Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель определения цены фиксированного капитала




Модель определения цены фиксированного капитала (capital asset pricing model -САРМ) является более сложной, но широко используемой моделью при расчете стои­мости акционерного капитала.

Стоимость акционерного капитала = Ri + β (Rm - Ri).

Данная модель учитывает финансовые продукты конкурентов, которые могут быть доступны для потенциальных инвесторов. В нее входят процентный доход по государственным облигациям, которые практически свободны от риска (Ri), и сред­ний процент, выплачиваемый на рынке заемного капитала в целом (Rm). Последний элемент модели представляет саму компанию, или, правильнее сказать, ее позицию относительно всего рынка. Коэффициент β отражает неустойчивость финансовой прибыли компании.

Модель САРМ имеет ряд недостатков, о которых необходимо помнить. Во-пер­вых, акции компании должны быть выставлены на продажу на фондовой бирже. Это означает, что стоимость акционерного капитала в частной компании не может быть рассчитана с помощью данной модели. Во-вторых, неустойчивость цен на акции, на­блюдаемая за последние годы, создает проблемы с установлением сроков «акцепто­ванных» доходов. Динамичный и сложный характер многих отраслей и рынков также снижает ценность получаемых сведений и финансовой информации в исторической ретроспективе.

Пример.

Модель САРМ

Допустим, что свободные от риска государственные облигации продаются по 4%-й ставке, а средний доход на рынке составляет 10%. Также предположим, что коэффициент неустойчивости компании равняется 1,1 (это означает, что цена акции колеблется в пределах чуть выше среднерыночной).

Стоимость акционерного (собственного) капитала = 4% + 1, 1 (10% - 4%) = 10,6%

Средневзвешенная стоимость капитала

Если модель определения цены фиксированного активного капитала применяют при расчете стоимости акционерного капитала, то вся стоимость финансирования компании определяется на основе средневзвешенной стоимости капитала (weighted average cost of capital - WACC). Расчеты по этой модели относительно просты:

WACC = (Соотношение заемных средств х Стоимость заемных средств) + + (Соотношение акционерных средств х Стоимость акционерных средств)

Пример.

WACC-модель

Допустим, что компания имеет 30 млн ф. ст. заемного капитала и 70 млн ф. ст. акционерного капитала. Стоимость каждого вида была рассчитана как 5% и 15% соответственно. Расчет будет следующим:

Почему необходимо производить оценку капитала?

Стоимость капитала является очень важным экономическим показателем, по­скольку, если его стоимость оказывается слишком высокой для компании, она не смо­жет развиваться. В случае если компания должна обслуживать оба вида финансирова­ния (заемное и акционерное), ей необходимо иметь доходы, превышающие стоимость обслуживания, чтобы предложение по привлечению средств было для нее экономи­чески привлекательным.

Если ожидаемая отдача от стратегического развития (например, установка нового
производственного оборудования) не намного больше предполагаемых затрат, связанных с обслуживанием капитала, руководству необходимо решить, насколько целе­сообразен риск нового инвестирования.

Ситуация существенно осложняется, если заемные средства приобретаются под плавающую процентную ставку. На протяжении экономического цикла процентные ставки могут значительно меняться и зависеть от таких факторов, как инфляция, уро­вень валютного курса и национальная ставка денежных вкладов.

К сожалению, не существует инструкций, как создать идеальную структуру капи­тала организации, каким должно быть соотношение между заемными и собственны­ми средствами. Для разных организаций и отраслей это оптимальное соотношение будет различным, и оно будет меняться из года в год. Например, некоторые компании, рассчитывая средневзвешенную стоимость капитала, будут принимать во внимание такие факторы, которые с трудом поддаются количественному измерению, например, фактор отраслевого риска, колебания процентных ставок и даже стоимость и наличие источников финансирования у своих конкурентов.

Финансовый анализ

Основы

Анализ финансового состояния компании обычно является частью внутреннего стратегического анализа. Он необходим для того, чтобы оценить ее «здоровье» или чтобы определить степень ее готовности к началу стратегического развертывания.

Существуют три вида финансового анализа:

• продольный анализ (иногда его называют трендовым анализом);

• поперечный анализ (или сравнительный анализ);

• коэффициентный анализ.

Общий анализ финансового состояния компании, как правило, включает состав­ляющие всех трех видов анализа. Изучая бухгалтерскую отчетность, всегда следует помнить о том, что представленные в ней сведения изолированы друг от друга. Пока­затель бухгалтерской отчетности - это всего лишь показатель. Для того чтобы понять, что стоит за ним, необходимо сравнить его с другими цифрами.

