Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. 1336–1672 гг. Государство Виджаянагар




К 1325 г. частями Делийского султаната стали бывшие государства Ядава из Девагири, а также Какатья из Варангала и большая часть государства Пандья вместе с их традиционной столицей Мадураи. Но сразу после ухода основной части султанских войск началась борьба за раздел территории к югу от гор Виндхья между наместниками делийского султана и возникшими вновь индусскими государствами.

В 1333 (34?) г., в Мадураи сайид Джалалуддин Ахсан Шах провозгласил собственный султанат. Примерно в это же время поднялось восстание под руководством Капая-наяка в Андхре. Во многих районах возникли мелкие княжества, начавшие борьбу между собой за преобладание. Одним из таких княжеств было Анегонди на р. Тунгабхадре, на самой границе территорий, населенных каннада и телугу.

Дальнейшие события окутаны легендами. Ясно, что в районе Анегонди появились два брата – Харихара и Букка, посланные Мухаммадом Туглаком для восстановления власти делийского султана. Братьев было пятеро. Они были сыновьями Сангамы, который и дал имя новой династии. Происхождение семьи Сангама неясно. По одной версии, они были телугу и служили ранее Какатьям из Варангала, были взяты в плен, отвезены в дели, где были обращены в ислам. По другой версии, они были каннада, служили Хойсалам из Дварасамудры и оставались верными им, даже когда номинально устанавливали власть мусульман на Тунгабхадре.

Впрочем, пленение, обращение в ислам, установление реальной власти братьев по Тунгабхадре и среднему течению реки Кришна и возвращение в индуизм – эти элементы биографий совпадают в обеих легендах. Сходятся летописцы и в том, что братья встретили в лесах у Тунгабхадры мудреца-аскета Видьяранью, который указал им благоприятное место для возведения столицы и стал главным советником (министром) трех первых правителей – Харихары 1 (1336–1356), Букки 1 (1356–1377), сына Букки Харихары II (1377 – 1404). Столица, г. Виджаянагар, которая дала название всей империи, строилась семь лет на южном берегу Тунгабхадры. Первоначально столица называлась двояко – Видьянагара («Город знаний», в честь Видьяраньи) и Виджаянагар («Город победы»). Второе название потом осталось единственным.

 

Княжество стало быстро расширяться. В 1340 г. Букка захватил Пенугонду, крепость, ставшую опорой в дальнейших войнах с Хойсалами. В 1345 г. братья присоединили Тулу (побережье Карнатаки). Государство Хойсала окончательно исчезло с политической карты в 1346 г., причем мнбгие военачальники Хойсалов перешли на сторону Виджаянагара без боя. Сын Букки, Кампанна II, в 1360-х годах совершил поход на юг и подчинил Шамбувараев, правивlлих в Канчипураме, а в 1365–1370 гг. разгромил Мадурайский султанат. В руки правителей Виджаянагара попала почти вся Южная Индия «от моря до моря».

 

Важным исключением был Малабарский берег, который оставалсянезависимым от материковых империй практически на протяжении всеиистории до второй половины ХУIII в. Каждый порт на побережьепредставлял собой мелкое государство, а все они вместе играли большуюроль в торговых связях Индии с Ближним Востоком, Восточной Африкой, ас начала ХУI в. – и с Европой. Другим исключением был крайний Юг, где сохранялось несколькомелких княжеств Паядьев. Они признавали сюзеренитет Виджаянагара, нонепосредственно из центра не управлялись. Лишь дважды Пандьи пыталисьсбросить зависимость: около 1470 г. – от Империи, в 1583 г. – отнаместников Империи, наяков Мадураи и Танджура. Лишь после этогоупоминания о князьях Пандьях совершенно исчезают.

 

Уже в 1358 г. начинаются войны между Виджаянагаром и Бахманидами, которые длятся почти беспрерывно до’ распада Бахманидского государства, позднее Виджаянагар воюет с султанатами, возникшими на развалинахБахманидского султаната. Третьим участником конфликтов почтинеизменно выступало государство, занимавшее Северную Андхру и ЮжнуюОриссу. Сначала это было государство Редди из Кондавиду (1325–1427), азатем – Гаджапати из Ориссы (1434–1540). Трехсторонняя борьба веласьза междуречье Кришны и Тунгабхадры с крепостями Райчур и Мудгал (что могло обеспечить господство над западными портами Гоа, Чаул и дабул) иза территорию по восточному побережью к северу от Кришны (область Кондавиду, в ХУIII в. получившая название Северные сиркары). Эти дветерритории постоянно переходили из рук в руки, но история этих войндовольно запутанна. Каждая из сторон приписывает себе почтибеспрерывные победы. Виджаянагар часто терпел поражения, столицаподвергалась многим осадам, но осаждавшие уходили ни с чем, и нередкоих истребляли на обратном пути.

