Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебные пособия, история развития




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОРИГИНАЛ-МАКЕТА КНИГИ

История книгопечатании

Понятие „Живопись”

Учебные пособия, история развития

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРИГИНАЛ-МАКЕТА КНИГИ

Общие требования к созданию учебных пособий

Этапы создания

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов в области изобразительного искусства, обладающих развитыми творческими, изобразительными и педагогическими способностями, всегда требует научных разработок, поисков систем обучения специальным дисциплинам: рисунку, живописи, композиции.Высшая школа предъявляет к учебному процессу постоянно возрастающие требования как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в части его оптимальной научной организации, для которой характерна логическая и дидактическая определенность. Внимание исследователей и практиков художественной педагогики сосредоточено на поисках все более совершенных и гибких методик, которые основаны на последних научных достижениях психологии, педагогики, эстетики и методики обучения изобразительному искусству.

Предмет „Живопись” занимает особое место среди специальных учебных дисциплин, однако в системе подготовки студентов многие проблемы обучения живописи представляют собой сложную и недостаточно исследованную область. Методика обучения изобразительному искусству направлена на повышение качества процесса обучения студентов, оптимальную организацию их самостоятельной познавательной и творческой деятельности и требует постоянного научного и художественного совершенствования [4, с. 13].

Цель: изучить историю развития книгопечатания и живописи.

Задачи: изучить историю книгопечатания;проанализировать этапы развития живописи;провести сравнительный анализ аналогов;создать физический оригинал- макет книги.

Объект исследования: оригинал-макет книги.

Предмет исследования: разработка оригинал-макета книги „Живопись. Инновации и технологии в композиции творческих работ И. М. Аслановой”.

Методы исследования: одним из методов исследования стало ознакомление с работами различных специалистов в области книжного дизайна, с целью изучения теоретических основ создания оригинал- макета книги. Для определения теоретико-методологических основ дизайн проектирования оригинал-макета книги „Живопись. Инновации и технологии в композиции творческих работ И. М. Аслановой” были рассмотрены аналогичные учебные пособия по живописи. Завершающим этапом исследования вопроса является практическая разработка целостной системы визуальной идентификации книги с учетом всех изученных требований и необходимых условий предъявляемых дизайну учебных пособий по живописи.

Научная новизна: на сегодняшний день существует большое количество пособий по живописи, в них чаще всего как пример представлены работы всемирно известных художников прошлых лет, художников давно „ушедших”. Книга „Живопись. Инновации и технологии в композиции творческих работ И. М. Аслановой” создана на основе картин современной художницы и преподавателя живописи Аслановой Инны Михайловны, это придает книге новизну и выделяет ее среди аналогичных пособий.

Практическая значимость: дипломной работы заключается в возможности использовании ее текста, материалов текущей практической работы и результатов теоретического исследования в учебном процессе в качестве пособия для студентов всех курсов специальности графический дизайн.

Содержание работы: в работе содержатся теоретические основы и правила, а также основные принципы создания оригинал-макета книги и такого вида литературы, как учебное пособие. Пояснительная записка состоит из 49 стр., в ней два раздела: „Теоретические основы разработки оригинал-макета книги” и „Практическая разработка оригинал-макета книги”.

 


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОРИГИНАЛ - МАКЕТА КНИГИ

История книгопечатания

 

История книги - это составная часть истории культуры, а сама книга - „инструмент насаждения мудрости” (Я. Коменский), наиболее полное и всестороннее выражение культуры человечества. Другие средства массовой коммуникации, даже такие прогрессивные, как телевидение, - только вспомогательные средства развития культуры. Зарождение и развитие книги неразрывно связаны с развитием общества. Недаром Ф. Бэкон видел в книгах „корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению” [24, с. 15].