Продольный (трендовый) анализ

Самым простым способом оценки любого аспекта финансовой деятельности ком­пании является сравнение показателей, взятых за 2 года или более. Данный метод по­зволяет проследить рост показателей, их снижение и степень изменения за опреде­ленный период времени. Конечно, чем длиннее отрезок времени, тем более точное представление можно получить о положении компании с точки зрения ее историче­ского развития (рис. 4.1). Корпоративные отчеты многих компаний представляют све­дения за 5 или 10 лет, что очень важно для проведения трендового анализа.

Чтобы провести трендовый анализ, достаточно сравнить имеющиеся показатели и определить, происходили ли значительные изменения за те или иные годы. Сравнивая последовательно данные, можно обнаружить резкий скачок вверх или, наобо­рот, вниз. Например, анализируя показатели в балансовой отчетности (см. ниже), можно заметить, что в 4-м году что-то произошло в компании. Показатели за этот год в 2 раза превысили показатели предыдущих лет, а затем почти вернулись к преж­нему уровню.

Год 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Акции 300 330 370 800 450

Такие аномалии требуют более подробного изучения. Необходимо найти причи­ны, объясняющие подобные скачки.

Рис. 2.3.1. Простой продольный анализ:

объем годовых продаж компании Mark & Spencer plc (1969-1997 гг.)

Необычные результаты должны быть проанализированы, как и их возможные по­следствия, для текущей деятельности компании. Дальнейшая работа с балансовыми ведомостями или отчетами о прибылях и убытках, включая работу с примечаниями, может послужить ключом к разгадке столь необычного показателя и помочь понять, каким образом осуществлялось финансирование, чем была вызвана необходимость увеличить количество акций, а также оценить последствия для поставщиков и заказ­чиков.

Более подробный анализ позволяет судить о тенденциях роста или спада, выра­женных в процентах, на протяжении ряда лет. Составление графиков (таких, как на рис. 2.3.1), изображающих изменение тенденций во времени, также помогает про­следить за изменениями показателей в определенные периоды времени.

Выявление тенденций, характерных, например, для товарооборота, стоимости затрат или других показателей (скажем, показателя запасов), в балансовой ведомо­сти может быть очень полезным при проведении финансового анализа. Однако о та­ких тенденциях следует судить с учетом их контекста. Компания, которая функцио­нирует на столичном рынке или на рынке, характеризующемся замедленным ростом, может считать 1%-е увеличение товарооборота в год своим большим дос­тижением. И, наоборот, 1%-й рост на активном рынке может расцениваться как не­удача.

Поперечный анализ

Продольный анализ, позволяя произвести оценку результатов деятельности ком­пании в исторической ретроспективе, не дает возможности сравнить результаты ее деятельности с результатами деятельности конкурентов или компаний, занятых в других отраслях. Например, компания А, показывая на основе продольного анализа увеличение объема продаж на 10% в год, могла бы произвести впечатление своими высокими показателями. Однако сравнение результатов деятельности данной компа­нии с результатами деятельности ее конкурентов обнаруживает, что средние темпы роста в отрасли составили 15%, и, таким образом, первая оценка показателей резуль­татов деятельности компании А требует корректировки.

Основные положения

Финансовая отчетность

Одним из требований, предъявляемых к частным компаниям, является состав­ление годового отчета, подтвержденного аудиторской проверкой, и ведение бухгалтерских счетов. В соответствии с Законом о компаниях, принятым в Ве­ликобритании (с поправками, внесенными в 1985 г.), данные документы долж­ны состоять из 5 обязательных отчетов: отчет председателя, аудиторский от­чет, отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о потоках денеж­ной наличности. Правила бухгалтерского учета, предписанные Стандартами финансовой отчетности (financial reporting standards = FRSs), призваны отра­жать одни и те же операции, которые компании показывают в своих записях. В конце финансового года они становятся доступными для широкой общест­венности. Копии отчетов посылают всем акционерам компании, и одну копию передают в Companies House1, расположенных в Кардиффе и в Лондоне.

Коэффициентный анализ

Третьим важным методом анализа результатов хозяйственной деятельности ком­пании является анализ финансовых коэффициентов. Коэффициентный анализ - это сравнивание (в процентном соотношении) двух статей одной форм отчетности. Так как любая форма отчетности содержит большое количество цифровых данных, соот­ветственно можно получить большое количество коэффициентов.

Метод коэффициентного анализа широко обсуждается в научных кругах, поэтому способы представления коэффициентов могут варьировать и отличаться друг от дру­га в различных учебных пособиях по бухгалтерскому учету и финансовым стратеги­ям. Таким образом, использование коэффициентного, особенно продольного и попе­речного, анализа требует последовательного подхода.

В зависимости от целей исследования выделяют пять основных групп финансо­вых коэффициентов:

1) коэффициенты результативности;

2) коэффициенты эффективности;

3) коэффициенты ликвидности;

4) инвестиционные коэффициенты;

5) коэффициенты структуры капитала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...