 

В целом представляется, что первые десятилетия своего существования Виджаянагар был на подъеме и удерживал междуречье. В начале XV в., когда разразилась борьба за престол между сыновьями Харихары II, Виджаянагар большей частью терпел поражения. В правление девараи II (1422–1446) он снова стал сильнее Бахманидов, подчинил себе всю Андхруи спорное западное побережье. Конец правления девараи II был омраченвторой войной за трон, и в 1447–1485 гг. все завоевания периода девараи II были потеряны. Виджаянагар находился на грани распада. ГубернаторНарасимха из рода Салува, объединив под своей властью три западныепровинции (Чандрагири, Удаягири, Кондавиду) и заручившись поддержкойдругих наместников, в 1486 г. двинулся на столицу, занял ее и, не встретивсопротивления, сверг последнего представителя династии Сангама икороновался сам. Он правил недолго (1486–1490), его малолетние сыновьяпрактически не правйли, находясь под властью своего опекуна Нарасы­наяка из рода Тулува, однако этот период оставил след в исторической памяти народов Индии. Вйджаянагар стал бесспорным гегемоном Юга(государство Бахманйдов к этому времени распалось). Слава Нарасимхи, видимо, так прогремела по Южной Индии, что его имя на столетия затмилоназвание государства, которым он правил. Империю стали называтьНарсинга, и в таком виде она появилась в европейских источникахХУI-ХУII вв.

Нараса-наяк передал регентские функции своему сыну, Вира Нарасимхе, который в 1505 г. короновался, основан третью династию – Тулува. Егобрат Кришнадеварая (1509–1529) снова превратил Виджаянагар вмогущественное государство. Он огнем и мечом подчинил своевольныхвассалов, раздвинул границы империи до максимальных, достигавшихсяранее, активно вмешивался в раслри деканских султанов. Его двор сталцентром наук и искусств. От его времени осталось много красивыхпостроек. Союз Вйджаянагара с португальцами, захватившими в 1510 г. Гоа, давал Кришнадеварае значительные торговые и политические выгоды. Португальцьт направляли коней для кавалерии ему, а не в султанаты.

После смерти Кришнадевараи титул императора перешел к его братуАчьютарае, а фактическая власть – к Рамарадже из рода Аравиду. Рамараджа казался еще более могущественным правителем, чем всепредьщущие. Он сажал на престол шахов Бидара, разрешал споры междусултанатами не без выгоды для себя. Однако Биджапур, Бидар, Берар иГолконда объединили свои войска и 23 января 1565 г. в битве при Таликоте(которую называют также битвой на Кришне или битвой при Ракасджи иТангаджи) нанесли Виджаянагару сокрушительное поражение. Рамараджапал в битве. Его брат, Тирумала, бежал в Вйджаянагар, забрал казну (для перевозки которой потребовалось 550 слонов) и отступил в Пенугонду. Онстал основателем четвертой и последней династии, Аравиду.

Мусульмане с ходу заняли город Виджаянагар, разграбйли его, разрушили довольно основательно и ушли. Тирумала занял город вновь безтруда, но не сумел или не захотел его восстанавливать. Столица былаперенесена в Пенугонду, затем еще южнее – в Чандрагири. Империя ещеборолась. При Венкате II (1586–1614) она охватывала почти ту жетерриторию, что и в период расцвета, но потом началась междоусобица, врезультате которой правители некогда блестящей империи сталимарионетками в политической игре государств, возникших на ее обломках. В Тамилнаде это были государства бывших наместников (наякоа) вджинджи, Танджуре и Мадураи. В Карнатаке возникли новые государствасо столицами в Майсуре и Иккери (Беднуре). Районы Андхры былиподелены между Голкондой и Биджапуром.

Борьба Виджаянагара с Бахманйдами, а затем с султанатами нередкоосознавалась как противостояние индуизма и ислама. Этот аспектстолкновений, конечно, никак нельзя сбрасывать со счетов. Обе стороныиспользовали религию ~ консолидирующий фактор. Но нельзя ипереносить религиозную нетерпимость ХХ в. на период, который здесьрассматривается. Еще Букка 1 издал указ о том, что все вероучения имеютравные права и достойны покровительства со стороны властей. дуартеБарбоша, португальский путешественник начала XVI в., счел необходимымспециально отметить религиозную терпимость, царившую в Виджаянагаре. Конечно, это не значит, что двор не имел своих религиозных предпочтений. Как уже говорилось, первые императоры были истовыми шиваитами. Салувы и Тулувы были вишнуитами, но продолжали покровительствоватьшиваитским храмам и общинам брахманов.

