Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И «основы профессиональной ориентации»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО МОДУЛЮ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

1. Труд и его функции. Классификационные признаки трудовой деятельности.

2. Структура компонентов трудовой деятельности.

3. Психологическое содержание труда. Психологическая система деятельности.

4. Психология труда, основные направления ее исследований.

5. Взаимосвязь психологии труда с другими науками. Использование методологических принципов, общих достижений.

6. Возникновение психологии труда как отдельной отрасли психологических знаний. Система Тейлора. Исследования Э. Мэйо. Психотехника.

7. Основные методы изучения трудовой деятельности (анализ рабочих документов, наблюдение за рабочим процессом, хронометраж).

8. Основные методы изучения трудовой деятельности (опрос, самонаблюдение и самоотчет, трудовой и биографический метод).

9. Основные методы изучения трудовой деятельности (физиологические методы, естественный и лабораторный эксперимент).

10. Принципы составления профессиограммы.

11. Классификационные признаки трудовой деятельности.

12. Профессия. Специальность. "Четырехъярусная классификация профессий" на основе многофакторного принципа Е.А. Климова.

13. Классификация по принципу: различий объектных систем, целей труда, основных орудий (средств) труда, условий труда. Формула профессии.

14. Выбор профессии. Стадии процесса профессионального самоопределения.

15. Основные факторы выбора профессии (субъективные и объективные). Интересы как самый значимый мотив выбора профессии. Способности.

16. Концепция ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности. Связь выбора профессии с уровнем личных притязаний. Зависимость успешности профессионального самоопределения от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.

17. Задатки. Способности и одаренность.

18. "Профессиональные способности" и их развитие.

19. Мотивация и выполнение работы. Диспозиционные теории мотивов.

20. Когнитивные теории мотивации. Модель подкрепляемой мотивации.

21. Цель профессиональной деятельности. Критерии достижения цели.

22. Программа профессиональной деятельности. Принятие решений.

23. Характеристика научения, типы научения. Психологическая и физиологическая концепции научения.

24. Соотношение личности и профессии.

25. Формирование мотивации профессиональной деятельности и индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД).

26. Профессионально важные качества. Формирование профессиональных способностей.

27. Профессиональная деформация. Механизм возникновения, формы проявления.

28. Феномен психического выгорания как проявление отрицательного воздействия профессии на личность.

29. Физиология труда, ее возникновение, задачи, связь с инженерной психологией, практическое значение. Центральная нервная система в трудовой деятельности человека.

30. Возбудимость, возбуждение и торможение.

31. Функциональная подвижность. Парабиоз.

32. Типологические особенности центральной нервной системы.

33. Доминанта в трудовой деятельности человека.

34. Понятие о рабочем динамическом стереотипе.

35. Двигательный аппарат человека, мышечная сила и выносливость.

36. Основные виды мышечной работы и гиподинамия. Физиологические принципы образования двигательных ансамблей в труде.

37. Энергетика труда. Функции внутренних органов в трудовой деятельности человека.

38. Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности. Профессиональная надежность.

39. Общая характеристика функциональных состояний. Формирование функционального состояния.

40. Структура функциональных состояний и их классификация.

41. Утомление, причины, виды, классификация утомления. Изменение функциональных показателей человека в процессе развития утомления.

42. Психологический стресс как состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения. Когнитивная теория стресса.

43. Приемы управления функциональными состояниями и их классификация.

44. Психологические основы профессиональной подготовки к труду.

45. Психологические особенности адаптации к труду.

46. Проблема психических функциональных состояний в профессиональной деятельности.

47. Виды психических функциональных состояний (ПФС), динамика состояний. Состояние монотонии и утомления. ПФС в экстремальных, стрессогенных или напряженных условиях деятельности.

48. Диагностика психических функциональных состояний. Психологические методы тестирования. Методики субъективной оценки функциональных состояний. Регуляция и саморегуляция ПФС.

