Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Понятие, предмет, источники, система, принципы гражданского процессуального права




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2014 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«гражданское процессуальное право»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Гражданское процессуальное право ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 42 с.

 

Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Автор: доцент О.В. Южакова
     
     
     
     
     
Рецензент: к.ю.н., доцент Т.М. Звездина

 

Одобрен на заседании кафедры права. Протокол от «20» февраля 2014 г. № 6.

 

Заведующая кафедрой права   А.А. Воронина

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от «___» __________ 2014 г. № ___.

 

Председатель методической комиссии ИСП   Н.Г. Суровцева
     
     
Директор ИСП   А.Г Кислов

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет», 2014
© Южакова О.В., 2014

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель курса – формирование знаний и приобретение навыков в области процессуальной защиты гражданских прав и интересов граждан, организаций и государства в судах общей юрисдикции.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует формированию у студентов профессиональной и общечеловеческой культуры, активной жизненной позиции и уважения к правам других участников правоотношений, укреплению нравственных позиций. Формирует личность с высоким уровнем правосознания и профессионального мышления.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Гражданское процессуальное право» относится к вариативной части (53-б3) профессионального цикла. Изучение дисциплины рассчитано на один семестр (8й).

Дисциплина «Гражданское процессуальное право» может быть успешно освоена лишь после изучения теории государства и права, гражданского, семейного, земельного, трудового административного и некоторых других базисных дисциплин и отраслей права.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Гражданское право»:

Знания: основной понятийный аппарат юриспруденции, юридическую терминологию, основные структуры институтов гражданского права; роль и место гражданского права в системе юридических наук; предмет и метод гражданского права; методологические основы научного понимания гражданско-правовых явлений; закономерности исторического развития и функционирования гражданского права; основные положения гражданского кодекса; наиболее важные федеральные законы, регулирующие гражданские правоотношения; основные положения руководящих указаний Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам гражданского права;

Умения: применять полученные знания при освоении других дисциплин; пользоваться понятийным аппаратом гражданского права связывать теорию и практику при решении задач и рассмотрении конкретных ситуаций; формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия права собственности, юридического лица, договора и т.д.) в виде развернутого определения; раскрывать основные признаки, значение и роль различных гражданско-правовых институтов; доказывать теоретические тезисы (положения); грамотно работать с нормативными актами и правовыми документами; составлять проекты важнейших договоров и иных правовых документов (исковых заявлений, доверенности и т.д.);

Владения: способность проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности; владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.); владеет системой эвристических методов и приемов; способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе; готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок; готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; готов участвовать в разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности.

2.2. Из курса «Административное право»:

Знания: теоретические основы курса административное право; административно-правовое положение (статус) всех субъектов российского административного права; формы и методы деятельности органов исполнительной власти в различных сферах общественной жизни; имеющиеся в распоряжении органов исполнительной власти принудительные средства, основания и процедуру их применения; способы обеспечения законности в деятельности исполнительной власти; принципы государственного управления; особенности его реализации в различных направлениях, предъявляемые к нему требования, основные источники и специальную юридическую литературу, методы рационального использования информации.

Умения: ориентироваться в административно-правовом пространстве, применять полученные знания при освоении других дисциплин; находить соответствующий нормативный акт и конкретную административно-правовую норму, подлежащую применению в конкретной жизненной ситуации; подготовить и обосновать принимаемое правовое решение и тем самым защитить права и законные интересы граждан, учреждений и организаций Российской Федерации; пользоваться понятийным и категориальным аппаратом административного права, формулировать соответствующие теоретические положения в виде развернутого определения; раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений; доказывать теоретические тезисы (положения);подкреплять теоретические положения конкретными фактами политической и правовой действительности, примерами из практики.

Владения: способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности; готовность анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности; владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.); владение системой эвристических методов и приемов; способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе; готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок; готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать административные правонарушения; готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; готовность участвовать в разработке нормативных правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности; владение аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию; готовность обозначить свою правовую позицию в обществе и ее соотношение с юридической ответственностью; готовность грамотно знакомиться с нормативно-правыми актами, другими юридически значимыми документами; готовность толковать нормативные правовые акты; готовность юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства; готовность ориентироваться в действующем законодательстве, готовность анализировать действующий в РФ административно-правовой материал.

2.3. Из курса «Трудовое право»:

Знания: важнейшие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере труда; основные понятия, используемые в трудоправовой сфере; вопросы теории трудового права; практика применения норм трудового права; закономерности исторического движения и функционирования государства и права; система знаний о государстве и его функциональной деятельности.

Умения: решать практические ситуации; находить необходимые нормативно-правовые источники; применять правовые нормы в практических ситуациях.

Владения: владеет способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста); владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.); способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе; готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок; готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; готовность толковать нормативно-правовые акты; готовность юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства; готовность ориентироваться в действующем законодательстве.

2.4. Из курса «Семейное право»:

Знания: основополагающие принципы данной отрасли права; все основные положения Семейного кодекса РФ; наиболее важные федеральные законы, регулирующие семейно-правовые отношения; основные положения руководящих указаний Верховного Суда РФ по вопросам семейного права;

Умения: связывать теорию и практику при решении задач и рассмотрении конкретных правовых ситуаций; грамотно работать с нормативными актами и правовыми документами.

