экономике в последнее время существенно возросла. Россия уверенно выходит на мировой рынок и является надежным партнером практически во всех основных отраслях мировой экономики.
Об этом свидетельствует:
- рост количественных и качественных показателей российской экономики в контексте основных мировых направлений развития;
- стабилизирующая роль экономики России, российского экспорта и российского внутреннего рынка на фоне нестабильных тенденций в мировой экономике;
- ускорение процесса интеграции России в мировую экономику.
Россия стремится занять достойное место в международном разделении труда. Российские предприятия осуществляют промышленную сборку товаров в машиностроительном комплексе, а так же производство промышленных товаров, способных составить конкуренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В российское производство интенсивно внедряются инновационные, высокие технологии и современные научно-технические разработки. Принимая во внимание богатство природных ресурсов, Россия является гарантом мировой энергетической безопасности. С учетом географических особенностей, Россия представляет оптимальный транспортный коридор по транзитным доставкам грузов с Севера на Юг и с Запада на Восток.
В современных условиях Федеральная таможенная служба с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства в сфере внешней торговли, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, а с другой - создавать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц. Данные принципы заложены в одобренной Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года.

Глобализация – это один из основных вызовов российской экономике, предъявленных ей мировым сообществом.

Интеграция России в глобальную экономику – это нужный процесс, который уже запущен и набирает обороты. Сегодня Россия является полноправным членом Большой Восьмерки, на очереди вступление в ВТО, намного приблизившееся в свете последних договоренностей руководителей России и Евросоюза. «Вступление в ВТО – первый большой шаг на пути интеграции. Будучи членом ВТО, Россия приобретет набор обязательных стандартов, которые создадут позитивный и равноправный климат для всех предпринимателей. Кроме того, это поможет диверсифицировать структуру российской торговли, сместив акценты с сырья и энергетики.

Сегодня наш бизнес теряет около 2,5 миллионов долларов из-за ограниченного доступа на международные рынки сбыта. Среди закрытых сейчас для российских предпринимателей иностранных рынков можно назвать рынок космических услуг, образовательный и компьютерный рынки, рынок обогащения урана. Открытие этих рынков видится весьма перспективным для наших российских «мозгов».

Универсальные правила для всех членов ВТО – это то, что является самым привлекательным для бизнеса в этой организации. Однако, не всем отраслям российской экономики это выгодно: п ромышленность – та отрасль российской экономики, представители которой считают, что скорейшее вступление нашей страны в ВТО необходимо. С другой стороны, «открытия» нашего рынка очень боится банковская система России. В этой ситуации правительству необходимо выбрать правильную стратегию для того, чтобы после вступления в ВТО не было пострадавших секторов.

Количество сложных бизнес -проектов в нашей стране увеличивается, вместе с ними растет и спрос на свободные денежные средства .В современных условиях выделяют четыре основных источника глобального финансирования:

· займы от правительственных учреждений

· частные банки

· рынок капитала

· пенсионные фонды.

В настоящее время отмечаются достаточно быстрые темпы интеграции России в мировую экономику и высокий уровень инвестиций: «40% внешнего финансирования российских компаний составляют зарубежные синдицированные займы. Эффективен также и выход на внешние финансовые рынки, позволяющие привлекать значительный объем ресурсов, разделить риски с широким кругом инвесторов, повысить внутреннее качество компании. Все эти возможности, однако, касаются только крупного и среднего бизнеса. Получить серьезные денежные ресурсы малому бизнесу очень трудно. А это сильно уменьшает шансы на рост экономики в долгосрочной перспективе.

Еще один инструмент внешнего финансирования - это прямые инвестиции. В отличие от стратегического инвестора, прямой инвестор подразумевает покупку большого пакета акций компании, участие в Совете директоров, вхождение в компанию на ограниченный срок. Прямые инвесторы способны находить и приводить в управление компанией правильных менеджеров, их не интересует «исторический» багаж инвестируемой компании.

Тенденции в развитии налоговой политики государства и налоговую реформу, продолжающуюся в стране с 1998 года, можно охарактеризовать как создание справедливой, эффективной и достаточно нейтральной, с точки зрения бизнеса, налоговой системы. Налоговое законодательство постепенно должно быть гармонизировано с европейским. Количество налогов должно существенно сократиться – из 52 налогов планируется оставить только 15. Среди вопросов, которые предстоит решить в ближайшее время реформаторам налогового законодательства, можно выделить:

· право собственности;

· суды;

· земельные отношения;

· налогообложение компаний в условиях слияния и поглощения;

· налогообложение нефтяной отрасли;

· налоговую оптимизацию.

