Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет конституционного регулирования.




Понятие и сущность Конституции. Социальная, политическая и правовая природа Конституции.

Сам термин «конституция» возник в Древнем Риме, и в переводе с латинского языка приблизительно означает «утверждение» или «установление». В древнеримском праве этим термином именовались отдельные акты императорской власти. Появившись вместе с институтом императорской власти, конституции сразу же обрели значительный «вес» среди прочих правовых актов.

Термин «конституция» применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. В результате рецепции римского права, понятие конституции попало в некоторые законодательные системы некоторых европейских государств, где стало обозначать постановления монарха, носящие компромиссный с иными властями характер.

Начиная с 18 столетия этот термин наполнился новым содержанием и стал обозначать закон, обладающий высшей юридической силой, устанавливающий основы жизни общества и государства.

Первыми буржуазными конституциями были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией.

Существует много определений конституции. Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции. Юридическая – это всегда система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует.

Расхождение между фактической и юридической конституцией – обычно результат изменения в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции, а также это признак того, что часть норм юридической конституции стала фиктивной и нуждается в пересмотре. Фиктивность конституции также характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.

Сущность конституции.

Взгляды учёных на сущность конституции, её функции и значение постоянно менялись. Первым, кто внёс серьёзный вклад в решение вопроса о сущности конституции, был Фердинанд Лассаль. Он определял её как «…фактические отношения, силы, существующие в данном обществе»[1].

В дальнейшем сущность конституции видели исходя из классово-политического подхода. Считалось, что конституции, закрепляя группы общественных отношений, выражают соотношение сил в обществе, поделённом на классы. Наиболее ярким на этот счёт является высказывание В.И. Ленина: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе»[2].

Однако ранее понимаемая сущность конституции уже недостаточна в современных условиях.

В настоящее время сущность конституции заключается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Кроме того, конституция в силу объективного развития человеческого общества уже не ограничивается лишь утверждением сложившихся отношений, но использует и другие методы. Можно выделить три варианта:

1. Конституция закрепляет уже сложившиеся в обществе отношения.

2. Конституция своими нормами даёт основу для возникновения новых, не существовавших ранее, общественных отношений.

3. Конституция своими нормами программирует общественное развитие на будущее. Используются нормы программного, целеполагающего характера. Правовые нормы, которые определяют программу действий в будущем, то, к чему должно стремиться государство и общество, обычно размещаются в преамбуле конституции либо разделе, закрепляющем основные принципы. Например, статья 3 Конституции Италии говорит о том, что «задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».

Еще одной характеристикой сущности конституции можно назвать то, что Конституция уже не является сугубо политико-юридическим документом, как было характерно для буржуазных конституций XIX – начала XX веков, когда основной закон рассматривался как документ, обращённый к государству, системе государственных органов.

Конституция должна рассматриваться и как элемент национальной культуры, духовного прогресса. Конституция наполнена сверхъюридическим содержанием. Каждая конституция тяготеет к собственной идеологии, отражающей этнические и духовно-нравственные закономерности развития народа[3].

Конституция должна иметь свою социальную, культурную, идеологическую, духовную основу, учитывать исторические традиции, культурную, социально-экономическую, правовую специфику развития страны. Являясь чисто юридическим документом, конституция не смогла бы полноценно выполнять свои функции. Конституционные положения должны быть направлены не только на регулирование отношений между человеком, обществом и государственными органами, но и иметь одной из своих задач воспитание гражданина, укрепление в обществе признанных человеческих ценностей. Помимо этого демократическая конституция должна содержать гарантии свободного общественного развития, приводить к балансу существующее в обществе множество интересов различных слоёв населения.

Поэтому, говоря о сущности конституции, необходимо рассматривать её как многогранную конструкцию и помнить о различных её аспектах, которые позволяют выполнять ей функции, соответствующие всем сторонам её сущности – учредительную, организационную, юридическую, идеологическую, внешнеполитическую и ряд других.

Предмет конституционного регулирования.

Предмет конституционного регулирования, как и в целом правового регулирования, – это общественные отношения.

Вопрос заключается в том, что, в каком объеме, каким образом и в какой последовательности отразить в конституции.

По определению, Основной Закон Беларуси призван закреплять основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Следует отметить, что в приведённом определении нет ясности при решении вопроса, какие отношения следует считать важнейшими, а какие нет.