Книга помогает обществу совершенствоваться, перенимать и использовать всю массу знаний, накопленных человечеством. С другой стороны, прогрессивное развитие общества, его растущие интеллектуальные запросы заставляют совершенствовать технологию производства книги и организацию ее распространения. Как сложное явление социальной и культурной жизни книгу можно исследовать, исходя из разных аспектов. Историка литературы или науки в первую очередь интересует содержание книги, а ее история представляется ему сменой литературных школ и научных концепций. С иной точки зрения смотрит на ее развитие историк книги. Вполне понятно, что и он не может изучать ее историю вне связи с культурой, литературой, наукой. Анализ социальной и культурной среды, в которой создается и функционирует книга, - обязательная исходная точка для исследователя ее исторического развития. В зависимости от задач, которые в разные эпохи приходится решать книге, меняется и ее тематическое содержание. Эти изменения также одна из специфических проблем истории книги. Нельзя обойти вниманием и проблему формирования читательской аудитории - процесс этот определяется общим культурным уровнем общества, состоянием системы просвещения, которая готовит книге читателя. Мы рассматриваем, как видоизменялись материалы, из которых изготовлялась книга (глина, папирус, береста, пергамент, бумага). Нас интересует эволюция материальных форм книги (глиняная или деревянная табличка, папирусный или пергаменный свиток, бумажная книга-блок) [14, с. 10].

История создания первой книги. В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались „живые письма” - гонцы. В истории мировой литературы был период „устной книги”. Бессмертные поэмы „Иллиада” и „Одиссея” были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды и рапсоды - древние певцы, сказители - пели их наизусть на народных празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им. По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники - разного рода зарубки, узелки и рисунки.

Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки искусства, но одновременно и зачатки письменности, ведь именно здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль. Но первый этап книги - это свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I в. до н.э. в Афинах, с мастерскими переписчиков, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки [1, с. 205].

Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение - среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с ІІІ века до н.э. использовали пергамент - материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.

Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму - рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги. Такая форма, гораздо более удобная, была применена для справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа, для духовных текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Более тысячи лет (начиная с IV в н.э.) переплетенный пергаментный манускрипт был в руках духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском. Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг. Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным, богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Создавались героические эпосы (наиболее известный - „Песнь о Нибелунгах”) [9, с. 65].

Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина составляли энциклопедию знаний для православных христиан.

Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал - бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые „издания” для повседневного пользования (например, часословы). С их появлением университеты организовали для своих студентов переписывание учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же часть своего бюджета, что и его собрат в ХХ в. Удешевление книг расширило круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и частных библиотек. Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели - дворяне и буржуа, торговцы и чиновники - в повседневной жизни не имели вкуса к латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также книги для отдыха, увлекательный вымысел - и все это на добром романском языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный сдвиг в развитии книги - книгопечатанье [14, с. 32].

Первые книги напечатанные кириллицей. Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе: Италия (1465 г.), Швейцария (1468 г.), Франция, Венгрия, Польша (1470 г.), Англия, Чехословакия (1476 г.), Австрия, Дания и. Книги, изданные по 31 декабря 1500 г., принято называть инкунабулы, по-латыни - „в колыбели” то есть в колыбели книгопечатания. Европейские книги, напечатанные с 1501 по 1550 гг. включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания. К 1500 г. в Европе было издано более десяти миллионов экземпляров книг [9, с. 365].

Бродячие печатники с оборудованием за плечами или в ручной тележке посещали монастыри, университеты, замки феодалов и жили там, удовлетворяя потребность в печатной продукции. Подсчитано, что за период инкунабул всего существовало 1099 типографий. Они, правда, быстро разорялись, и к началу XVI века в Европе их осталось двести. Уцелели те из них, что пользовались поддержкой богачей и знати. Любовь к печатным книгам распространилась в обществе. Стало модно быть библиофилом, герцоги и архиепископы в качестве развлечений занимались книгоизданием или переплетным искусством.

Эпоха инкунабул (книга, издание, напечатанное с наборных печатных форм в начальном периоде книгопечатания) и палеотипов - это время совершенствования печатного мастерства. Начинается практика печатной иллюстрации в книге. Стали применять ксилографию - гравюру на дереве.

