Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статическое изучение деятельности правоохранительных органов




Кправоохранительным органам относятся органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, военной прокуратуры и др. Им свойственны общие задачи по обеспечению правопорядка в стране и свои собственные направления работы и формы деятельности. В связи с этим изучение деятельности правоохранительных органов представляет собой сложную и многоаспектную систему. Рассмотрим аналитические возможности и статистическое обеспечение лишь некоторых направлений работы по изучению деятельности правоохранительных органов.

Согласно Закону РФ «О милиции» ее задачами являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям и учреждениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Эти задачи детализируются в обязанностях и правах милиции, которая обязана: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья; принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством; выявлять и раскрывать преступления; возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия; разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, разыскивать похищенное имущество и др.

Всего в ст. 10 упомянутого Закона перечислено 24 группы обязанностей. Для выполнения их милиции предоставляются соответствующие права. В ст. 11 Закона их перечень занимает 32 пункта, например: составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и принимать другие меры; производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия; задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям; и т. д.

В абсолютном большинстве случаев исполнение обязанностей и реализация прав милицией — это юридически значимый акт, который находит то или иное отражение в документах первичного учета и соответствующих формах отчетности.

Среди них отчеты: о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью; о работе органов внутренних дел по расследованию преступлений; об использовании сил и средств в раскрытии преступлений; о результатах работы органов внутренних дел по выявлению и раскрытию корыстно-насильственных преступлений; о работе по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности; о работе подразделений криминальной милиции по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности; об участии сотрудников ГАИ в выявлении и раскрытии преступлений; о результатах работы органов дознания; о розыске лиц, скрывшихся от дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов; о результатах работы службы досмотра органов внутренних дел на воздушном транспорте по обеспечению авиационной безопасности; о результатах работы отрядов милиции особого назначения; о профилактической работе органов внутренних дел; о результатах работы органов внутренних дел по предупреждению преступлений несовершеннолетних правонарушителей; о результатах работы центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; о работе экспертно-криминалистических подразделений; о лицензионно-разрешительной работе; о работе информационных подразделений.

Только этот свидетельствует, что в органах внутренних дел собирается огромная статистическая информация о работе различных подразделений, анализ которой не представляет особой трудности, поскольку практически не выходит за пределы имеющегося отчета.

В отчете о результатах работы отрядов милиции особого назначения указывается: число проведенных мероприятий самостоятельно ОМОНом и совместно с криминальной милицией, таможенными органами; число задействованного личного состава; число задержанных преступников, их правонарушения, изъятие у них оружия, наркотиков и т. д. Этот небольшой отчет, с одной стороны, может быть дополнен сведениями из других отчетов, с другой, — использован при изучении состояния общественного порядка, различных видов нарушений или преступлений.

Отчеты о результатах работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и о результатах работы центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей в совокупности с отчетами о профилактической работе органов внутренних дел и о лицах, совершивших преступления, где субъекты преступлений, в том числе и несовершеннолетние, распределены по полу, возрасту, видам преступлений и другим признакам, могут дать относительно полную характеристику несовершеннолетних правонарушителей, их предпреступном и преступном поведении и о работе органов внутренних дел по профилактике противоправного поведения.

В сведениях о лицах, состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, раскрывается около 60 признаков: общее число лиц, состоящих на учете, их движение в течение года, снятие с учета в связи с исправлением, осуждением и т.д.; характеристики по возрасту, образованию, занятиям, наличию родителей (опекунов); отдельно раскрываются сведения о несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений. В сведениях о результатах работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в более чем 40 признаках отражаются принимаемые меры к несовершеннолетним, главным образом, «репрессивного» характера. Говорится о направлении представлений о несовершеннолетних, помещении их в различные учреждения, составлении протоколов, направлении материалов в суд, комиссию по делам несовершеннолетних и т. п. Особо учитывается работа, проводимая с несовершеннолетними, входящими в состав преступных группировок. Примерно в таком же объеме рассматриваются результаты работы центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

Анализ работы милиции с несовершеннолетними правонарушителями в динамике, в соотношении их с численностью и распределением на анализируемой территории всех подростков в целом, наличием и поведением их родителей (опекунов), воспитательной работой общеобразовательных и специальных школ, детдомов, интернатов, учреждений специального обслуживания, органов опеки и попечительства, органов и учреждений образования и другие данные могут раскрыть многие недостатки работы с несовершеннолетними правонарушителями и выявить имеющиеся возможности по их исправлению.