В юридической теории до сих пор нет единства мнений по поводу того, какие общественные отношения должны стать предметом конституционно-правового регулирования. Доказательством тому могут служить различные определения предмета конституционного регулирования в работах учёных-конституционалистов. Так, в одной из таких работ дано следующее понятие конституции: «это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, и основы организации самого государства»[4]. В другой работе сказано, что «она (конституция) регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса»[5].

Существует и такая точка зрения, согласно которой определение предмета конституционного регулирования вообще недостижимо. Георг Еллинек, выражая данную позицию, писал: «Провести точную границу между законодательствами конституционным и обыкновенным не могла даже теория естественного права, настойчиво добивавшаяся такого разграничения. Ещё менее это достижимо на практике, и, чтобы убедиться в этом, достаточно бросить беглый взгляд на многочисленные писаные конституции, выработанные в течение одного столетия. Многие конституции отнюдь не содержат всего конституционного права в материальном смысле. Одни конституции дают точные определения относительно избирательного права и порядка парламентского производства, а другие относят эти определения к области обыкновенного законодательства. В одних конституциях подробно изложены постановления относительно приобретения и потери подданства или о государственно-правовом положении общин, а другие совершенно умалчивают об этих вопросах; в одних конституциях мы находим подробные определения о финансах, об организации государственных учреждений, о сфере свободы и неприкосновенности личности, другие же довольствуются по этим вопросам лишь немногими общими положениями. Важные и несущественные определения нередко поставлены в конституции рядом друг с другом, между тем как с другой стороны иногда важные постановления о государственной организации приходится искать в обыкновенном законодательстве. Крупные государства часто имеют краткие конституции, а мелкие – очень пространные конституционные хартии»[6].

Представляется, что абстрактное закрепление предмета конституционного регулирования может быть оправдано. Это связано с тем, что каждое государство индивидуально, оно имеет свою специфику исторического, политического, экономического, культурного развития. Государства различаются по территориальному устройству, форме правления. Население, проживающее в той или иной стране, обладает своим неповторимым менталитетом, уровнем духовного развития, комплексом ценностей в различных областях жизни. И несмотря на глобализацию происходящих в мире процессов, а также общие закономерности в развитии государств, всё же каждая страна своеобразна в своём существовании. Отсюда следует, что представление о степени важности общественных отношений в каждом государстве различно (хотя есть, безусловно, та универсальная основа общественных отношений, важность которых признаётся практически всеми государствами). Более того, в отдельно взятом государстве на протяжении времени происходит динамика общественных отношений: некоторые из них теряют свою актуальность либо вообще перестают существовать, другие наоборот – становятся важными и первостепенными для правового регулирования.

Закрепив строгий перечень общественных отношений, составляющих предмет конституционно-правового регулирования, возникает угроза превращения конституции в документ, не соответствующий реалиям современной жизни, а следовательно – недействующий. Авакьян С.А. также пишет о том, что «содержание конституции зависит от конкретных условий государства. Конституция в принципе должна соответствовать тем фактическим общественным отношениям, которые сложились в стране, в противном случае она может быть фиктивной»[7].

Поэтому не имеет смысла закреплять конкретный перечень общественных отношений, которые нуждаются именно в конституционном регулировании. Тем не менее, можно выделить основные аспекты в предмете конституционного регулирования:

1) Конституция должна всё отражать в концентрированной и лаконичной форме, ей не следует быть слишком обширной и чересчур детализированной, так как эту роль могут выполнять иные нормативные акты, которые призваны развивать положения конституции, не изменяя при этом их смысла и не противореча им.

2) Каждая конституция – это результат переплетения объективных и субъективных факторов. Объективно то, что она должна закрепить фактически сложившиеся отношения как на международном уровне, так и внутри страны (например, социально-экономические устои общества, политические механизмы власти, основы статуса человека и гражданина). Субъективно то, что всё-таки конкретные люди и на данном отрезке развития страны, общества формулируют основной закон. Поэтому регулирование тех или иных общественных отношений конституцией всегда должно иметь своей целью максимальное достижение всеобщего блага путём сбалансирования различных интересов, устойчивое развитие национальной правовой системы, приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права.

3) Можно выделить тот круг общественных отношений, который урегулирован практически во всех основных законах. К нему относятся:

а) основы государственного строя;

б) основные права, свободы и обязанности человека;

в) организация и компетенция высших органов государственной власти;

г) для федеративных государств – отношения федерации с её субъектами, разграничение компетенции между ними;

д) основы территориального самоуправления;

е) гарантии соблюдения конституции.

