Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В 1998г подписание Сорбоннской декларации

Основные положения Болонского процесса

И особенности интеграции Украины в Европейское

Образовательное пространство

 

Процессы Европейской интеграции охватывают все больше сфер жизнедеятельности. В современном мире развитие Украины определяется в общем контексте Европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, свободу передвижения, что является атрибутом демократического государства. Не стало исключением и образование, особенно высшая школа. Наличие высококвалифицированных кадров - один из залогов экономического благополучия любой страны. Именно поэтому в Европе все больше внимания уделяют реформированию системы высшего образования. По мере того, как интеграция на континенте становится все очевиднее, что специалистов надо готовить для роботы не только в одной стране, но и Европы в целом. Украина четко определила ориентир на вхождение в образовательное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований.

Для Украины европейская интеграция – вхождение в единую систему европейских стран, обращение к европейским политическим и культурным традициям. Осуществление данного задания предполагает снятие каких-либо ограничений на контакты и обмены, на расширение информации. Особенно важным является осуществление общих научных, культурных, образовательных и других проектов, участие украинских ученых в общеевропейских программах научных исследований. Основными направлениями культурно-образовательной и научно-технической интеграции определено внедрение европейских норм и стандартов в образование, расширение культурных и научно-технических достижений в ЕС.

С целью вхождения Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство Указами Президента Украины утверждена «Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз». Решением коллегии Министерства образования и науки Украины одобрен комплекс мероприятий по выходу национальной высшей школы на международный рынок образовательных услуг, а также по организационному обеспечению присоединения Украины к Болонскому процессу.

Наиболее интересным и перспективным процессом в мировом высшем образовании является Болонский процесс.

Болонским процессом в последние годы принято называть деятельность европейских стран, которая направлена на то, чтобы сделать согласованными системы высшего образования этих стран. Болонский процесс – это один из тех процессов европейского масштаба, которые ведут к созданию единой Европы. Сопоставимые процессы – это создание экономической зоны евро, Шенгенской зоны безвизового передвижения граждан ЕС. На данный момент Болонский процесс уже вышел за рамки Европейского Союза. В его основе - новое европейское мышление, которое призывает к созданию в Европе самой передовой экономики, для чего и предполагается новая система общеевропейского единого непрерывного образования.

Европейская высшая школа прошла почти полувековой путь до принятия Болонской декларации. Одновременно с политическим объединением стран Европы в ЕС создавалась концепция создания единого европейского образовательного и научного пространства. В основе этого интеграционного процесса, который стал предысторией Болонского, лежат три основных документа:

1. Великая хартия университетов (1988г).

2. Лиссабонская конвенция (1997г).

3. Сорбоннская декларация (Париж, Сорбонна, 1998).

Для развития национальных систем образования в каждой стране должны быть методологические центры, роль которых должны взять на себя ведущие университеты этих стран. Таким образом, Великая хартия университетов – это результат предложения, с которым обратился в 1986 году Болонский университет ведущим университетам Европы.

В 1998 г. во время празднования 900-летия Болонского университета, альма-матер европейской высшей школы, ректоры 430 университетов подписали Великую хартию университетов. Цель - признание автономии университетов, ценностей университетских традиций, установление тесных связей между университетами Европы, единство обучения и научных исследований, взаимообмен информацией и документами. Универсальная направленность этого документа в том, что его могут подписывать университеты других регионов мира.

Справка: 1988г. – 430 государств. Среди первых основателей содружества были Харьковский государственный университет им. В.Каразина и Днепропетровский государственный университет.

В 2003г. подписали Одесский национальный университет им. И.Мечникова и Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт».

В 2004г. – ДонНУ, МГГУ, Харьковская юридическая академия им. Я.Мудрого, Восточно-Украинский университет, Одесский экономический университет, Харьковский экономический университет.

В 1997г. подписание Лиссабонской конвенции

Цель: признание квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европе. В ней содержатся соглашение об определении основных понятий: прием, оценка вузов и программ, высшее образование, программа высшего образования, период обучения, квалификация и др. Главная идея - облегчить доступ жителям каждой страны к поступлению и обучению в образовательных учреждениях.

В 1998г подписание Сорбоннской декларации

В мае 1998г. на праздновании 800-летнего юбилея Сорбонского университета министры образования 4-х стран (Франции, Италии, Германии и Великобритании) подписали «Совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования».

Цель: гармонизация национальных систем высшего образования.

Главные идеи: - формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы,

- международное признание и международный потенциал систем ВО,

- ориентация на двухуровневую структуру ВО (бакалавр, магистр),

- использование системы кредитов [ECTS],

- международное признание 1 ступени высшего образования (бакалавр).