 

Определенная терпимость проявлялась, в частности, в том, что противостоящие армии не были конфессионально однородными. Ещедеварая 1 понял значение кавалерии и стал создавать кавалерийские части, комплектовавшиеся большей частью мусульманами. Он же началприглашать турецких лучников. деварая II имел, по словам современников, 10 тыс. лучников из Турции. В то же время ивдусские вассалы играливажную роль в управлении государства Бахманндов и составлялизначительнуiQ часть военачальников.

Впервые война против Виджаянагара была объявлена религиозной (джиха дом) со стороны мусульманских государств лишь в 1502 г., т.е. спустя полтора столетия после начала этих войн. Второй джихад былобъявлен в 1509 г., третий – в 1565 г., тем не менее в битве при Таликотесреди 56 высших военачальников, сражавшихся на стороне «мусульман и павших на поле боя, было 27 индусов. На стороне Виджаянагара погибло 4 военачальника-мусульманина. Государства Редди и Гаджапати нередковыступали на стороне мусульман против индусской империи Виджаянагар. Таким образом, государственные интересы явно превалировали надрелигиозными пристрастиями.

Некоторые современные индийские историки видят в этом недаль­новидность правителей-индусов и недостаток патриотизма с их стороны. Вэтих обвинениях много справедливого, но такова была историческая реальность: мусульмане не рассматривались как «общий враг», как заведомо враждебная сила.

Военное поражение и последующая дезинтеграция были подготовленыростом самостоятельности наместников и военачальников-землевладельцев. Однако это не был просто процесс феодализации, приведший кгосударственной раздробленности. В течение трех веков Виджаянагар как государство и аграрные отношения на его территории проделали довольно длительный путь развития.

Виджаянагар возник первоначально как весьма примитивное по структуре государство. Управление строилось по семейному принципу. Младшие братья Харихары и Букки укреплялись на захваченных ими территориях и передали их затем своим сыновьям. Букка 1, ставединоличным правителем, сменил племянников собственными сыновьями. Затем подобную же замену произвел Харихара II.

 

Постепенно сложились провинции и обычай назначения в них временных губернаторов – дан дан аяхов. Они занимали свои должности отнескольких месяцев до нескольких лет. Провинции (учава ди, раджья) Виджаянагара: Кондавиду (когда она входила ~в состав империи), Удаягири, Пенугонда, Чандрагири, Арага, Тулу (которая могла делиться надве – Баракуру и Мангалуру), Мулавая, Падайвиду, Важудиламбаггу, Тиручирапалли. В подчинении у давданаяков находились более мелкиевоеначальники, распоряжавшиеся на местах; в их функции входилоподдержание порядка и взимание довольно бессистемных налогов.

Перу императора Кришнадевараи приписывается дидактическая поэма <Амуктамальяда>, которая отражает представление о государстве скорее XIV–XV вв., чем ХУI. Судя по этой поэме, государство создавалось длясамого себя и как источник доходов для государя. Расширять территориюгосударства и развивать ирригацию нужно для повышения доходов. дляэтого же надо покровительствовать купцам и заботиться о развитииторговли. Последняя также полезна потому, что дает коней и слонов (для армии) и золото и драгоценные камни (для казны). Надо удерживать налоги на низком уровне, потому что в этом случае общие поступления отналога увеличиваются. Собранные средства надо тратить следующимобразом: половину – на содержание армии, четверть – на милостыню иблаготворительность (сюда входили, видимо, дарения храмам и брахманам), оставшуюся четверть рекомендуется откладывать. К последнему советувиджаянагарские правители отнеслись вполне серьезно: в царском дворце вВиджаянагаре имелось много комнат, заполненных до потолка золотом идрагоценностями и запечатанных. Каждый император считал своим долгомприбавить к этим комнатам хотя бы еще одну. Современный исследовательназывает эту политику «экономикой складирования».

Важнейшей политической проблемой была проблема сепаратизма. Кришнадевараsi во избежание мятежей советует, во-первых, назначать навсе посты брахманов. Во-вторых, «не престулать границ умеренности>~ прираздаче слугам земель. Нужно всегда помнить, что лица, используемые длясбора налогов и других поручений, – это «и друзья и враги царяпопеременно», а внутренний враг гораздо опаснее внешнего.

