Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1. Зубчатая передача




Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

________________________________

 

 

Т. В. Вельгодская, Н. В. Ковалева, Д. Б. Гриц

 

 

ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН

СИНТЕЗ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

 

Часть  2

 

 

Омск  2023

 


УДК 621. 01 (075. 8)

ББК 34. 412я73

    В28

 

Теория механизмов и машин. Синтез зубчатых передач. Часть 2: Учебное пособие к выполнению курсовой работы по дисциплине «Теория механизмов и машин» / Т. В. Вельгодская, Н. В. Ковалева, Д. Б. Гриц; Омск: Русь, 2023. 30 с.

 

В учебном пособии рассмотрен синтез цилиндрической прямозубой передачи по заданным передаточному отношению, числу зубьев ведущего колеса и модулю зацепления. Дана методика расчета и построения профилей зубьев колес нулевого и неравносмещенного зацеплений.

Учебное пособие предназначено для студентов 3-го курса, обучающихся по специальностям «Локомотивы», «Вагоны», «Электрический транспорт железных дорог», «Технология машиностроения», «Высокоскоростной наземный транспорт» и направлениям «Конструкторско-технологическое обеспечения машиностроительных производств», «Наземные транспортно-технологические комплексы» очной, заочной и дистанционной форм обучения.

 

Рецензенты: доктор техн. наук, профессор А. А. Рауба;

     доктор техн. наук, профессор С. А. Макеев.

 

 

Ó Русь, 2023

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….
5. Синтез зубчатых механизмов……………………………………………. …..
5. 1. Зубчатая передача………………………………………………….. …..
5. 2. Методы синтеза механизмов с высшими кинематическими парами...
5. 3. Основная теорема зацепления…………………………………………
5. 4. Эвольвента и ее свойства………………………………………………
5. 5. Линия зацепления и угол зацепления…………………………………
5. 6. Проектирование цилиндрической зубчатой передачи………………
5. 7. Нулевое зубчатое зацепление………………………………………….
5. 8. Неравносмещенное зубчатое зацепление……………………………..
5. 9. Выбор коэффициентов смещения режущего инструмента…………..
5. 10. Построение активной части линии зацепления и рабочих участков профилей зубьев обоих колес………………………………………………….
5. 11. Определение качественных показателей зацепления……………….
Вопросы для подготовки к защите второй части курсовой работы (проекта)…………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….

 


 
 

 


Введение

 

Создание новых машин, приборов, автоматических устройств, отвечающих современным требованиям, основано на достижениях фундаментальных и прикладных наук.

Теория механизмов и машин – наука об общих методах структурного и динамического анализа и синтеза различных механизмов. Излагаемые методы пригодны для проектирования любого механизма.

Наряду с изучением курса «Теория механизмов и машин» предусматривается обязательное выполнение курсового проекта по этой дисциплине. Курсовое проектирование способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, а также применению этих знаний к решению задач по исследованию и расчету машин и механизмов.

В настоящее время в инженерных расчетах широко применяются ЭВМ, использование которых позволяет проектировать механизмы более рациональными, многократно повысить точность, подобрать на стадии проектирования необходимые параметры.

Курсовой проект содержит задачи по исследованию и проектированию механизмов двигателя внутреннего сгорания, топливного насоса дизеля, поперечно-строгального станка, механизма подачи станка-автомата, выталкивающего механизма пресса СП-2, привода качающегося конвейера, камнедробилки и др.

Решение поставленных задач осуществляется вручную с последующей проверкой на ЭВМ.

Выполненный курсовой проект должен быть дифференцированно защищен на кафедре. После этого студент допускается к сдаче экзамена по курсу.

Настоящие методические указания предлагаются студентам Института наземных транспортных систем и Института электрического транспорта и систем энергообеспечения для выполнения курсовой работы.


5. СИНТЕЗ ЗУЬЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

 

Синтез зубчатых передач состоит в выборе и определении:

– схемы механизма;

– вида зацепления;

– профиля зуба;

– числа ступеней;

– передаточного отношения и разбивка его по ступеням;

– качественных показателей зацепления;

– метода изготовления зубчатых колес.

Преимущества зубчатых механизмов:

– компактность;

– высокий КПД;

– надежность и долговечность;

– жесткая кинематическая цепь;

– обеспечение постоянного передаточного отношения;

– работа в большом диапазоне скоростей;

– простота изготовления и обслуживания [4].