49. Удовлетворенность работой. Комплексный подход к оценке удовлетворенности работой.

50. Изменение удовлетворенности работой в зависимости от возраста.

51. Профессиональная деформация. Механизм возникновения, формы проявления.

52. Феномен психического выгорания как проявление отрицательного воздействия профессии на личность.

53. Классификация взаимодействия человека с машиной.

54. Классификация рабочих профессий по степени включенности человека в систему человек-машина (СЧМ).

55. Предпосылки возникновения и развития эргономики и инженерной психологии. Основные условия, определяющие эффективность труда.

56. Средства отображения информации. Органы управления машиной.

57. Рабочее место оператора. Оптимальная организация рабочих движений.

58. Общая схема инженерно-психологического проектирования. Инженерно-психологические основы эксплуатации СЧМ.

59. Основные принципы формирования и управления рабочими группами операторов.

60. Направления гармонизации труда в современных условиях. Взаимодействие человека и компьютера.

61. Профессиональная ориентация, определение, базовые принципы и основные процедуры профориентации. Предмет, цели и задачи, функции профориентации.

62. Основные службы, решающие вопросы определения профпригодности, подбора профессий в системе Минздрава, Минобразования, Минтруда и соцзащиты, их цели и задачи.

63. Профконсультант – центральная фигура в профориентационном процессе. Его функции и научно-методическая база. Основные принципы деятельности профконсультанта.

64. История возникновения профотбора. Трехфакторная модель профориентации Ф. Парсона. Методы, используемые в профотборе.

65. Основные понятия профориентации – профпригодность, профотбор, профподбор. Типы профпригодности. Группы критериев оценки профпригодности. Понятие о формировании профпригодности.

66. Психофизиологические особенности человека и выбор профессии. Психофизиологические критерии оценки профпригодности.

67. Индивидуально-типологические свойства ВНД, темперамент, их проявления в профессиональной деятельности. Оценка данных свойств при проведении профподбора.

68. Характеристика свойств темперамента человека и профессиональная деятельность. Физиологическая обусловленность типов темперамента.

69. Физиологические основы профпригодности. Физиологические методы исследования, используемые в профессиональной диагностике.

70. Особенности нервной деятельности у детей в различные возрастные периоды. Их отражение и формирование в процессе учебно-профессиональной деятельности.

71. Этапы формирования профпригодности, их краткая характеристика. Закон Лехмана (определение среднестатистического значения деловой активности специалистов в зависимости от их физического возраста).

72. Методы исследования основных свойств нервной системы человека в профессиональной диагностике.

73. Понятие о функциональной системе, лежащей в основе трудовой деятельности. Принципы ее формирования.

74. Функциональное состояние (ФС) – интегральный комплекс характеристик организма, определяющих профессиональную деятельность человека. Динамика ФС в процессе труда. Состояние работоспособности. Фазы работоспособности. Понятие об оперативном покое, его физиологический смысл.

75. Принципы центральной регуляции трудовой деятельности человека. Принцип доминанты. Динамический стереотип. Их значение в трудовой деятельности человека.

76. Теория личности в профессии. Модель Дж. Голланда для определения совместимости типа личности и типа профессиональной среды.

77. Основные теоретические психологические подходы, используемые в профконсультативной деятельности. Общая характеристика теории Д. Сьюпера, А.Г. Маслоу.

78. Понятие о рабочем динамическом стереотипе как основе рабочей деятельности, ключевых физиологических функциях.

79. Методы исследования индивидуально-типологических свойств ВНД. Их значение в профессиональной диагностике.

80. Методы исследования профзначимых функций двигательной системы. Их динамика в процессе рабочего дня, возрастные особенности.

81. Личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева, используемый в практике профконсультирования. Мотивация, структура мотивационной сферы, виды мотивов, их отражение в профессиональной деятельности человека.

