Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные трудовые нормы




Одна из самых давних и важных функций МОТ - принятие трехсторонней Международной конференцией труда (с участием представители правительств, работодателей и трудящихся) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательство последовательно проводить в жизнь их положения. Рекомендации служат руководство в области политики, законодательства и практики.

Конвенции и рекомендации, принятые начиная с 1919 года, затрагивают фактически весь круг проблем труда, включая некоторые основные права человека (в первую очередь, свободу объединения, право на организацию и коллективные переговоры, отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в занятости), регулирование вопросов труда, трудовые отношения, политика занятости, охрана и гигиена, условия труда, социальное обеспечение, занятость женщин и особых категорий, таких как трудящиеся-мигранты и моряки.

Государства-члены должны представлять все конвенции и рекомендации, принимаемые Конференцией, компетентным национальным органам, которые решают, какие меры следует по ним принять. Число ратификаций конвенций продолжает увеличиваться.

Нормотворчество сегодня — не самое глав­ное в деятельности МОТ. Наряду с принятием конвенций МОТ стала использовать техниче­ское сотрудничество, помогая внедрить принципы, установленные нормами. Национальные парламенты продолжают принимать законы в социальной области, на которую распространя­ются многие конвенции, с учетом новых требо­ваний и идей.

Трехсторонний характер деятельности МОТ (трипартизм), позволяющий МОТ нахо­диться в прямом контакте с рынком труда, не только не устарел, но придает ей допол­нительную силу, привлекая к совместному обсуждению общественной политики прави­тельства, представителей трудящихся и пред­принимателей.


ПРАКТИКУМ

Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности общества

Задание 1.

Ознакомиться с классификацией социально-трудовых отношений и обсудить следующие вопросы:

1. Можно ли определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы без знания данной классификации? Обоснуйте.

2. Каким образом данная классификация является связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами?

3. Могут ли существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий группы работников и отдельные их члены? Обоснуйте на примерах.

4. Приведите конкретные примеры по каждому виду социально-трудовых отношений.

 

Классификация видов социально-трудовых отношений в сфере труда:

1. По содержанию деятельности:

· производственно-функциональные

· профессионально-квалификационные

· социально-психологические

· общественно-организационные

2. По способу общения:

· Безличные

· Межличностные

3. По субъекту:

· Межорганизационные (организация – организация)

· Внутриорганизационные (организационная структура предприятия)

· Внутрипроизводственные (организация – личность; личность – личность)

4. По объему властных полномочий:

· Отношения по горизонтали

· Отношения по вертикали

5. По характеру распределения доходов:

· В соответствии с трудовым вкладом

· Не в соответствии с трудовым вкладом

6. По степени регламентированности:

· Формальные (официально оформленные)

· Неформальные (официально неоформленные).

 

 

Тема 2. Продуктивность и производительность труда

 

При решении задач необходимо помнить, что показатели роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции связаны между собой как обратные величины:

,

где А – процент повышения производительности труда (ПТ) при снижении трудоемкости на в %.

,

где В – процент снижения трудоемкости (Те)при росте ПТ на а %.

 

Производительность труда может определяться как отношение объема продукции к числу рабочих на производстве данной продукции (выработка на 1 рабочего).

 

Задача 1.

Заполнить таблицу 1.

 

Таблица 1 – Показатели предприятия

 

Показатели Базисный год Планируемый год Отклонения (+;-)
1.Объем выпущенной продукции, тыс.руб. ?   +35
2. Численность ППП, чел.   ? -2
3. Производительность труда руб./чел. ? ? ?

 

 

Задача 2.