Одна из первых иллюстрированных книг - С. Бранта „Корабль дураков” (Базель, 1494 г.) - была украшена гравюрами А. Дюрера. В Италии была изобретена гравюра на меди, которая стала родоначальницей глубокой печати. Гравюру различной техники стали применять для печатания заставок, инициалов, иллюстраций и прочих украшений книги. Владелец типографии в Венеции, знатный и богатый человек, наладил выпуск книг, которые называют альдины. Его имя - А. Мануций (1450-1515 гг.). Он поставил дело подготовки книг на научную основу. Тридцать виднейших ученых собирались у него обсуждать издаваемые книги, редактировать их. Этот кружок получил название „Новой академии”, а его издания прославились тщательной подготовкой и оформлением. Шрифт инкунабул по рисунку напоминал почерк рукописных книг [1, с. 96].

В типографии А. Мануция художники, подражая античным образцам, придумали простой и красивый шрифт антиква. Начал применяться наклонный и беглый шрифт курсив, предназначенный для выделения той или иной мысли в тексте. Чтобы конкуренты не могли подделать его издания, Мануций рассылал каталоги с указанием цен, помещал на книгах издательскую марку. На ней был изображен дельфин, обвившийся вокруг якоря. Старший Альд и его наследники выпустили более тысячи разнообразных книг; это были роскошные издания для богатых покупателей. Для альдин, как и вообще для инкунабул, были типичны форматы ин-фолио (1/2 листа), ин-кварто (1/4 листа). Тиражи были невелики, традиционный тираж - 275 экземпляров. Инкунабулы были сравнительно недорогими. Один епископ в письме папе сообщает, что печатные книги раз в пять дешевле рукописных. Первые инкунабулы, напечатанные кириллицей для православных славян, появились в Кракове в конце XV века. Их печатником был

Ш. Фиоль (1525 г.), родом из немецкой земли Франконии. Он принадлежал к Краковскому цеху золотых дел мастеров, в Краков прибыл в 1470-е гг. и, пользуясь покровительством и денежными средствами банкира Я. Турзо, основал типографию. Кириллический шрифт изготовил Р. Борсдорф, который бывал в Москве и знал славянские книги. Ш. Фиоль хорошо знал потребность в богослужебных книгах на славянском языке, поэтому первыми изданиями были литургические книги - „Октоих” (1491 г.) и „Часослов” (1491 г.). Они были напечатаны в два цвета - черной краской и киноварью. Две другие книги - „Триодь постная” и „Триодь цветная” - вышли около 1493 г. Преследования со стороны краковской инквизиции прервали деятельность Ш. Фиоля, и его типография прекратила существование. В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в монастыре в Цетинье, основанная Иваном Црноевичем и продолжившая работу под руководством его сына Джурджа Црноевича. Это была первая государственная типография на Балканах (территория современной Румынии) [23, с. 40].

Первой православной книгой, выпущенной в этой типографии, был „Октоих первогласник” (1494 г.). Помимо канонических текстов церковных песнопений, в ней помещались ветхозаветные сюжеты. Второй черногорской инкунабулой был „Октоих пятигласник”. В нем содержится 38 страниц текста, книга украшена гравюрами, отпечатанными с деревянных досок, как большинство старопечатных славянских книг. Псалтырь (1495 г.) содержит, помимо традиционных текстов, месяцеслов и пасхалии (таблицы, помогающие вычислить день Пасхи). Последнее издание - Требник, напечатан в 1496 г., после чего типография была закрыта. В 1516 г. в Праге открылась славянская типография, которую основал ученый-медик, выпускник Краковского университета Франциск Скорина. Вскоре вышла его первая кириллическая книга „Псалтырь” (1517 г.), напечатанная на церковнославянском языке кириллическим шрифтом. Эта книга была популярна среди славянских народов и бытовала преимущественно в рукописном виде. Печатная „Псалтырь” на долгие годы служила пособием при обучении грамоте. Здесь же в Праге у

Ф. Скорины родился замысел перевести и издать Библию, Книгу Судей, Бытие, Левит, Числа и другие. Осуществить замысел до конца Ф. Скорина не смог.