К началу ХУI в. государственный строй Виджаянагара значительно изменился. Провинции потеряли прежнее значение, как и их аппарат и чиновникина более низком уровне. Основной фигурой в администрации сталивоеначальники, владеющие землями на условиях амарам, яли наякагпtпаиа. Это было условное, но довольно постоянное владение. Неимея формального права наследования, наяки нередко передавалинаякаттаны сыновьям. Название местности (имения) нередко добавлялось кимени наяка как его наследственный титул. Наяк был обязан заботиться оразвитии сельского хозяйства, ремесла и торговли в пределах имения, поддерживать порядок, содержать воинский контингент, отдавать в казнупримерно l/~ налоговьих поступлений. Со временем наяки становилисьболее самостоятельными. Интересно, что в ХУI в. в южных районахимперии, в Тамилнаде, резко сокращается количество царских даренийхрамам и совершенно исчезают дарения от министров центрального правительства. Основными дарителями выступают наяки. Наяки выделяюттакже земли в наследственное владение своим военачальникам идолжностным лицам.

Таким образом, наякаттану можно сопоставить с другими формами военного лена, известными по истории делийского султаната, государства~Сельджукидов и других государств Ближнего и Среднего Востока, но онаотличалась от икта, тиула и т.п. своей большей прочностью. Интересно, что укрепление наяков в качестве собственников в первой половине ХУI в. не является следствием ослабления центральной власти. Наоборот, империяникогда не была так сильна, как в это время. Она была сильна, пока сильные наяки поддерживали императора. Но стоило имперской армии потерпеть поражение в 1565 г., как наяки занялись своими делами иимперия стала постепенно сокращаться, как шагреневая кожа.

Как и раньше, крупными землевладельцами были храмы. Они входили вфеодальную иерархию, принимай покровительство крупных наяков и имея собственных вассалов, обязанных с оружием в руках защищать храм вслучае нападения вражеских войск или разбойников. Храмы играли такжероль центров, притягивавших торгово-ремесленное население.

На уровне налогоплательщиков также произошли значительныеизменения. Крупная община, охватывавшая сотни деревень, исчезает врайонах Андхры и Карнатаки. В Тамилнаде наду сохраняется, но во многих случаях раздробляется на более мелкие общины, носящие название naT ру. Коллективный орган самоуправления общины носит прежнее название наттар («жители наду»), но теперь ок уже состоит из нескольких крупныхземлевладельцев (каниялар) – брахманов, веллала, палли и шри-гопаловпо касте. Наггары в Тамилнаде продолжают патронировать храмы, улаживать споры, бороться против усиления налогообложения, но ихавторитет, по-видимому, падает, так как обостряются отношения междуними и более низкими слоями деревни – мелкими землевладельцами, арендаторами (куди), безземельными работниками (ка даяр – «последние»), торговцами, ремесленниками.

Заметную роль в сельской местности начинают играть торгово­ремесленные слои. Растут центры промышленного производства (ткачество, маслобойный, кузнечный и гончарный промыслы), которые получаютособое название – патгпа дай (букв. «мастерская»). Сеть таких поселенийи рынков покрывает всю страну. Оценить тяжесть налогов для этогопериода трудно, но известно, что налоги брались в деньгах со всех культур, кроме риса, и доля податей с ремесленников и попiлин с торговцев былавелика в государственном бюджете.

Конфликт, который разразился в 1429 г. в местности, расположенной пор. Веллар и нижнему течению Кавери, достоин подробного изложения, таккак он характеризует как систему налогообложения, так и социальныеотношения в деревне. Начало событий относится к 1426 г., когда в одной издеревень дельты Кавери появилась надпись, сообщавшая, что царские людиугнетают народ, вводя подушную подать (чего раньше не было) и продавайправо на сбор налога с аукциона, в результате чего сумма первоначальныхналогов возрастает в 10 раз. Некий Чиккадевараяр установил предельныеставки всех налогов, чтобы защитить население от угнетения.

 

От 1427 и 1428 гг. в разных частях Тамилнада есть шесть надписей, тоже говорящих об угнетении, введении новых налогов, сдаче сбора налогана откуп. Каждая из таких надписей заканчивается сообщением, чтополучен царский указ, ограничивающий гнет.

