Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект, предмет, задачи психологии труда




В. 18. Развитие проблем психологии труда в работах В.Г.Асеева.

 

Психология труда - одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.

Выделяется система связей психологии с другими науками:

1) с общественными науками (через отрасль психологии - социальную психологию и связанные с ней дисциплины);

2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию);

3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию);

4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию);

5) с техническими - науками (через инженерную психологию).

Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения, и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп.

Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и так далее, психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Так же психология труда активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.

С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек - машина». В инженерной психологии главный субъект труда - это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях - развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения.

Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук.

Объект, предмет, задачи и методы психологии труда

Объект, предмет, задачи психологии труда

Психология труда - одно из важнейших направлений современной психологической науки.

Объектом ее изучения является человек как реальный и единственный субъект трудовой деятельности.

Предметом же психологии труда, в отличие от других наук, является изучение психологических особенностей трудовой деятельности человека, установление закономерностей протекания психических процессов и формирования свойств личности в различных видах труда, изучение соответствия организации производственных процессов психологическим особенностям человека, а также выявление психологических факторов повышения производительности и качества труда.

Труд как процесс создания различных ценностей и как cpeдство формирования и развития личности только тогда выполняет свои позитивные функции, когда он хорошо организован и приносит удовлетворение работающему. Напротив, труд плохо организованный, изнуряющий и однообразный, вызывающий переутомление и профессиональные заболевания, не только не развивает личность, но и может приводить к ее разрушению и деградации. Поэтому одна из главных задач психологии труда состоит в том, чтобы добиться оптимального решения проблемы гуманизации труда человека. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

Психология труда решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимизация использования свойств индивида, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор, совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической среды с учетом психологических способностей работающих. В психологии труда используются методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.

Так же к числу наиболее важных задач, решаемых психологией труда, относятся:

1. психологическое изучение различных видов труда с целью рациональной организации трудовых процессов;

2. выявление психологических факторов и условий, способствующих повышению производительности и качества труда;

3. изучение особенностей функционирования человеческой психики при выполнении трудовой деятельности и закономерностей формирования личности в труде;

4. определение психологических, социально-психологических и производственных условий, способствующих установлению гapмоничных связей и отношений между человеком и профессией;

5. изучение путей и предпосылок взаимной адаптации работающего человека и орудий труда, оптимального сочетания психофизиологических возможностей человека и возможностей различных технических систем и механизмов;

6. изучение различных психических состояний (усталости, пресыщения, эмоциональной напряженности и др.), возникающих в процессе работы и влияющих на здоровье и работоспособность человека;

7. выявление особенностей профессионального обучения, установление закономерностей формирования умений и навыков в процессе обучения различным видам трудовой деятельности;

8. изучение психологических аспектов профориентации, профотбора и расстановки людей в трудовом процессе, адаптации и стабилизации рабочих кадров на производстве.

Решая указанные задачи, психология труда приобретает исключительно важное практическое и теоретическое значение.

Методы психологии труда

Методы психологии труда -это совокупность способов и приемов изучения различных аспектов трудовой деятельности. Психология труда использует основные методы общей психологии, специфические методы психологии труда, а также некоторые методы других наук. Основными методами психологии труда являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выступают как вспомогательные.

НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде.

Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в - структуре деятельности.

Хронометраж - измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.

Анализ продуктов трудовой деятельности -может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

Опросные методы: традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование). Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. Беседа базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании опросника, анкеты. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, поскольку исследователь имеет возможность детально объяснить вопрос.

Анкетирование -получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы (прямой контакт с работниками необязателен).

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой.

Метод критических инцидентов -специфический метод экспертной оценки профессионала, применяемый в психологии труда. Работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.

Метод анамнеза - сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности (ретроспективный анализ ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

Эксперимент. Сущность эксперимента заключается в том, что явление изучается в специально созданных или обычных, естественных условиях. Так, например, если требуется в современном производстве определить возможности оператора по выполнению сложных операций, используется моделирование данной ситуации и соответственно изменяются условия, предусмотренные планом проведения эксперимента. Преимущество эксперимента состоит в том, что исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полученные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке. Можно выделить дванаиболее известных и наиболее распространенных вида эксперимента: естественный и лабораторный. В психологии труда естественный эксперимент еще называют производственным.

Естественный эксперимент удобно проводить в конкретных условиях производства, в которых психолог исследует типичные факторы и на которые может воздействовать. Примером такого эксперимента может быть решение следующего задания: изменить существующий технологический процесс в определенном подразделении и сопоставить достигнутую им производительность труда с производительностью в других подразделениях.

Лабораторный эксперимент позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными. Речь идет о моделировании ситуаций в лабораторных условиях, что, с одной стороны, позволяет проводить опыты с большей точностью, но, с другой стороны, создает атмосферу «искусственной» ситуации.

Рассмотрены только основные методы из многих, имеющихся в арсенале психологии труда. Они, как правило, применяются в сочетании друг с другом. Поэтому важно ориентироваться в особенностях использования каждого из методов, а также в возможностях их сочетания для исследования тех или иных проблем труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...