Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика сбора современных прозвищ




 

Цели и задачи работы связаны с детальным и всесторонним изучением только индивидуальных прозвищ.

Для сбора и последующего анализа прозвищ было намечено несколько аспектов. Аспекты - это своеобразные формы работы, способы обработки материала с оглядкой на определенные дисциплины, так или иначе заинтересованные в ономастических данных. Это лингвистический аспект, социологический, культурологический, частично исторический и психологический (предлагаемый дополнительно).

Все эти аспекты, естественно, рассматриваются в комплексе и позволяют глубоко и всесторонне, используя системный подход, рассмотреть прозвище как антропонимическую категорию.

Сложный, комплексный характер объекта исследования требует учета целого ряда факторов, лингвистических и экстралингвистических, рассмотрение тесной связи антропонимов и апеллятивов. "Имя собственное представляет собой как бы точку соприкосновения лингвистического и экстралингвистического планов, значение его оказывается сложным комплексом, в котором сведения о слове переплетаются со сведениями об именуемом объекте". Изучая прозвища, таким образом, четко выделяется два главных плана - лингвистический и экстралингвистический. Приоритет отдан первому.

И вместе с тем именно в прозвищах, как ни в каких других разрядах ан- тропонимической лексики, языковая, речевая и экстралингвистическая информация теснейшим образом взаимодействуют и взаимовлияют при осознании этого вида неофициального именования индивидуума. Именно поэтому прозвища периферийны в антропонимическом поле, ибо они, по сути дела, лежат в пограничной области между именами собственными и нарицательными, обладая одновременно свойствами и тех, и других. Поэтому в сборе прозвищ есть определенные трудности. Обязательно следует фиксировать стабильность и повторяемость одних и тех же прозвищ.

Социальная оценка прозвищ

 

Социологическое направление в изучении ономастической лексики признается сегодня всеми ономастологами.

Если говорить конкретно о прозвищах, то они изначально заданы как социальные антропонимы, т.к. возникают и функционируют в узкой социальной среде: в семье - малом социуме, в школе, в студенческой компании, в профессиональном коллективе, в криминальном мире, в сельском населённом пункте и пр. Так как прозвища - оценочные выделительные наименования, то во многом они либо прямо, либо косвенно отражают положение человека в обществе и его общественную оценку. Таким образом, прозвища реализуют социально-различительную функцию, одну из важнейших в коммуникации.

Тенденция к социальной оценке прозвищ имела место, как уже было сказано, еще в Древней Руси. Необходимость запечатлеть в антропонимии тот или иной социальный статус человека заставляла поступиться возможностью строить прозвища по физической или моральной мерке.

В настоящее время индивидуальные прозвища социально информативны.

Информация в социальном плане содержит следующее:

)   указывает на статус именуемого в коллективе;

)   указывает на его профессию, среду деятельности и профессиональные качества;

)   определяет иерархические отношения коммуникантов в той замкнутой среде, где они общаются;

)   даёт сведения об имущественном положении именуемого;

)   характеризует и называющих, и называемого, определяя их личностные отношения.

Таким образом, социальная информация в целом двупланова: она в равной мере относится и к именуемому, и к коллективу, в котором создано и бытует прозвище.

Естественно, не в каждом прозвище содержится вся социальная информация. Она задана целями создания неофициального именования (подчеркнуть социальный статус в иерархии уровней социальных ролей в коллективе, выделить человека как профессионала, определить его имущественное положение и пр.) и отношениями, сложившимися в коллективе.

Но главное, что диктует наличие той или иной социальной информации в прозвищах, - это их бытование в определённой социальной среде, со всеми присущими именно этой среде экстралингвистичесими характеристиками, способствующими наполнению прозвищ конкретной социальной информацией.

Классификации прозвищ

 

Описание и анализ собственных имён невозможны без определённой классификации. При классификации ономастического материала можно исходить из принадлежности названий к определённым языкам, территориям, хронологическим отрезкам, социальным формациям и т.д. Принимая во внимание лингвистические и экстралингвистические характеристики имён, можно выделить следующие типы их классификации:

- классификация имён в связи с именуемыми объектами;

-  естественно возникшие и искусственно созданные имена. Эта классификация тесно связана с классификацией имён по значению и с дихотомией "имена в официальном и неофициальном употреблении";

-  классификация по линии "микро" - "макро";

-  структурная классификация имён;

-  хронологическая классификация имён;

-  классификация имён в связи с их мотивировкой и примыкающая к ней этимологическая классификация, а также разделение имён на апеллятивные и эпонимические, на первичные и "перенесённые";

-  классификация имён в связи с объёмом закреплённых в них понятий;

-  классификация в связи с дихотомией язык - речь;

-  стилистическая и эстетическая классификация.

Все перечисленные аспекты присущи каждому имени и могут выступать в качестве его характеристик. Для одних типов имён может быть более актуальной одна характеристика, для других - другая. При этом необходимо отметить, что указанные характеристики весьма разнообразны по своим свойствам; одни из них лингвистические, другие - логические, третьи - исторические, четвёртые - социальные, иные - психологические. Но все они находят отражение в ономастике, и было бы грубой ошибкой объявлять имена собственные принадлежностью лишь одного из указанных планов [Суперанская 1973, с.115].