 

Начало Болонскому процессу на уровне государств было положено

19 июня 1999 года в одном из старейших университетов Европы, колыбели европейского высшего образования, в Болонском университете (Италия) 30 министрами образования была подписана Декларация «Зона европейского высшего образования».

Цель: консолидировать усилия научной и образовательнойобщественности для повышения конкурентоспособности европейского высшего образования и науки в мировом измерении.

В декларации страны–участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года.

Основное содержание Болонского процесса сводится к таким основным ключевым позициям:

1.Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых дипломов об образовании, в том числ внедрение Приложения к диплому, для возможности трудоустройства европейских граждан и повышение международной конкурентоспособности европейской системы ВО на мировом рынке.

2. Принятие общей системы сравнительных ученых степеней.

3.Принятие системы, основанной на 2-х основных циклах по формуле 3+2, при этом бакалаврский цикл должен быть не менее 3-х лет обучения, а второй- магистерский –не менее двух лет. Они должны восприниматься на европейском рынке труда как образовательные и квалификационные уровни.

4.Внедрение системы кредитов по типу ECTS- европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости. Кредиты могут быть получены и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются заинтересованными университетами.

5.Содействие мобильности путем преодоления препятствий осуществлению свободного передвижения в рамках образовательного пространства.

6. Содействие европейскому сотрудничеству по обеспечению качества образования, разработка сравнительных критериев и методов оценки качества.

 

 

С момента подписания Болонской декларации состоялись международные семинары, принято ряд документов, которые определили дальнейшие направления развития процесса:

– Семинар по разработке европейских зачетных единиц (кредитов)-

– (Португалия, 2000г.),

– Семинар по внедрению степени бакалавра (Швеция, 2001г.).

 

В 2000г. начался процесс аналогичный Болонскому - Европейское исследовательское пространство. Цель – координировать и объединить научные исследования в Европе.

Большую роль в ускорении Болонского процесса играет информатизация общества, особенно проекты, в которых одновременно принимают участие исследователи из нескольких стран.

2001г. в Испании, в Саламанке принято «Саламанское обращение» европейской ассоциации университетов о целях, принципах и приоритетах ВО.

В 2001г. в Гетеборге, Швеции Ассоциация национальных студенческих обществ Европы провела конференцию, на которой была принята декларация об участии студенчества в Болонском процессе.

 

Этап 2001год, Прага

Подписание Пражского коммюнике 33 министрами образования. К 30 государствам добавились еще 3 (Хорватия, Кипр, Турция).

Выделены важнейшие элементы Европейского пространства высшего образования:

- постоянное обучение на протяжение свей жизни,

- мотивированное привлечение студентов к обучению,

- способствовать повышению привлекательности и конкурентоспособности Европейского пространства ВО для других регионов мира.

В материалах Пражского коммюнике идет речь о том, что необходимо различать 2 аспекта конкурентоспособности: 1) конкурентоспособность европейских дипломов на глобальном рынке труда и 2) способность ЕВУЗов к привлечению иностранных студентов из других регионов мира.

Этап 2003 год, Берлин

Состоялась Берлинская конференция министров высшего образования стран Европы «Создавая зону высшего образования Европы». Основные выводы и задания: система высшего европейского образования должна стать прозрачною, следует повысить качество образования на уровне учебных заведений. Ответственность за качество высшего образования несет каждое учебное заведение, таким образом, обеспечивается возможность проверки качества обучения в национальных рамках.

Министры обратились к Европейской сети подтверждения качества высшего образования с предложением о разработке согласованных стандартов, процедуры и рекомендаций по вопросам гарантии качества. Срок внедрения 2-х уровневой системы ВО установлен до 2005г.

Согласно с решением Берлинской конференции, каждый студент, который закончит обучение в университете после 2005 года, бесплатно получит приложение к диплому на распространенном европейском языке, что будет способствовать трудоустройству и продолжению обучения.

Большое внимание уделяется студенчеству. Необходимо не только обеспечивать условия для проживания и обучения студентов, но и привлекать к управлению высшим образованием.(?). С целью привлекательности европейской зоны ВО будут создаваться стипендиальные программы для студентов из стран 3 мира.

Принципиально новое решение Берлинской конференции состоит:

- в расширении общеевропейских требований и стандартов на докторские степени. В странах – участницах Болонского процесса должны быть одна докторская степень – доктор философии в соответствующих сферах знаний (естественных науки, социально-гуманитарные, экономические и др.).

На Берлинской конференции создана группа контроля для подготовки к конференции министров образования, которая состоится в мае 2005 года, в г. Бергене, в Швеции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...