В 1522 г. он перебрался в Вильно, где выпустил в 1523 г. „Малую подорожную книжку” - сборник религиозных и светских произведений, а в 1525 г. напечатал свое последнее издание - „Апостол”. Уже в инкунабульный период первопечатники стремились к усовершенствованию книги, техники ее набора, украшения [1, с. 198].

Мастерство типографов проявилось в первых миниатюрных печатных книгах. Молитвенник, отпечатанный в Антверпене в 1487 г. Герардом Леу, был размером 70х48 мм. Миниатюрный Молитвенник Петерса Ос ван Бреда, выпущенный в 1488 г. в городе Цволле (Нидерланды), имел формат 98х65 мм. Украшением книги занимались переплетчики. Наиболее известными были мастерские Х. Бирка (Лейпциг), Я. Краузе (Германия), И. Бернгарда из Герлица.

Рукописная книга XI-XV веков. Древнейшие славянские рукописные книги известны были еще с Х, ХI веков. Самой ранней из них является Остромирово Евангелие (1056-1057 гг). В XIV веке некоторые южнославянские книги стали писать на бумаге, однако окончательный переход на нее произошел в XV веке. Хотя и в этом столетии еще применялся пергамент, но использовался все реже. По содержанию рукописные книги периода Древней Руси преимущественно духовные, связаны с христианским вероучением. Но есть среди них и светские произведения - летописно-исторического, делопроизводственного и научного характера. Существование древнерусских рукописных книг обусловлено потребностью в них, связанной с введением христианства на Руси и необходимостью отправления религиозного культа в церквях и монастырях, а также поддержания православного благочестия в семье и быту. Сферой деятельности, обеспечивающей достаточное количество рукописных книг, была система книгописных мастерских при государственных (княжеских) канцеляриях. Перепиской книг и художественным оформлением занимались монахи, церковнослужители и светские люди. Дошедшие до нас сведения о деятельности книгописных мастерских свидетельствуют о достаточно разнообразном характере переписывания книг. В основном это были переводные исторические хроники жития, летописи, поступающие из Византии и Болгарии. Начиная с XI века появилась оригинальная литература: „Повесть временных лет”, „Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона. Были и художественные произведения, в частности, книги Кирилла Туровского [22, с. 60].

В X-XI веках книга была главным образом инструментом религиозной пропаганды, образования, а также духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем, книга, дошедшая до нас с самых древних времен, есть основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.

К XV веку Русь полностью пережила потрясения Батыева погрома и вступила в новую стадию развития книжности, была способна к созданию памятников мирового уровня. Не случайно рубеж XIV-XV веков окрашен сменой художественного стиля оформления русских книг.

Главными лицами в создании книги XIII-XV вв., конечно же, являлись писцы. Но не только они одни. Если рукопись была выполнена исключительно писцом, без привлечения мастеров для оформления, то она была нужна в основном для домашнего, келейного чтения. Если же книга предназначалась для торжественного чтения при богослужении или создавалась для особого вклада, например, по заказу князя или архиерея, то для ее изготовления привлекались „златописцы”. Таково, например, Сейское Евангелие, сделанное по личному заказу Ивана Калиты. Нередко в книгах приводились имена их заказчиков. Записи о заказчиках позволяют не только представить социальный состав потребителей книги, но и цели, причины создания тех или иных рукописей: обетные, во исполнение каких-то клятв, для спасения от бед, для пополнения „комплектов” книг, необходимых для богослужения или монашеского делания; политические - с целью получения расположения какого-либо лица, распространения влияния с помощью дорогого подарка. Встречаются записи, свидетельствующие о библиофилии и обычном стремлении человека приобрести любимое им произведение [26, с. 34].

