Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые меры по охране земель

Основное назначение правовых мер по охране земель состоит в том, чтобы предотвратить в процессе землепользования возможность возникновения негативных последствий, вредных для состояния почв, обеспечить рациональное использование земель.

Такие меры реализуются путем установления правил ведения:

– государственного кадастрового учета земельных участков;

– мониторинга земель;

– землеустройства.

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Государственный кадастр недвижимости — это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации кадастровых сведений, сопоставимо­сти кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

Каждый земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).

В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Государственный кадастр недвижимости состоит из трех разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости — это документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости све­дений о таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты — это составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках и других объектах недвижимости, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с осо­быми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местополо­жение пунктов опорных межевых сетей.

Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

В Российской Федерации ведется государственный мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг осуществляется в соответствии с федеральными, региональными, местными программами и подразделяется:

– на федеральный — охватывает всю территорию Российской Федерации;

– региональный — охватывает территории субъектов Федерации;

– локальный — охватывает территории отдельных землепользователей (заповедник, заказник).

В зависимости от сроков периодичности:

– базовый — на момент начала мониторинга (исходный);

– периодический — через 1 год и более;

– оперативный (дежурный) — на уровне городов, районов, с использованием данных базового и периодического мониторинга.

Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» № 78‑ФЗ от 18.06.2001 г. (ред. от 13.07.2015 г.) под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

– изменения границ объектов землеустройства;

– выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

– проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Основаниями проведения землеустройства являются:

– решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

– договоры о проведении землеустройства;

– судебные решения.

Изучение состояния земель в рамках землеустройства проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

– почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

– оценка качества земель;

– инвентаризаций земель.

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селим, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целе­вому назначению и не в соответствии с разрешенным использовани­ем земельных участков, других характеристик земель.

Порядок описания местоположения границ и установление на местности границ объектов землеустройства определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящими­ся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальне­го Востока Российской Федерации, для обеспечения их традицион­ного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

1) организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их тра­диционного образа жизни;

2) разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссуше­ния, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

К видам землеустроительной документации относятся:

– генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

– карты (планы) объектов землеустройства;

– проекты внутрихозяйственного землеустройства;

– проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

– материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

– тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы, а также формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

 

 

12.3. Государственный надзор
за использованием и охраной земель

 

Углубление земельной реформы и формирование новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю, при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию, вызывает необходимость усиления государственного надзора за использованием и охраной земель.

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 09.03.2016).

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1 (ред. от 12.03.2016), должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в пределах своей компетенции имеют право рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

ст. 7.1 КоАП РФ — самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок;

ч. 1 ст. 7.2 КоАП РФ — уничтожение или повреждение специальных знаков границ земельных участков;

ст. 7.10 КоАП РФ — самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка;

ст. 8.5 КоАП РФ — сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;

ст. 8.7 КоАП РФ — невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых;

ст. 8.8 КоАП РФ — использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель;

ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);

ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ — невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства;

ст. 19.6 КоАП РФ — непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

ст. 19.7 КоАП РФ — непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

В соответствии с пп. «в» п. 9 Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства выдаются в случае выявления следующих нарушений требований земельного законодательства:

– использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю (ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации), если отсутствует возможность привлечения правонарушителя по ст. 7.1 КоАП РФ;

– использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации);

– невыполнение требований по сохранности межевых знаков границ земельных участков (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В остальных случаях предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства выдаются одновременно с вынесением постановления о назначении административного наказания.

В случаях, предусмотренных ст. 54 Земельного кодекса РФ, одновременно с нало­жением административного взыскания должностным лицом, упол­номоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение с уве­домлением об этом соответствующих органов, осуществляющих пре­доставление земельных участков.

Предупреждение составляется в трех экземплярах. Один экземпляр вручается гражданину (индивидуальному предпринимателю) или представителю организации, в отношении которого оно вынесено, либо подлежит направлению указанным лицам по почте с уведомлением. Второй экземпляр направляется почтой с уведомлением о вручении государственному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, предоставившему земельный участок, либо их правопреемникам. Третий экземпляр хранится в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе, внес­ших настоящее предупреждение.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами (ежеквартальными), утверждаемыми главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, на основании распоряжений главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации, городов, районов и их заместителей.