Владения: владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста); владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.); владение системой эвристических методов и приемов; способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе; готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; готовность обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок; готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

- «Арбитражное процессуальное право».

- «Организация претензионно-исковой работы».

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

Общекультурные компетенции:

- готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

- готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения
(ОК-8);

- владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);

- владение культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

- владение технологией научного исследования (ОК-19);

- готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

- способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОК-22);

- способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);

- способность к когнитивной деятельности (ОК-24);

- способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);

- умение моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);

- готовность анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27);

- владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29).

Профессиональные компетенции:

- способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32).

Профильно-специализированные компетенции:

- готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-37);

- готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПСК-38);

- готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-39);

- готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-41);

- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПСК-44);

- способность толковать различные правовые акты (ПСК-45);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-46);

- готовность участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-47);

- готовность организовывать претензионно-исковую работу (ПСК-48);

- готовность участвовать в гражданском и арбитражном процессах (ПСК-49).

По окончании изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия и институты гражданского процессуального права; порядок подготовки, рассмотрения и разрешения различных категорий дел и споров;

- роль и место гражданского процессуального права в системе юридических наук;

- законодательство и юридическую практику в сфере гражданского процессуального права;

- предмет и метод гражданского процессуального права;

- порядок обжалования решений судов общей юрисдикции;

- порядок исполнения решений судов общей юрисдикции;

- требования к составлению процессуальных документов.

Уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом гражданского процессуального права;

- формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия подведомственности дел судам общей юрисдикции и т.д.) в виде развернутого определения;

- раскрывать основные признаки, значения и роль различных процессуальных явлений и конструкций;

- доказывать теоретические тезисы (положения);

- анализировать юридические факты и нормы, регулирующие порядок производства и разрешения дел судами общей юрисдикции;

- применять нормы законодательства при решении конкретных жизненных ситуаций;

- самостоятельно составлять исковые заявления, судебные решения, ходатайства и другие процессуальные документы;

- по материалам судебной практики дать правовую оценку эффективности мер, принимаемых стороной по защите своих прав и законных интересов.

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них 30 аудиторных часов. Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

· аудиторная – 3 часа в неделю в 8-м семестре;

· самостоятельная работа студентов – 4,2 часа в неделю в 8-м семестре.


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

 

Вид учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Всего зачетных единиц (часов)
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Полный срок обучения Сокращенный срок обучения Полный срок обучения с применением ДОТ Сокращенный срок обучения с применением ДОТ
1. Виды и объем учебной работы
Семестр                  
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72)
Переаттестовано - - - - -
Аудиторные занятия:          
лекции                  
практические занятия - - - - - - - - -
лабораторные работы - - - - - - - - -
другие виды аудиторных занятий (текущие консультации) - - - - - -   -  
Самостоятельная работа:          
изучение теоретического курса                  
курсовая работа - - - - - - - - -
контрольная работа - -   -   -   -  
домашние задания   - - - - - - - -
подготовка к экзамену (зачету)   -   -   -   -  
Вид промежуточного контроля Зачет - Зачет - Зачет - Зачет - Зачет
2. График изучения дисциплины
Курс   4,5 3,4 4,5 3,4
Семестр   8,9 6,7 8,9 6,7
Экзамен (семестр) - - - - -
Зачет (семестр)          
Курсовая работа (семестр) - - - - -
Контрольная работа (семестр) -     9,9 7,7

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

 

Таблица 2

 

№ п/п Разделы (темы) учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Понятие, предмет, источники, система, принципы гражданского процессуального права       -   Еженед. Собесед. – 1
2. Гражданские процессуальные правоотношения       -   Еженед. Собесед. – 2.
3. Процессуальные сроки       -   Еженед. Собесед. – 2.
4. Подведомственность и подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции       -   Еженед. Собесед. – 3.
5. Судебные расходы. Судебные штрафы       -   Еженед. Собесед. – 4.
6. Иск в гражданском процессе       -   Еженед. Собесед. –4
7. Судебное доказывание и доказательства       -   Еженед. Собесед. – 5
2. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
8. Возбуждение гражданского дела в суде и подготовка дел к судебному разбирательству       -   Еженед. Собесед. – 6
9. Судебное разбирательство и постановление суда первой инстанции       -   Еженед. Собесед. – 6
10. Приказное производство       -   Еженед. Собесед. – 7
11. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений       -   Еженед. Собесед. – 8
12. Особое производство       -   Еженед. Собесед. – 8
3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ АКТОВ
13. Производство в суде второй инстанции. Пересмотр не вступивших в законную силу судебных постановлений       -   Еженед. Собесед. – 9
14. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений         -   Еженед. Собесед. – 10
15. Исполнительное производство       -   Еженед. Собесед. – 10
Всего за курс   -     Зачет
 

 

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Тема 1. Понятие, предмет, источники, система, принципы гражданского процессуального права

Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система гражданского процессуального права.

Соотношение гражданского процессуального права с конституционным, гражданским, семейным, трудовым, административным правом, арбитражным процессуальным и уголовным процессуальным правом, другими отраслями российского права.

Понятие гражданского судопроизводства (процесса) и его задачи. Виды гражданского судопроизводства. Стадии гражданского процесса.

Понятие источника гражданского процессуального права. Виды источников гражданского процессуального права. Общая характеристика Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как источника гражданского процессуального права, его структура.

Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение. Система принципов гражданского процессуального права. Судоустройственные и судопроизводственные принципы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...