В структуре задач, выполняемых органами внутренних дел, есть такие, по результатам выполнения которых судят о деятельности милиции в целом. Это уровень соответствия регистрируемой преступности на обслуживаемой территории действительному положению дел и уровень раскрываемости преступлений.

Уровень соответствия регистрируемой преступности криминальным реалиям — комплексный показатель. Он включает в себя исполнение таких важных милицейских обязанностей, как: принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, а также выявлять преступления, особенно те их виды, которые совершаются без видимых жертв; в) возбуждать уголовные дела, проводить дознание и предварительное следствие.

Борьба с преступностью или контроль над ней начинается с регистрации заявлений, сообщений или иной информации о преступлениях, на основе которых возбуждается уголовное дело или проводится предварительная проверка, по результатам которой в свою очередь возбуждается уголовное дело либо выносится постановление об отказе в его возбуждении. Добросовестная регистрация первичной информации о преступлениях и регистрация самих преступлений — акт не формальный, а сущностный. Объективность деятельности милиции и других правоохранительных органов по учету заявлений и сообщений о преступности и самих преступлений — одна из главных проблем. Она затрагивает интересы народа, национальной безопасности, государства и интересы правоохранительных органов.

Милиция и другие правоохранительные органы, которые регистрируют заявления и сообщения о преступлениях, учитывают преступность, расследуют уголовные дела и одновременно несут ответственность за рост преступности, постоянно находятся в состоянии конфликта интересов ведомства и государства, ведомства и народа.

Статистические методы представляют собой одновременно и методы изучения деятельности милиции и других правоохранительных органов по учету, а значит, и по расследованию преступлений, изобличению виновных и их наказанию с одним лишь уточнением.

Значительную долю в структуре латентной преступности занимает «незаявленная» преступность. Ее уровень прямо и непосредственно мало зависит от деятельности милиции. Сообщать или не сообщать о преступлении — право пострадавшего или иного гражданина. Уголовной ответственности за недонесение о преступлении в действующем законодательстве нет. Хотя незаявление о преступлении в значительной мере обусловлено недоверием к милиции и неверием в ее возможности, при изучении деятельности конкретных правоохранительных органов акцент должен ставиться на степень выполнения ими своих обязанностей по регистрации заявлений о преступлении и самих преступлений.

Важнейшая обязанность милиции — выявление преступлений. Она имеет особое значение при преследовании преступлений против государства, государственной собственности, экономических, экологических, коррупционных и иных деяний. Выполнение этой обязанности отслеживается в документах первичного учета и в ряде отчетов непосредственно и опосредованно.

В отчете о работе подразделений криминальной милиции 18 разделов, в которых раскрываются сведения: о выявленных преступлениях; об изъятии имущества, денег, ценностей; о распределении этих деяний по отраслям народного хозяйства; об участии различных служб и органов в выявлении указанных деяний; о выявленных правонарушителях; о должностных лицах, совершивших преступления с использованием должностного положения; о потерпевших (юридических и физических лицах); о преступлениях в кредитно-финансовой сфере, на потребительском рынке, во внешнеэкономической деятельности, с валютными ценностями, приватизацией, изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг и др. Отчет содержит около 4200 признаков.

В сочетании с другими отчетами объем информации доходит до 10 тыс. Однако такое подробное статистическое описание отражает работу лишь по выявленным преступлениям, удельный вес которых в структуре реальной экономической преступности не превышает 4–5%. Это обусловлено объективными и субъективными возможностями подразделений милиции по борьбе с экономическими преступлениями. Они выявляются, главным образом, на основе поступающих сигналов от граждан, должностных лиц, других служб правоохранительных органов, средств массовой информации и иных источников, а не путем каких-либо тотальных проверок.