Контрольные вопросы

1. Какие функции выполняет Земля как природный объект?

2. Что является объектом охраны земли?

3. Какие известны цели охраны земель?

4. Какие мероприятия по охране земель обязаны проводить собственники и арендаторы земельных участков, землепользователи и землевладельцы?

5. Что понимают под мелиорацией земель? Какие типы мелиорации земель предусмотрены законодательством?

6. На какие категории по целевому назначению в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ подразделяют земли?

7. Что собой представляет государственный кадастр недвижимости?

8. Какие разделы включает государственный кадастр недвижимости?

9. Что собой представляет государственный мониторинг земель? Какие задачи решает государственный мониторинг земель?

10. Что понимают под землеустройством? Какие существуют основания для проведения землеустройства?

11. Какая землеустроительная документация ведется на территории России?

12. Что собой представляет государственный земельный надзор?

13. Какие статьи КоАП РФ регламентируют административные правонарушения в земельных отношениях?

 

ГЛАВА XIII. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

13.1. Понятие, состав и общая характеристика земель
промышленности и иного специального назначения

 

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Выделение земель промышленности и иного специального назначения в самостоятельную категорию обусловлено необходимостью решения различных производственно-хозяйственных и иных специальных целей и задач, связанных с обеспечением функционирования промышленных, энергетических, транспортных объектов, объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов, связан­ных с обеспечением космической деятельности, обороны страны и безопасности государства, а также иных специальных объектов [Земельное …, 2014].

Состав земель промышленности и иного специального назначения определен ст. 87 Земельного кодекса РФ, согласно которой землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В зависимости от целевого социально-экономического назначения, а также от характера специальных целей и задач, для решения которых они используются или предназначены, земли промышленности и иного специального назначения подразделяются:

– на земли промышленности;

– земли энергетики;

– земли транспорта;

– земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

– земли для обеспечения космической деятельности;

– земли обороны и безопасности;

– земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст. 88—93 Земельного кодекса РФ и учитываются при проведении зонирования территорий. В свою очередь, некоторые виды земель земли промышленности и иного специального назначения могут подразделяться на отдельные подвиды. Например, земли промышленности делятся на земли, которые используются для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, а также земли, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для целей разработки полезных ископаемых. Земли энергетики делятся на земли, предназначенные для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, а также для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Земли транспорта делятся на земли автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта.

Общность правового режима перечисленных видов земель промышленности и иного специального назначения обусловливается следующими признаками:

1. Предназначение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, связи космической деятельности, обороны и безопасности и иного специального назначения для выполнения общегосударственных целей и задач.

2. Преимущественное использование данных земель в качестве пространственного (территориального) базиса, места расположения и обеспечения функционирования промышленных, энергетических, транспортных объектов, объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов, связанных с обеспечением космической дея­тельности, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, а также иных специальных объектов.

3. Расположение данных земель за границами населенных пунктов.

4. Признание федеральной собственностью отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации и иными федеральными законами (земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами ис­пользования атомной энергии, федеральным транспортом, путями со­общения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обе­спечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации).

5. Введение дополнительных ограничений, обременении и обязанностей по использованию и охране отдельных категорий земель промышленности и специального назначения (земель промышлен­ности, энергетики, транспорта, земель, предназначенных для косми­ческой деятельности, функционирования закрытых административ­но-территориальных образований, земель обороны и безопасности и т. д.) для собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

6. Включение в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышлен­ности, энергетики и иных объектов охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

7. Отраслевой характер деятельности по организации рационально го использования и охраны земель промышленности и иного специального назначения. Основную роль в организации рационального ис­пользования и охраны земель промышленности и иного специального назначения выполняют специально уполномоченные федеральные органы государственной власти (Министерство обороны РФ, Мини­стерство транспорта РФ и т. д.).

8. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной соб­ственности.

9. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, но при условии соблюдения специальных требований, например, необходимости осуществлять мероприятия по рекультивации соответствующих земель и др.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...