Однако эти указы, видимо, игнорировались на местах, и в 1429 г. в одиндень в четырех деревнях, а в течение года – еще в пяти были выбитыпрактически идентичные надписи, содержавшие своего рода манифестВОСС~~Вщ~ГО народа: «Мы, принадлежащие к 98 кастам левой руки и 98 кастам правой руки в Важудиламбатту-учавади, собрались в этом храме всевместе и ~порешили, что нижеследующее пусть будет выгравировано настене этого храма>~. То, как называют себя авторы надписи, весьмаинтересно. Причина деления каст Тамилнада на две группы – «левойруки» и «правой руки» – пока не выяснена, нам важно в данном случае то, что авторы стремятся подчеркнуть, что в акции участвуют все безисключения касты, включая ремесленные и торговые, и неприкасаемые. Кроме того, они подчеркивают, что не выступают от имени только своейдеревни, а представляют жителей всей провинции. Надпись фиксирует, чтонаселение страдало от угнетения со стороны губернатора, военачальников, других царских слуг. Оно же угнеталось «помещиками» (кин иялар) из кастбрахманов и веллалов. Собрание решило сопротивляться новым налогам, введению нового шеста для обмера полей (видимо, невыгодного дляземледельцев), бойкотировать деятельность всех чиновников (не снабжатьих какими-либо документами и данными), если они не согласятся с темиставками налогов, которые установил в 1426 г. Чиккадевараяр. Список«справедливых» ставок налогов тут же приводится. Если же кто-то из жителей нарушит соглашение и будет сотрудничать с чиновниками, онбудет наказан изгнанием из касты.

Конечно, мы не знаем ничего о конкретных событиях: как рослоброжение в народе, как шли «ходоки» из деревни в деревню(беспрецедентным в социальной истории Индии является то, что делалосьэто вопреки неодобрению эксплуататорской верхушки общины, противкоторой низы деревни выступили), как реагировали власти. Мы можем судить о событиях по этим манифестам да еще по результату. Видимо, этоорганизованное ненасильственное выступление увенчалось успехом. Отдельные разрозненные сообщения об угнетении встречаются в 1464 и1482 п., ко в ХУI в. они окончательно исчезают. Со второй половины ХУ в. нет сведений о серьезных конфликтах, бегстве населения из деревень, –напротив, отмечается расширение запашки, предоставление земледельцам иремесленникам (последним – главным образом со стороны храмов) различных льгот, чтобы побудить их поселиться в данном месте, и т,п. Видимо, к середине ХУ в. налоговая система Вяджаянагара устоялась ивновь установллось некоторое согласие между низшими слоями деревни, крупными землевладельцами и казной (которая в это время былапредставлена в основном наяками).

 

Вторая половина ХУ – ХУI в. выглядят как время процветания Южной Индии. Иностранные путешественники – Абд-ар-Раззак из Средней Азии и европейцы Н.Конти, д.Барбоша, Л.Вартема – пишут о Вяджаянагаре с восхищением, говорят о большой плотности населения, многочисленных деревнях и городах, о богатстве рынков. Особенно поражала иностранцев столица, прежде всего своими укреплениями – город уже приобрел репутацию совершенно неприступного, – а также богатством, бесчис­ленными толпами народа, лавками и базарами. После 1565 г. город был разрушен, но и сейчас его развалины производят величественное впечатление.

 

Культурная ситуация

Империя Виджаянагар сыграла большую роль в развитии культуры дравидийских народов Южной Индии, прежде всего каннада и телугу. Косвенно существование империи и связанный с этим экономический подъем всего региона способствовали расцвету культуры также в Тамилнадеи Керале.

В литературе телугу середина ХIУ – ХУ век – это «век Шринатхи», великого поэта, который жил сначала при дворе Редди из Кондавиду, азатем переехал в Виджаянагар и получил высшие, почести при дворедевараи II. Шринатха перевел на телугу много классических произведенийс санскрита и с нракритов. В своих оригинальных стихах он воспевалродную Акдхру. для литературы на каннада событием стал перевод«Махабхараты», начало которого было выполнено Кумарой Вьясой, азакончен перевод был Тимманной при дворе Кришнадевараи. В тамильской литературе продолжается традиция алваров и найянаров. На тамильском писал Виллипуттурар, который жил при дворе одного из керальских князей. Он, в частности, переложил «Махабхарату» тамильским стихом.

Сохранилось много храмовых зданий, отличающихся специфическим величественным архитектурным стилем. При дворе трудились брахманские ученые, религиозные философы, наиболееизвестными из которых были Видьяранья (Мадхавачарья) и его братСаяначарья. В целом период Виджаянагара представляется одним из наиболее ярких в истории Южной Индии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...