Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформление таблиц и рисунков




Таблица не должна занимать более одной страницы. Если таблица по размеру превышает одну страницу, ее включают в приложение. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. При этом не следует пересказывать содержание таблицы, а только формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте курсовой работы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей курсовой работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица» без точки в конце, например, «Таблица 1».

Обязательным условием приведения в работе таблиц (графиков, схем или рисунков) является их полное название, единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком.

Целесообразно при анализе и представлении цифровых данных использовать различные цифровые рисунки – графики, которые позволят сжато и наглядно представить результаты исследований. Посредством графиков можно не только в конкретной и понятной форме представить выраженные цифрами факты и их взаимосвязи, которые часто абстрактны, но и лучше отобразить закономерности явлений.

Важно выбрать способ графического представления и дать его эскиз. Цифры измерения, показывающие динамику каких-либо педагогических исследований (изменения в росте учащихся в связи с их возрастом, изменения в успеваемости, уровне обученности, воспитанности, физических способностях, работоспособности и т. и.) представляют в виде линейных графиков, линейных или столбиковых диаграмм и сектор-диаграмм.

К построению графиков предъявляются следующие требования:

· Графически представляют только основные результаты анализа, на которые необходимо обратить внимание. График нельзя перегружать лишними линиями и фигурами.

· Каждый график должен иметь рациональные размеры. Они дол­жны быть удобными для вычерчивания и чтения графика. Если с исходных рисунков хотят снять репродукции (фотографии), рекомендуется линейные размеры исходного рисунка брать в 2—8 раз больше линейных размеров репродукции (от 1:2 до 1:8).

· Расположение и оформление графиков должно способствовать их чтению: на одной странице не должно быть более одного графика, размеры его не должны быть больше формата страницы работы.

· График лучше всего расположить в тексте сразу после ссылки на него.

· График надо оформить так, чтобы наиболее существенные сто­роны и связи были ясно различимы от менее существенных.

· Целесообразно применение различных цветов, способов обозначения и шрифтов. Хорошо оформленные графики легче читаются.

Посредством линейного графика передаются изменения в некоторых мерных числах. Например, на рисунке изображено изменение средних относительных оценок контрольных работ, проведенных в одном классе в течение учебного года. (При оценке каждой работы учитывали, на сколько процентов заданных вопросов каждый учащимся смог ответить. Затем по этим оценкам нашли среднюю относительную оценку класса.) Как выясняется из графика, до пятой работы средняя относительная оценка повышается, а потом в какой-то мере снижается.

Линейный график

При вычерчивании линейного графика сначала чертят оси координат, затем размещают на оси абсцисс оценки контрольных работ, а на оси ординат соответствующие оценки (относительные оценки). Дальше над каждой точкой отмечается средняя оценка соответствующей работы. Точки соединяют ломаной линией.

Для того, чтобы на линейных графиках лучше различать от­дельные ряды чисел, используют контрастные цвета.

Линейная диаграмма

Данные линейного графика можно изображать и в виде ли­нейной диаграммы. В этом случае отмеченные у осей координат точки соединяются с осью абсцисс. Сравнение динамики явлений при линейном графике несколько яснее и нагляднее. Сравнение динамики нескольких явлений на одной линейной диаграмме де­лает график пестрым.

Линейную диаграмму целесообразно использовать для срав­нения одинакового признака двух или нескольких различных групп.

Линейная диаграмма

 

Линейная диаграмма для двух показателей

Столбиковая диаграмма

Для того чтобы сделать график более наглядным, в вышепри­веденной линейной диаграмме вместо линий часто применяются оформленные различным образом полосы (столбики). Такой диаграммой можно изображать как динамику какого-то явления, так и сравнивать между собой какие-нибудь признаки двух или более совокупностей. На рисунке изображены средние оценки трех контрольных работ, проведенных в экспериментальных и контрольных классах. Столбиковую диаграмму можно начертить так, что столбики непосредственно следуют друг за другом (стороны двух рядом стоящих столбиков отмечаются одной чертой) или, в целях лучшего различения столбиков, главным образом, для подчеркивания их различной длины, оставляют между столбиками некоторый промежуток.

Отдельным видом столбиковой диаграммы является гистограмма. Часто в столбиковую диаграмму вносится 6-7, иногда даже, больше столбиков. Чтобы их лучше различать, применяют различные способы обозначения столбиков. Иногда столбики располагают горизонтально. С помощью горизонтально-ленточной диаграммы можно, например, наглядно изобразить количество девочек и мальчиков различного воз­раста в школе, также количество удовлетворительно и неудовлетворительно успевающих учащихся в различных классах или соотношение хорошо и отлично успевающих учащихся в группе в процентах.

Столбиковая диаграмма

Ленточная диаграмма

Секторная диаграмма

Распределение какой-нибудь совокупности на части нередко бывает целесообразно изобразить делением круга на части - секторы. Секторная диаграмма особенно наглядна тогда, когда для обозначения сектора применяют различные цвета и в каждом секторе записывается значение относительного числа.

Секторная диаграмма (пример)

 

 

При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи. Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...