Важной темой в связи с проводимой реформой в энергетике является динамика энерготарифов, которая затрагивает макро- и микроэкономику страны во всех секторах рынка. С конца 2003 года параллельно РАО «ЕЭС России» работает целый конкурирующий сегмент, задающий более низкие цены, по сравнению с государственными. Чтобы не пролонгировать подобную ситуацию, новая тарифная политика РАО нацелена в первую очередь на снижение издержек и контроль над ними.

Существенные изменения произошли в Государственном таможенном комитете – теперь это Федеральная служба таможни. Главная ее задача заключается в содействии внешней торговле, фискальной функции и защите рынка. В качестве успехов таможенной службы отмечается новый Таможенный кодекс, успешный опыт применения системы заблаговременной передачи фактов, способствовавший заметному ускорению транзитных проблем, результативная работа по системе «зеленый коридор», налаженная с Финляндией и Швецией.

Не последнее место в интеграционной системе России занимает
Европейский союз. Во многом наша территориальная близость, а также внешнеэкономическая и политическая направленность на Европу сопутствует импульсам к сближению с нашей стороны. Интерес же Евросоюза к России продиктован с одной стороны обеспечением безопасности в Европе, с другой, освоение такого емкого рынка как Российский, может стимулировать ускорение темпов развития экономики стран Евросоюза.

Пока нет определенной ясности в системе взаимоотношений между
Евросоюзом и Россией. Все будет зависеть от дальнейших процессов происходящих в Европейском союзе и России. На современном этапе уже создано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», которое представляет собой программу долгосрочного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Это соглашение предусматривает приобщение России к общим правилам международной торговли, что открывает определенные перспективы; помощь со стороны ЕС в проведении социальных и экономических программ; создание единого правового пространства и совместных органов для решения возникающих проблем; устранения дискриминационного подхода к России в связи с признанием ее страной с переходной экономикой; не мгновенное открытие Российского рынка для всего спектра товаров, что могло бы поставить в затруднительное положение российских производителей. Хотя уже создаются предпосылки к объединению на макроуровне, что, несомненно, важно, но этого отнюдь недостаточно. Необходимо предпринятие шагов по интеграции на микроуровне, что является основой процесса интеграции. Так же сейчас важной задачей Российской экономики является привлечение инвестиций, которых сейчас явно недостаточно. Решение этой задачи позволит вывести экономику России на новый уровень и обеспечить ускорение интеграционных процессов.