Вариант 1. По данным таблицы определить:

- среднегодовую и среднечасовую производительность труда;

- снижение трудоемкости и рост производительности труда;

 

Показатели Базисный год Плановый год
Объем выпускаемой продукции, тыс.шт.    
Явочное число рабочих, чел    
Эффективный фонд рабочего времени 1-го рабочего, ч    

 

Вариант 2. По данным таблицы определить:

 

- среднегодовую и среднечасовую производительность труда;

- снижение трудоемкости и рост производительности труда;

 

Показатели Базисный год Плановый год
Объем выпускаемой продукции, тыс.руб.    
Явочное число рабочих, чел    
Эффективный фонд рабочего времени 1-го рабочего, ч    

Вариант 3. По данным таблицы определить:

- среднегодовую и среднечасовую производительность труда;

- снижение трудоемкости и рост производительности труда;

 

Показатели Базисный год Плановый год
Объем выпускаемой продукции, тыс.руб.    
Явочное число рабочих, чел    
Эффективный фонд рабочего времени 1-го рабочего, ч    

Вариант 4.. По данным таблицы определить:

- среднегодовую и среднечасовую производительность труда;

- снижение трудоемкости и рост производительности труда;

 

Показатели Базисный год Плановый год
Объем выпускаемой продукции, руб.    
Явочное число рабочих, чел    
Эффективный фонд рабочего времени 1-го рабочего, ч    

Задача 3.

В результате внедрения нового оборудования на предприятии трудоемкость одного изделия снизилась с 41 чел-час до 38 чел-час. Определить рост производительности труда.

 

Задача 4.

В результате снижения трудоемкости производительность труда повысилась с 28 изделий в час до 31 изделия в час. Определить на сколько процентов была снижена трудоемкость.

 

Тема 3. Организация, нормирование и оплата труда

 

1. Расчет сдельной расценки и индивидуального сдельного заработка

Расчет сдельной расценки (Рс)проводится по следующей формуле

 

Рс = Т час * Н вр или Р с = Т час/В час,

 

Где Т час – часовая тарифная ставка, устанавливаемая в соответствии с разрядом выполняемой работы, руб/час;

Н вр – норма времени на единицу продукции (работы), час;

В час – часовая норма выработки данной продукции.

 

Количество произведенной продукции за месяц (ОП мес)определяется произведением месячной нормы выработки (В мес) и коэффициента выполнения норм за месяц (К вн):

ОП мес = В мес * К вн

 

Сдельный заработок (Зсд) работника определяется путем умножения сдельной расценки (Рс) на количество произведенной продукции за расчетный период (ОП) по формуле

З сд = Рс * ОП

Задача 1.

Норма времени на изготовление одного изделия составляет 60 минут. Часовая тариная ставка при данной сложности труда соответствует 4 разряду (взять конкретную ставку за час по действующей на данный момент тарифной сетке для нормальных условий труда). В месяце 12 рабочих смен, продолжительность смены 10 часов.

Определить:

1) Сдельную расценку на единицу продукции (руб);

2) Сумму сдельного заработка рабочему в месяц при перевыполнении норм на 9%.

 

Задача 2.

Норма времени на изготовление одного изделия составляет 28 минут. Часовая тарифная ставка при данной сложности труда соответствует 6 разряду (применять конкретную ставку за час по действующей на данный момент тарифной сетке для нормальных условий труда). В месяце 22 рабочих дня, продолжительность смены 8 часов.

Определить:

1) Сдельную расценку на единицу продукции (руб);

2) Сумму сдельного заработка рабочему в месяц при перевыполнении норм на 7%.

 

Задача 3.

Вариант 1. Распределить коллективный заработок в бригаде из четырех человек(нормальные условия труда). Сдельный заработок по единому наряду составил 48000 рублей, премия – 3500 рублей. В месяце 22 рабочих дня. Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Данные для расчета в таблице 4.

 

 

Вариант 2. Распределить общий заработок в бригаде из 4 человек (нормальные условия труда). Сдельная зарплата по единому наряду составила 38000 рублей, премия за опережение сроков выполнения составила 12000 рублей. В месяце 19 рабочих смен, продолжительность смены – 6 часов. Данные для расчета в таблице 5.