В целом в оформлении и репертуаре русской книги XIV-XV вв. наблюдается, с одной стороны, возрождение традиций Киевской Руси, а с другой - тяготение к греческим и югославянским образцам, что позволило многим ученым характеризовать книги этой эпохи как отражение русского предвозрождения.

Золотой век русской литературы с середины XVIII века до конца XIX. Вторая половина XVIII века - это подъем русской науки и культуры, успехи в книгопечатании и книжной торговле. Расширяется деятельность казенных типографий, перед которыми была поставлена задача „стараться переводить и печатать книги гражданские различного содержания, в которых бы забава и польза соединены были”. С этого времени социальная роль книги резко увеличивается. При Иване Грозном книга должна была играть объединяющую роль, далее ее назначение было просвещение людей - и опять же с подачи правительства. И типографии были только казенные. К концу XVIII века русское общество достигло той стадии развития, когда оно уже само могло самостоятельно мыслить, без контроля и давления государственной власти. Теперь не только правительство, но и просвещенное общество осознает социальную роль книги. Большой приток информации из западноевропейских стран, несущей в себе новые идеи устройства общества, позволил мыслящим русским людям взглянуть на Россию как бы со стороны, увидеть пороки общества. Начинается процесс нарастания оппозиционных мнений. А инструмент у оппозиции в условиях самодержавия только один - книга. Именно с этого времени у печатного слова в русском обществе появляется особый статус. Именно с этого времени можно начать историю такой науки как социология книги, выделившуюся в специальное направление в 70-е годы ХХ века.

Екатерина II положила начало изданию литературно-публицистических журналов. „Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут” - рассуждала она, учреждая свой журнал „Всякая всячина” (1769). Именно эти журналы, по словам Бутенко И.А., уже с 40х годов XIX столетия являли собой не только и не столько издания, посвященные литературной критике, сколько общественные каналы выражения определенных политических взглядов [24, с. 10].

В этом же, 1769 году открывает свой журнал „Трутень” „ревнитель русского просвещения” Николай Иванович Новиков. Именно этот журнал стал первым носителем оппозиционной мысли, вступив в полемику со „Всякой всячиной” по острым общественно-литературным вопросам, что вызвало гнев императрицы и последующие цензурные ограничения. Однако политическая и гражданская позиция Новикова завоевала множество приверженцев. И вскоре после закрытия „Трутня” журнал зарегистрировали под новым названием „Пустомеля”. На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, но это не спасло, и журнал закрыли. Та же участь постигла и следующую „модификацию” журнала - „Живописца”. Идейные взгляды Новикова расходились со взглядами господствующей власти, и в 1792 году Николай Иванович был заточен в Шлиссельбурскую крепость. Последние годы Новикова прошли в родовом имении, где его, старого и больного

Навещали только родственники и друзья.

В 1783 году был издан указ „О вольном книгопечатании”, дававший право на открытие частных типографий. Для издания бесцензурных книг открыл свою типографию А.Н. Радищев, которого впоследствии за книгу „Путешествие из Петербурга в Москву” Екатерина назвала „бунтовщиком хуже Пугачева”. Радищев был заключен в Петропавловскую крепость.