Прогноз экономического развития России. В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного роста ВВП и промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5 %, промышленного производства – несколько меньше (4 %). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Есть основания полагать, что в экономике России уже начался процесс перехода к постиндустриальной стадии.
Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения. Напомню, что в своей программе экономического развития до 2008-го правительство уже наметило среднегодовой темп роста ВВП на уровне почти 6 %.
Данный сценарий может быть реализован, если до 2015 года удастся избежать катастроф, подобных дефолту августа 1998-го, если в стране продолжатся рыночные экономические реформы, если будет осуществляться и впредь модернизация ее экономики и производственного аппарата. В противном случае темпы экономического роста неизбежно снизятся или же примут еще более некачественный, мобилизационный характер, и тогда вопрос о месте России в мировой экономике приобретет совсем иной смысл и перейдет в иную плоскость.
Существует два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества.
Второй, наиболее предпочтительный вариант связан с необходимостью обеспечить современную законодательную базу и поместить экономический рост в рамки правового государства и гражданского общества. Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам, вмешивающимся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах, и осуществить давно назревшую административную реформу в целях оздоровления всего общества. Не менее существенно сохранить приверженность демократии и нормальному взаимодействию рыночных и демократических институтов и в основу экономического развития страны положить конкурентоспособность и широкий поток инноваций.
Данный прогноз позволяет предположить, как наша экономика будет выглядеть относительно экономик других стран. Так, в США долгосрочные, или «исторические», среднегодовые показатели темпов роста ВВП равняются примерно 2,7 %. Однако в 1990-е экономика Соединенных Штатов демонстрировала более высокие темпы, составлявшие порядка 4 % в среднем в год (вторая половина этого десятилетия), хотя в 2001–2003 годах эти темпы заметно снизились. Можно предположить, что на перспективу до 2015-го среднегодовой прирост ВВП США будет равен не менее 2,8 %. Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70 % темпов роста ВВП, для промышленности США можно принять на перспективу среднегодовой прирост в размере 2 %.
В Германии долгосрочный ретроспективный среднегодовой прирост ВВП был не ниже, а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако начиная с 1970-х годов она стала отставать от США по темпам развития своей экономики. Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно в самые последние годы, когда германская экономика под влиянием ряда внутренних факторов оказалась чуть ли не самой больной среди стран – членов ЕС. На перспективу до 2015 года можно принять для Германии среднегодовой темп роста ВВП в размере до 2,6 %, промышленного производства – 1,8 %.
Во Франции долгосрочный «исторический» темп роста ВВП был ниже, чем в Германии и Соединенных Штатах. В последние годы, однако, Франции удалось несколько приблизиться к США по динамике этого показателя. Вместе с тем на перспективу до 2015-го, как мне представляется, вряд ли целесообразно исходить для этой страны из среднегодовых темпов роста ВВП и промышленности, превышающих соответственно 2,5 и 1,2 %.
Весьма необычные и интересные вещи происходят с показателями экономического роста Великобритании. В течение многих десятилетий ее экономика развивалась заметно медленнее экономик других ведущих капиталистических стран. В Европе даже появился термин «английская болезнь». Однако после либеральных реформ Маргарет Тэтчер страна заметно ускорила свой экономический рост, и в 1980-е годы среднегодовой прирост ВВП Великобритании (2,7%) был выше, чем в Германии, Франции и США. В последние годы темпы роста экономики Великобритании замедлились и были ниже, нежели в Соединенных Штатах, но выше, чем в Германии, Италии, Франции и Японии. В западной прессе стали всерьез рассматривать перспективы того, что Великобритания обгонит Францию по объему ВВП. Но на период до 2015-го, думаю, можно исходить из среднегодовых темпов роста ВВП Великобритании в 2,4 %, ее промышленного производства в 1,1 %, т. е. не более высоких, чем во Франции.
Прогноз по главным странам Западной Европы позволяет сделать ориентировочные оценки возможных темпов роста ВВП и промышленности по всему Западно-Европейскому региону. Среднегодовой прирост ВВП Западной Европы до 2015 года составит порядка 2,5 %, промышленного производства – 1,7 %.
При этом, похоже, западноевропейская экономика будет расти до 2015-го несколько медленнее, чем американская. Экономические позиции Западной Европы после долгого периода их относительного усиления в последние два-три десятилетия стали ослабевать по сравнению с позициями США. Сегодня нет оснований полагать, что за ближайшее десятилетие эта тенденция изменится. В Соединенных Штатах более низкая норма налогообложения, ниже, чем в Западной Европе, норма накопления и норма безработицы, более высокая конкурентоспособность. США имеют более сильные позиции в области выпуска высокотехнологичной продукции, инновационной активности и инфраструктуры научно-технического прогресса, что будет в значительной мере определять экономический рост и лицо экономики любой развитой страны в начале ХХI века. Традиционно Соединенные Штаты превосходят Западную Европу по широте и риску предпринимательской активности.

Ориентировочное сопоставление ВВП и объемов промышленного производства во всех сравниваемых странах показывает, что к 2015 году Россия не достигнет тех соотношений по ВВП с США, которые она имела в 1913 году, но заметно приблизится к Германии и превзойдет Великобританию и Францию. Отставание от США будет значительным и сохранится надолго.
Доля России в мировом ВВП в 2000 году была равна всего 2,1 %, (в 1913 году в современных границах – 6,2 %), соотношение ВВП России к ВВП всего Западно-Европейского региона составляло в 2003-м году 12,5 % (в 1913 году – 18 %). В 2015 году доля России в мировом ВВП будет равна почти 3 %, а соотношение ВВП России и всей Западной Европы составит порядка 17 %. Доля России в мировом ВВП в 2015-м будет, как минимум, вдвое меньше, чем в 1913-м. Станет меньше доля нашей страны и в мировом промышленном производстве. По оценке ИМЭМО РАН, доля России в современных границах в мировом промышленном производстве в 1913 году была равна 8,9 %, в 2000-м – 4,4 %, в 2015 году она вряд ли намного превысит 5 %, что заметно меньше, чем в 1913-м. Никогда еще за несколько последних столетий Россия не имела таких низких показателей по сравнению как с мировым ВВП, так и с ВВП ведущих стран Европы.
Таким образом, за более чем вековой период не повысится доля нашей страны в мировой экономике, ее важнейшие макроэкономические показатели не вырастут относительно уровня США. Тем не менее экономически Россия в перспективе неизбежно будет сильным государством, займет по размерам ВВП первое место в Европе и пятое-шестое место в мире.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...