82. Методы исследования профессионально значимых высших психических функций человека, используемые при проведении профессиональной диагностики.

83. Анализаторы. Анализаторные функции и их характеристики, используемые при проведении профотбора.

84. Корковое представительство анализаторов. Сенсорные, ассоциативные, двигательные зоны коры головного мозга.

85. Двигательный анализатор. Центральное и периферическое звенья. Основные его характеристики, используемые при профподборе и при медико-социальной экспертизе.

86. Основные характеристики ЦНС и двигательной системы, используемые при профподборе и при медико-социальной экспертизе.

87. Индивидуальный оптимальный стиль деятельности (Е.А. Климов), его характеристика и использование в практике профессионального консультирования.

88. Понятие адаптации в медицине, психологии, физиологии, социологии. Подходы к оценке адаптации.

89. Критерии оценки профессиональной адаптации. Комплексный, системный подход.

90. Методы исследования профессионально значимых функций двигательной системы, используемые в профдиагностике.

91. Методы исследования профессионально значимых высших психических функций.

92. Адаптация человека в процессе учебно-производственной деятельности. Методы исследования адаптационных возможностей человека.

93. Адаптация в процессе учебно-профессиональной деятельности. Понятие об адаптации. Критерии оценки адаптационных возможностей человека.

94. Методы исследования профессионально значимых функций организма человека.

95. Профориентация и ее роль в профилактике производственного травматизма.

96. Критерии оценки профпригодности человека, используемые при проведении профподбора и при медико-социальной экспертизе.

97. Понятие о рабочем динамическом стереотипе, особенности его формирования в процессе трудовой деятельности.

98. Функции двигательной системы в трудовой деятельности. Основные ее характеристики, используемые при медико-социальной экспертизе.

99. Физический труд. Его виды. Характеристика физического труда. Утомление.

100. Умственная деятельность. Механизмы умственной деятельности. Характеристика умственного труда.

101. Основные характеристики трудовой деятельности, используемые при медико-социальной экспертизе.

102. Методы определения адаптационных возможностей по характеристикам сердечно-сосудистой системы и показателям физического развития. Характеристика уровней адаптации.

103. Подходы К.К. Платонова к профессиональному консультированию. Динамическая функциональная структура личности, этапы профконсультационной работы.

104. Понятие о профессиограмме. Ее структура и роль при проведении профориентации.

105. Механизм формирования адаптации. Основные функциональные системы, определяющие приспособление организма человека к профессиональным нагрузкам.

106. Психологическая диагностика в профориентации. Психологические критерии профпригодности.

107. Профессиональное консультирование в современных условиях. Новые задачи и виды социальных услуг.

108. Профпригодность, профподбор и профотбор. Подходы, используемые при их проведении.

109. Основные принципы, используемые при проведении профподбора. Основные процедуры профподбора.

110. Медицинский аспект в профориентации. Медицинские противопоказания при выборе профессий.

111. Профессиональная пригодность – необходимое условие эффективного труда и профессионального долголетия.

112. Основные принципы и этические нормы, лежащие в основе деятельности профконсультанта. Проблема культурной эмпатии в профессиональном консультировании.

113. Психологическая профессиональная консультация, ее цели и задачи. Психологические критерии, используемые при оценке профпригодности.

114. Структура и порядок проведения профессиональной консультации. Формирование профконсультативного заключения, его составные части.

115. Функции анализаторов, их значение в трудовой деятельности. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации.

116. Особенности профконсультирования лиц с ограниченными возможностями.

117. Критерии оценки профпригодности, используемые при проведении профконсультации лиц с ограничениями жизнедеятельности.

118. Цель, задачи и порядок проведения медико-психофизиологической консультации.

119. Психологический аспект в профконсультационной работе. Профессионально важные психологические качества человека и их диагностика в процессе профконсультации, в целях экспертизы профпригодности.

Психологические методы исследования, используемые в профессиональной диагностике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...