Арест и заключение Новикова и Радищева - первые в истории России аресты за неугодную правительству книгу. При Павле I множество иностранных книг было запрещено к ввозу, тысячи книг - сожжены. В 1804 году принят первый цензурный устав. С 1807 года, параллельно с официальной цензурой Министерства народного просвещения стала развиваться особая цензура тайной полиции. Все эти факты лишь подтверждают ту огромную роль, которую с конца XVIII века стала играть книга в России (разумеется, речь идет о просвещенном дворянском обществе, крепостные крестьяне в большинстве своем были неграмотны, а простые люди довольствовались религиозными лубочными изданиями). Несмотря на все большее свирепствование цензуры (а при Николае I Россия вообще превратилась в полицейское государство), XIX век был назван „золотым веком русской литературы”. В нем творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь и многие другие выдающиеся писатели, поэты и литературные критики. Росла численность пишущей и читающей публики. Период политической реакции стал временем расцвета искусства, и, прежде всего искусства слова. Неудивительно, что уже к середине XIX века в России сложилось особое отношение к печатному слову (в первую очередь, к художественному). Интеллигенция, активно читающая и пишущая, исполняла роль, отводимую в гражданском обществе оппозиции. В связи с длительным существованием цензуры, отсутствием политических партий литературное творчество несло исключительную идеологическую нагрузку. Оно оставалось единственной возможностью выразить взгляды, отличные от общепринятых. При этом авторы нередко прибегали к эзопову языку, что создало особую практику вдумчивого чтения, чтения между строк. Читатель стремился извлечь из текста нечто, не сказанное писателем прямо в силу цензурных ограничений, а „зашифрованное” им так, чтобы можно было понять намек, то есть значительно больше непосредственно напечатанного. Тем самым подобное чтение становилось в значительно большей мере творческим актом, диалогом, в котором читатель играет весьма активную роль. Статус „серьезной” литературы на протяжении более чем столетия оставался в России таким высоким именно в связи с ее обращением в художественной форме к таким проблемам, которые в литературе ни в одной стране мира не обсуждались. Это же обстоятельство придало особый статус и литературно-художественной критике, статус, сохранившейся до середины 90-х годов ХХ века. Конечно же, это касалось далеко не всех читателей. Массовое чтение отнюдь не сводилось к потреблению изданий, носивших на себе печать той или иной идеологии, выражавших ту или иную социальную тенденцию. Говоря о русской культуре и о традиции вдумчивого чтения, о традиции отношения к книге, как к большой ценности (только русские люди в течение всей своей жизни собирают „домашнюю библиотеку”, на Западе это не принято) большинство исследователей имеют в виду интеллектуально нагруженные слои общества [2, с. 20].

Книга XX века. После Февральской революции социальная роль книги в российском обществе резко изменилась. Практически единственным достижением Временного правительства было введение относительной свободы печати, в связи, с чем резко возросло количество изданий. Роль печатного слова как оппозиции существующему режиму и его идеологии потеряла свою актуальность, так как реально появились политические свободы. Каждая партия должна была сконцентрировать внимание на „себе”, своей программе. И литература, издаваемая в то время, носила ярко выраженный агитационный характер. Это были не книги, даже не журналы, а газеты, листовки. И спрос на книги тоже изменился. Книготорговец из Горловки сообщал, что среди рабочих поразительный спрос на книги, причем требуют политические. Когда к власти пришла партия большевиков, одним из первых ее законодательных актов был Декрет о печати (от 27.10.1917 г.), по которому контрреволюционные органы печати подлежали закрытию. И далее все 70 лет советской власти шла попытка сформировать нового человека, и главную роль в этом должна была играть книга. В самые первые годы советской власти особое внимание уделялось изданию книг, адресованных низовому читателю. Для этого создавались специальные издательства: „Безбожник”, „Красная новь”, „Долой неграмотность”. Все решения в этих издательствах о том, что издавать или не издавать принимались по команде АГИТПРОПа [23, с. 49].

В 1919 году была в первый раз проведена централизация издательского дела, так как стояла задача создать новую книгу для всего советского общества. Была цензура, не допускающая какие-то книги к печати, но такого, чтобы любой писатель, художник, критик должен, именно должен славить существующую власть, такого не было никогда. Не потребитель (читатель), а директивные органы определяли характер книжного выпуска. Конечно, были и успехи в распространении культуры, в книгопечатанье, в книгоиздательской деятельности.

