Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каким организациям предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда и в чем он сострит?




Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде осуществляется на основании:

• статьи 463 Трудового кодекса;

• статьи 19 Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-ХП «О профессиональных союзах»;

• Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;

• Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630.

Общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде осуществляется только профсоюзами, другие общественные объединения, политические партии таким правом не наделены.

Общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда.

Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.

Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном порядке.

Профсоюзы (их объединения) информируют орган, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, о лицах, которые являются правовыми и техническими инспекторами труда.

Информация об общественных инспекторах по охране труда направляется соответствующему нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.

Правовые и технические инспекции труда, руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от членства их работников в профессиональных союзах.

Представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде, выданные правовыми и техническими инспекторами труда Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, являются обязательными для исполнения, а выданные руководителями и уполномоченными в установленном порядке представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, — для рассмотрения.

Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:

• осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);

• беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;

• запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

• запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты;

• осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;

• принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;

• заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;

• требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью — приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;

• выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде;

• требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;

• устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

• обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

• подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

• вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам;

• рассматривать направляемые органами государственного управления в целях предварительного уведомления нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты);

• участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда;

• на другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Наниматель предоставляет представителям профсоюза, действующим в организации, в пользование необходимые для осуществления общественного контроля оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением). При проведении проверок на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, нанимателем выдаются представителям профсоюза специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде представители профсоюза вправе требовать устранения выявленных нарушений, указанных в представлении, которое вручается нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления.

Представления правовых и технических инспекторов труда являются обязательными для исполнения, а общественных инспекторов по охране труда — для рассмотрения.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления вправе обратиться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде с просьбой о проверке обоснованности требований, указанных в обязательном для исполнения представлении.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и в месячный срок со дня его получения письменно уведомить профсоюз о результатах этого рассмотрения.

Представление о допущенных нарушениях законодательства Республики Беларусь о труде при прекращении трудового договора с работником — членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в 5-дневный срок со дня его получения.

При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде.

В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору, соглашениям представители профсоюзов вправе требовать от нанимателя в интересах работника изменений условий трудового договора (контракта).

Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Беларусь о труде.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде при необходимости извещают профсоюз, действующий у нанимателя, о проведении плановой проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде не позднее 7 дней до ее начала.

Представители профсоюза при участии в проверках, проводимых органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, вправе излагать свое мнение в составляемых при этом документах.

Коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные (не ущемляющие права профсоюзов) условия осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, а также льготы для представителей профсоюза, выполняющих эту работу.

1.22. Как осуществляются взаимодействие и координация деятельности органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде?

При осуществлении государственного надзора и контроля специально уполномоченные государственные органы взаимодействуют между собой, а также с профсоюзными органами, осуществляющими общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.

Для практического осуществления такой деятельности постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 января 2004 г. № 2 создан Координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, возглавляемый заместителем министра труда и социальной защиты.

Облисполкомами и Минским городским исполнительным комитетом могут создаваться советы (комиссии) по координации деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при областных и Минском городском исполнительных комитетах. Постановления о советах (комиссиях) утверждаются соответствующими облисполкомами и Минским горисполкомом.

Советы (комиссии) при областных и Минском городском исполнительных комитетах в пределах своей компетенции вправе давать поручения территориальным органам государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...