В курсовой работе используется классификация собственных имён, в связи с их мотивировкой. Предметом рассмотрения являются прозвища в современных СМИ.

Для того чтобы классифицировать собранный материал, необходимо обратиться прежде всего к классификации собственных имен. В различных источниках даются различные классификации, в них можно обнаружить много сходств, есть, естественно, и различия, но в основном они несущественны.

Итак, рассмотрим первую классификацию антропонимов. Данная классификация предложена А.А. Селищевым:

Обстоятельства появления нового члена семьи (найден, подкинут, взят у других). Выражение ожидания и неожиданности появления нового члена. Чувство родителей: Найден, Ненаш, Краденой, Жданка, Миляй.

Профилактика: Бессон, Живой, Захворай, Смола.

Семейные отношения. Порядок и время рождения: Первой, Пятух, Малюта, Девятко, Шостан.

Внешний вид. Физические недостатки: Безбородой, Глаз, Жироха, Носок, Хромой.

Свойства: Быстрой, Глупой, Вялец, Горчак.

Социальное и экономическое положение: Селянин, Боярин, Бездворной, Пустодом, Холоп.

Профессия. Занятия. Должность: Кровопуск, Дудолад, Козодав, Мошенник, Овчинник.

Пришельцы. Место происхождения: Несвой, Муромец, Ростовец, Каргополец, Приезже й.

Церковные отношения и элементы: Аминь, Богомаз, Неупокой, Грех, Высокой глаголь.

Насмешливые клички: Великие лапти, Кривой колпак, Самоделка, Олух, Семихвост.

Животные: Баран, Козёл, Рыжая корова, Кобылица, Волчий хвост.

Птицы: Беркут, Голубчик, Селезень, Галчёнок, Курятина.

Насекомые. Пресмыкающиеся: Блоха, Гадинка, Муравей, Гнида, Змейка.

Рыбы: Ерш, Линев, Осетр, Судак, Щука.

Растения: Арбуз, Дубяга, Капуста, Рагоза, Проскуряк.

Пища: Бардук, Говядина, Простокиша, Коровой, Лепеха, Оладья.

Имена и прозвища по разным предметам: Алмаз, Бархат, Лапоть, Мутовка, Болото.

Татарские имена: Алай, Ромозан, Кизилбай, Шеремет, Мамай.

Имя народа: Гречанин, Немчин, Варяжко, Казарин, Черемисин.

А.М. Селищев приходит к выводу, что наибольшая часть личных имён и прозвищ относится к внешнему виду, к свойствам человека. При этом прозвище чаще всего дается по физическим недостаткам и по отрицательным свойствам. В старое же время не стеснялись в отношении прозвищ никакими значениями слов, поэтому сейчас они часто кажутся нам смешными [Селищев 2003, с.406 - 417].

З.П. Никулина с точки зрения семантической мотивированности (признаков, лежащих в основе номинации) разделяет прозвища по ниже следующему принципу.

Прозвища, указывающие на внешний вид в целом: Райская птичка, Растрёпа, Гиббон, Панночка, Чернильница.

Прозвища, характеризующие именуемого по отдельным деталям одежды, обуви, аксессуарам: Флот, Очкарик, Семьдесят Пятый.

Прозвища, указывающие на особенности походки и осанки: Черепаха, Хромыль, Старушка, Косогор.

Прозвища, указывающие на рост и особенности телосложения: Длиннота, Стропила Огородная, Жирный, Кладовая Сала, Голубятник.

Прозвища, указывающие на особенности отдельных частей тела (на пигментацию): Вишенка, Пестрая, Рыжая, Грузинка, Сметана; на форму и величину: Большеголовый, Носорог, Полтинник, Ушастик, Чебурашка; на недостатки, связанные с отсутствием естественно необходимых элементов внешности: Лысый, Камбала, Стекляшка.

З.П. Никулина в своей работе "Из наблюдений над группой прозвищ по внешнему признаку" также отмечает, что обычно прозвища по внешнему виду указывают на какую-нибудь одну особенность именуемого, но иногда они концентрируют несколько внешних признаков человека: Хрюша (толстый и беленький), Глист (худой, тело белое), Мышка (маленький, подвижный), Оглобля (высокий, тонкий, нескладный), Батя (высокий, старше сверстников). Некоторые прозвища даются по контрасту: Куколка.

Е.Н. Полякова в своей работе "Из истории русских имён и фамилий" не дает точной классификации антропонимов в своей работе. В основном она рассматривает возникновение прозвищ, для этого обращается к древнерусской литературе и приходит к выводу, что древнерусские дохристианские имена в течение длительного времени превратились в прозвища. Также она отмечает, что нередко от прозвищ человека, а не от других его именований возникало название деревни, поэтому по наименованиям населённых пунктов, возникших в определённый период, можно сейчас восстанавливать прозвища людей.

Если сравнивать прозвищные именования из памятников с данными исторических, диалектных и других словарей, то можно нередко восстановить причины их появления. Множество прозвищ давалось человеку по цвету волос (Рыжий, Беляй), по характеру людей, их склонностям и поступкам (Злыдень, Верещага), в именованиях отражалось также имущественное положение людей (Разорва, Шабала). Также существует масса прозвищ, которые не прямо, а метафорически характеризуют людей, сравнивая их с животными, птицами, рыбами, предметами обихода [Полякова 1975, с.94 - 96].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...