Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа психологического сопровождения учащихся 9-11 классов при подготовке к сдаче ГИА, ЕГЭ.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «Октябрьский дом пионеров и школьников».

 

Программа психологического сопровождения учащихся 9-11 классов при подготовке к сдаче ГИА, ЕГЭ.

 

 

                                                                      Авторы программы:

 Жиляева Н. В.

руководитель

психолого - педагогической службы,

Филатова Е. В. педагог-психолог.

 

 

 

с. Октябрьское, 2010 год.

                           

Пояснительная записка.

Важнейшими задачами, стоящими перед выпускниками 9-11 классов, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения.

Их жизнь насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.

 Необходимость и важность психологической подготовки учащихся к ЕГЭ (ГИА) обусловлена рядом причин:

— наличие ряда особенностей самого ЕГЭ, требующих от выпускника, кроме предметных знаний, еще и личностной, психологической готовности к его выполнению;

— необходимость сохранения здоровья выпускников, как физического, так и психологического;

— нереалистичность установок, необъективность представлений о ЕГЭ у старшеклассников, педагогов и родителей.

Представляемая нами технология психологического сопровождения рассчитана на одновременную работу с субъектами образовательного процесса:

- учащихся;

- педагогов;

- родителей.

 

Системообразующим ориентиром в процессе данной работы является понятие психологической готовности выпускника, которую следует понимать как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ, что, в свою очередь, является интегральным результатом работы школы.

 

М. Ю. Чибисова выделяет структурные компоненты готовности выпускника к сдаче ЕГЭ:    

- познавательный,

- личностный,

- процессуальный.

Познавательный компонент включает в себя не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности, навыков самоорганизации. Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене. Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой проведения ЕГЭ, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием.

В то же время подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности, неустойчивой самооценке, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства, в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.

Эффективным средством в ситуации стресса, по мнению Г. Селье, является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.

В этой связи, на наш взгляд, необходимым становится использование психологического тренинга, который является многофункциональным методом преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанова).

Опираясь на вышеупомянутые теории, мы сконструировали собственную систему работы со старшеклассниками в период подготовки к единым государственным экзаменам.

 

Цель технологии: создание условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ЕГЭ.

 

Задачи:

— знакомство выпускников с процессуальными особенностями ЕГЭ, возможными способами подготовки к нему;

— выработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и сдаче ЕГЭ;

— повышение учебной мотивации старшеклассников;

— повышение уверенности обучающихся в себя, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;

— обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;

— знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.

Субъекты психологического сопровождения: выпускники, педагоги,  классные руководители, родители.

Содержание программы.

Длительная, сочетающая в себе различные формы и методы подготовка к ЕГЭ дает возможность более осознанно, рефлексивно отнестись к приобретенным в ее ходе знаниям, умениям, техникам, позволяет оказать более существенное влияние на такие устойчивые характеристики личности, как мотивация, самооценка, тревожность. Она даёт возможность неоднократного использования полученного опыта на практике (пробные ЕГЭ). Результаты промежуточной диагностики позволяют корректировать способы деятельности, изменять структурные элементы программы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...