В 1920 году из тысячи человек грамотными были только 320, то есть 68% населения России было неграмотным. Это проблема была довольно быстро разрешена, и книги стали издаваться больше чем на 100 языках. Было создано несколько новых алфавитов для народностей, не имевших до революции письменности вообще. Известен успех, достигнутый в издании детской книги в издательстве Клячко Л.М. И в целом, не одно поколение советских людей было воспитано на многих прекрасных книгах советских писателей. Классики издавались и переиздавались миллионными тиражами. Перенасыщенность литературы идеологией привела к тому, что в 60-е годы в Советском Союзе было два вида литературы: официально издаваемая и так называемый самиздат - самостоятельно печатаемая и переплетаемая запрещенная литература. И наиболее образованная часть общества, интеллигенция стремилась „достать” именно самиздатовскую литературу. Судя же по советской статистике, наибольшим спросом пользовались сочинения Маркса и Энгельса [14, с. 12].

В 60-х годах ХХ века во всем мире исследования книги и личности читателя становится более многоплановым. Это во многом обусловлено „революцией свободного времени”, ростом его продолжительности, развитием индустрии досуга. Кроме того, произошли и другие изменения. На Западе конфликт поколений выдвинул на первый план проблему отцов и детей, вопросы, связанные с преемственностью в освоении культуры и разрывами в культурной традиции.

Проблемы, связанные с качественными и количественными характеристиками чтения, вызывают особый интерес также в связи с расширением сферы применения новых средств коммуникации. Специалисты стали скептически относиться к традиционным печатным формам хранения и распространения информации. Все чаще и громче зазвучали голоса тех, кто утверждал, будто печать исчерпала свои возможности и обречена на забвение. Да, в мире книг и чтения на исходе ХХ века наметились серьезные изменения. Все меньше становится социальная роль книги. Если прежде можно было безоговорочно согласиться со словами известного отечественного исследователя Н. Рубакина о том, что „ничто не характеризует степень общественного развития, как уровень читающей публики”, то теперь это утверждение приобрело иное значение. Из напряженного труда души чтение для многих превратилось в сопутствующее занятие (на Западе это произошло раньше). Интерес к „серьезной” литературе проявляет незначительная часть населения, и она все уменьшается. Предметом чтения становятся все чаще краткие жанры - инструкции, в том числе экранные, объявления, правила. Ни времени, ни душевных сил на вдумчивое чтение, на сопереживающее восприятие у читателя не хватает, поскольку в качестве источника переживаний теперь потребляются всевозможные специализированные издания, в том числе философские трактаты, Библия, Коран, сборники анекдотов, комиксы, хроники происшествий, наконец, телесериалы. Чтение стало в значительно большей степени ориентировано на удовлетворение не столько эстетических, сколько информационно-прагматичеких потребностей. Распространение новых технологий неизбежно приводит к снижению тиражей книгоиздания и читательской активности. Это не дает оснований говорить о кризисе чтения. Оно несет в себе иное содержание и иные смысловые нагрузки.

Основной тенденцией последних лет стала утрата печатным словом и чтением их исключительной роли, особенно в российском обществе. Художественная литература, печать в целом перестали быть по крайней мере главным источником для обсуждения глобальных и общечеловеческих проблем, в значительной мере потесненные аудиовизуальными, а позже и интерактивными средствами коммуникации. И тем не менее в круге массового чтения благополучно сосуществуют не только образцы „бульварного чтива”, но и то, что всегда было принято называть „серьезной” литературой [26, с. 81].

 


1.2 Понятие „Живопись”

 

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественном произведении, созданном живописцем, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространств, глубину и световоздушную среду. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности истинных процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием [4, с. 13].

Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт). Различают живопись: монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки; станковую (картины), обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле; декорационную (эскизы театральных и кино декораций и костюмов); иконопись; миниатюру. К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, живопись красками на воде по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками. Непосредственно с живопись смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись художественные задачи. Для исполнения живописных произведений используют также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Цвет является наиболее специфическим для живописи выразительным средством. Его экспрессия, способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразительные, выразительные, и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит). Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их 242 оттенка (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция обеспечивает определенное колористическое единст

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...