 

Таблица 4 – Данные для распределения коллективного заработка

 

Ф.И.О. рабочего Разряд рабочего Часовая тарифная ставка, руб/час Отработано дней Отработано часов Тарифный заработок (гр.3*гр.5) В-1 заработок без КТУ (гр.6*К1) КТУ Приведен- ный заработок (гр.6*гр.8) В-2 По КТУ распределен весь заработок (гр.9*К2)
                   
              1,0    
              0,9    
              1,4    
              1,2    
ИТОГО * *   *     *    

 

К1 = (заработная плата по наряду +премия): (ИТОГО по гр.6)

 

К2 = (заработная плата по наряду +премия): (ИТОГО по гр.9)

 

 


 

Таблица 5 – Данные для распределения коллективного заработка

 

Ф.И.О. рабочего Разряд рабочего Часовая тарифная ставка, руб/час Отработано дней Отработано часов Тарифный заработок (гр.3*гр.5) Вариант 1 заработок без КТУ (гр.6*К1) КТУ Приведен- ный заработок (гр.6*гр.8) Вариант 2 По КТУ распределен весь заработок (гр.9*К2)
                   
              1,5    
              1,1    
              1,3    
              0,8    
ИТОГО * *   *     *    

 

К1 = (заработная плата по наряду +премия): (ИТОГО по гр.6)

 

К2 = (заработная плата по наряду +премия): (ИТОГО по гр.9)

 

 


Тема 4. Трудовые ресурсы

 

Задание 1.

По рисункам 1, 2 привести конкретные примеры причин влияющих на показатели структуры трудовых ресурсов:

 

Рисунок 1 – Схема состава трудовых ресурсов

Профессия
Пол

 

Рисунок 2 - Структура трудовых ресурсов

 

Тема 5. Рынок труда и его регулирование государством

Подготовить доклады по следующим темам (5-8 минут):

 

1. Государственное регулирование рынка труда.

2. Инфраструктура рынка труда.

3. Гибкость и мобильность рынка труда.

4. Миграция населения и рынок труда.

5. Рынок труда: механизм и цикличность функционирования.

6. Экономико-математическое моделирование и прогнозирование рынка труда.

Доклады оформить в виде рефератов с титульным листом и списком использованных источников.

 

Тема 6. Занятость и безработица

Подготовить доклады по следующим темам (5-8 минут):

1. Безработица: виды, показатели и пути минимизации.

2. Государственная политика в области занятости.

3. Биржи труда и Рекрутинговые агентства.

4. Социально-экономическая ситуация в России и проблема занятости.

5. Влияние налогообложения и программ социальной помощи на предложение труда.

6. Динамика и структура безработицы в России и Кемеровской области (Новокузнецке).

Доклады оформить в виде рефератов с титульным листом и списком использованных источников.

 

Тема 7. Денежные доходы населения

Задание1. Подготовить доклады по следующим темам (5-8 минут):

1. Виды, структура и источники доходов населения.

2. Методы формирования потребительского бюджета.

3. Дифференциация доходов населения.

4. Формы и системы заработной платы.

5. Государственное регулирование доходов населения.

Тема 8. Качество и уровень жизни населения

Задание 1.

Раздаточный материал: «Потребительская корзина – как социальный стандарт» состав потребительской корзины (ПК) на текущий период в РФ. Обсудить следующие вопросы:

1) Сколько частей в потребительской корзине?

2) Для каких категорий граждан разработана ПК?

3) Кем и на основе чего разрабатываются конкретные величины показателей в ПК?

4) По данным прожиточного минимума по Кемеровской области на текущий период проанализировать структуру ПК для нашего региона.

 

Тема 9. Социальное партнерство

Задание 1.

Раздаточный материал: коллективные договора предприятий г.Новокузнецка.

Ознакомиться со структурой коллективных договоров, их содержанием и обсудить следующие вопросы:

1) Что общего во всех коллективных договорах?

2) В чем конкретное выражение функций коллективного договора (оптимизирующей, защитной, регулирующей)?

3) Кем определяется конкретное содержание колдоговора и на основании чего?

4) Субъекты колдоговора.

5) Роль профсоюзов в системе социального партнерства.

 

Тема 10. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений, роль МОТ

Подготовить доклады по следующим темам (5-8 минут):

1. Международная организация труда и принципы ее деятельности.

2. Структура МОТ.

3. Методы работы МОТ.

4. Основные сферы деятельности МОТ.

5. Трудовой кодекс как регулятор системы социально-трудовых отношений.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...