 

5. 1. Зубчатая передача

 

Зубчатые механизмы предназначены для передачи вращения от одного вала к другому. Они применяются в лебедках, кранах, автомобилях в виде коробки скоростей и в других устройствах. Это передачи с высшими кинематическими парами, преимущество которых состоит в теоретически точном преобразовании движения.

В промышленности применяются механизмы с колесами нулевого эвольвентного профиля, но практика показала, что иногда целесообразно применять исправленный профиль (неравносмещенный) с целью улучшения качества работы передачи.

В курсовой работе (проекте) выполняется расчет и построение профилей зубьев для нулевого и неравносмещенного зацеплений.

Два колеса в зацеплении образуют зубчатую передачу, основным параметром которой является передаточное отношение.

Передаточное отношение одной пары колес определяется:

1) как отношение частоты вращения ведущего вала (n1) к частоте вращения ведомого вала (n2)

                                              (5. 1)

2) как отношение величины угловой скорости ведущего вала ( ) к величине угловой скорости ведомого вала ( )

                                             (5. 2)

3) как отношение чисел зубьев ведомого колеса (z2) к числу зубьев ведущего колеса (z1)

                                               (5. 3)

4) как отношение величины радиуса начальной окружности ведомого колеса ( ) к величине радиуса начальной окружности ведущего колеса ( )

                                              (5. 4)

Знак « + » обозначает, что оба колеса вращаются в одну сторону (внутреннее зацепление), см. рис. 5. 1, б.

Знак « – » обозначает, что колеса вращаются в разные сторон (внешнее зацепление) см. рис. 5. 1, а.

 

а б

Рис. 5. 1

Различают одноступенчатые передачи, в которых только два звена с неподвижными осями вращения и стойка (опора) рис. 5. 1, и многоступенчатые, в которых звеньев с неподвижными осями больше двух (рис. 5. 2).

Рис. 5. 2

 

Одной парой колес практически невозможно осуществить большое передаточное отношение. В таких случаях прибегают к устройству многоступенчатой передачи: располагают между ведущим и ведомым валами один или несколько промежуточных валов, которые называются паразитными (рис. 5. 2), и вращательное движение передается последовательно от одного вала к другому. В такой передаче на каждом валу (валы В и С) располагаются два колеса, из которых одно является ведомым (z2 и z4), воспринимающим движение от предыдущего вала, а другое ведущим (z3 и z5), передающим движение следующему валу (четные индексы у ведомых колес, нечетные – у ведущих).

При такой передаче можно получить большое передаточное отношение. Обозначив угловые скорости вращения валов ꞷ с соответствующими индексами и считая вал А ведущим, а вал D ведомым, можно выразить в этой зубчатой передаче передаточное отношение (число) отношением чисел зубьев и получим:

            (5. 5)

Перемножив эти равенства, после сокращения имеем общее передаточное отношение:

                        (5. 6)

т. е. отношение произведений чисел зубьев ведомых колес к произведению чисел зубьев ведущих. Это заключение верное при любом количестве промежуточных валов.

При небольших передаточных числах, осуществимых одной парой колес, используется сложная передача с промежуточным валом, если требуется, чтобы направления вращения ведомого и ведущего колес совпадали. В этом случае между ними устанавливается промежуточное (паразитное) колесо z2 (см. рис. 5. 3, а). В случае, когда расстояние между осями ведущего и ведомого валов должно быть большим, а по конструктивным соображениям большие колеса установить нельзя, тоже между ними располагают паразитные колеса z2 и z3 подходящих диаметров (рис. 5. 3, б).

а б

Рис. 5. 3

 

Рассмотрим на числовых примерах.

1. См. рис. 5. 1.       

Дано: z1=20; z2=40; n1=600 об/мин.

Определить передаточное отношение U12 и частоту вращения ведомого вала 2 (О2).

 

Решение:

1)  определяем передаточное отношение по формуле (5. 3):

т. е. второй вал будет вращаться в 2 раза медленнее.

                                                                                                                                     

2) определяем частоту вращения второго вала по формуле (5. 1):

 

2. См. рис. 5. 2.  

Дано: z1=20; z2=30; z3=40; z4=50; z5=60; z6=70; n1=600 об/мин.

Определить передаточное отношение iAD и частоту вращения вала D (вал ꞷ 4).

 

Решение:  

1) определяем передаточное отношение по формуле (5. 6)

2) определяем частоту вращения вала D (ꞷ 4) по формуле (5. 6)

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...