В определении Конституции Республики Беларусь сказано не только о нормах, но и об основополагающих принципах правового регулирования. Следует определить, в чём выражается различие между этими двумя терминами: «принципы» и «нормы». Как верно отметил Г.А. Василевич, «если конституционные нормы определяют порядок деятельности государственных органов, их компетенцию, правовой статус человека и гражданина, то конституционные принципы сочетают в себе как обязательные на данный момент правила, так и юридический вектор, определяющий не только настоящее, но и указывающий, как правовая система должна развиваться в будущем, из каких краеугольных камней она должна состоять и куда в каркас правовой системы новые правовые «кирпичики» должны встраиваться… Конституционные принципы и нормы соотносятся как общее и частное. Первые помогают понять конкретные факты жизни. Без конституционных принципов связи между людьми утрачивают цивилизованную основу, а юридическое регулирование общественных отношений приобретает субъективный характер, признаками которого являются хаотичность правовой регламентации. Соблюдение конституционных принципов позволяет исключить формирование «черных юридических дыр». Можно утверждать о стабилизирующей роли конституционных принципов»[8].

В дополнение следует отметить, что в современном конституционном праве утвердилось мнение, согласно которому сами нормы конституции (включая сюда и принципы) находятся между собой в иерархической соподчинённости. В некоторых случаях это подтверждается в самих статьях основных законов (например, когда устанавливается запрет либо ещё более усложнённый порядок для изменения и дополнения отдельных статей, глав, разделов конституции).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что конституционные принципы должны обладать приоритетом перед иными нормами конституции, поскольку они являются её каркасом, теми руководящими началами, которые придают конституционным нормам системность и единую направленность.

Функции Конституции.

Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой выделяют три основные функции конституции.

Первая функция конституции – юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

Вторая функция – политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы.

Третья функция – идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.).

Существуют и иные подходы. Так, Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин выделяют три уровня функций: общие, специальные и единичные [9].

Общие функции присущи всем конституциям. К ним относят:

- верховная легализация основ существующего общественного и государственного порядка;

- развивающая: конституция устанавливает исходные начала для развития новых институтов на основе закрепленного ею порядка;

- стабилизационная. Вытекает из стабильности самой конституции, которую изменить довольно сложно;

! Найти примеры положений Конституции, которые изменяются в особом порядке.

- идеологическая. Включает два аспекта: 1) выражение идеологии в форме конституционных формулировок; 2) воспитательная часть, влияющая на поведение граждан, которое должно сообразовываться с теми принципами, которые провозглашены в конституции.

! Найти примеры положений Конституции, которые выполняют идеологическую функцию.

Специальные функции зависят от содержания конституции, степени ее демократичности и др. факторов. Одни направлены на поддержание тоталитарного режима, другие на развитие демократических ценностей, третьи – на защиту прав человека, четвертые – на усиление регулирующей роли государства и т.д.

Единичные функции характерны в большинстве случаев для тоталитарных государств и направлены на закрепление роли определенной личности (например, генералиссимуса дона Франциско Франко, вождя испанцев и крестоносцев в Конституции Испании, действовавшей до принятия Конституции в 1978 г.; Мао Цзэдуна в китайской Конституции), идеологии, производной от имени того или иного диктатора (например, мобутизма в бывшем Заире – от имени президента Мобуту).

С.А. Авакьян выделяет несколько иные функции конституции[10]:

- Учредительная функция.

Конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается.

- Организаторская функция.

Конституция не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе основного закона.

Конституция является документом прямого действия, и ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

Так, Конституция Республики Беларусь в социально-экономической сфере нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической – на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной – на реальное разделение властей и т.д.

- Внешнеполитическая функция.

Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне.

! Примеры.

Внешнеполитическая функция Конституции состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях государственных органов, статусе личности и т.д.

- Идеологическая функция.

Хотя в Конституции Республики Беларусь сказано, что в стране признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, тем не менее, любая конституция выполняет идеологическую функцию.

В странах с недемократическим режимом она может выражаться в императивном закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующего. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, Конституция СССР 1977 г. исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма.

Однако в ином плане конституция просто не может не быть идеологическим – в смысле мировоззренческим – документом. Ведь все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Такие положения как многообразие форм собственности, политический плюрализм, принцип разделения властей, народный суверенитет, нейтралитет и т.д. – все это примеры из единой системы общественных ценностей в стране, на основе которых желательно формирование соответствующих воззрений каждого члена общества (отсюда – воспитательная функция).

- Юридическая функция.

Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

- становится основой правовой системы и правопорядка в стране;

- сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

- дает импульс развитию законодательства и принятию новых нормативных актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...