В статистической карточке на выявленное преступление учитываются те, кто выявил преступление: следователь прокуратуры, органов внутренних дел; сотрудники криминальной милиции (подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной и экономической преступностью, с преступными посягательствами на грузы; уголовный розыск, оперативно-розыскных подразделений); сотрудниками милиции общественной безопасности (ГАИ, участковые инспекторы, органы дознания, патрульно-постовая служба, ОМОН, подразделения предупреждения преступлений несовершеннолетних, вневедомственная охрана, дежурные части); подразделениями собственной безопасности; частными детективами или охранными службами и другими лицами. Поэтому при статистическом анализе деятельности соответствующих подразделений криминальной милиции есть необходимость соотнести данные отчетов и сведения других отчетов.

Важный показатель работы правоохранительных органов — раскрываемость преступлений. По действующему учету и отчетности она представляет собой отношение числа раскрытых деяний к числу расследуемых, выраженное в процентах:

Сведения о раскрытии преступлений формируются на основе статистической карточки о результатах расследования преступлений. В соответствии с Инструкцией о едином учете преступлений деяние может быть учтено как раскрытое только в случаях, когда: уголовное дело по обвинению лица, совершившего преступление, закончено производством и обвинительное заключение утверждено прокурором с направлением дела в суд; лицо, совершившее преступление, установлено, но с согласия прокурора уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям с освобождением лица от уголовной ответственности; лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, но с согласия прокурора без возбуждения уголовного дела освобождено от уголовной ответственности; лицо, совершившее преступление, установлено в процессе протокольной формы досудебной подготовки материалов, и они с санкции прокурора направлены в суд; уголовное дело прекращено в связи с изменением обстановки, истечением срока давности, актом амнистии, а также в отношении умершего лица.

Нераскрытым считается такое преступление, уголовное дело по которому приостановлено в связи с тем, что обвиняемый скрылся от следствия или суда или когда по иным причинам не установлено его местопребывание, а также в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В число нераскрытых преступлений включаются все преступления, дела о которых впервые приостановлены в данном отчетном периоде, независимо от времени возбуждения уголовного дела и времени регистрации данного преступления.

К расследованным преступлениям в данном случае относятся преступления, уголовные дела (материалы) по которым направлены в суд, прекращены производством, а также по материалам о которых, с согласия прокурора, отказано в возбуждении уголовного дела (за исключением случаев прекращения уголовных дел или отказа в возбуждении уголовных дел по реабилитирующим основаниям и основаниям, исключающим уголовную ответственность).

В настоящее время раскрываемость определяется как отношение раскрытых преступлений из числа зарегистрированных в отчетном периоде к общему числу всех зарегистрированных в том же отчетном периоде. Подобный расчет не включает в себя преступления и раскрытые деяния, которые были учтены в прошлые годы (они учитываются отдельно). Такой подход более объективен в связи с соблюдением принципа построения учета в строгих рамках отчетного периода. Различия между показателями, рассчитываемыми разными методами, могут быть не так велики, поскольку с прибавлением раскрытых дел за счет прошлых лет увеличивается и число расследуемых дел за счет тех же прошлых лет. При анализе раскрываемости, особенно при сопоставлении сведений, следует помнить об этом. В 2004 г. было раскрыто 70,9% преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких — 60,7%, совершенных в особо крупных размерах — 88,2%, преступлений экономической направленности — 91,3%, связанных с незаконным оборотом наркотиков 96,9%, связанных с незаконным оборотом оружия — 98,0%. Самый низкий процент раскрываемости был по кражам из квартир (53,8%). Раскрываемость по линии милиции общественной безопасности (по делам, когда предварительное следствие необязательно) составляет 93,9% и по линии криминальной милиции (предварительное следствие обязательно) — 64,6%.

Реальная раскрываемость преступлений, представляющая собой отношение раскрытых деяний к фактически совершенным (т. е., к зарегистрированным и латентным), в несколько раз ниже формальной. Таким образом, приближение формальных показателей раскрываемости преступлений к реальным тесно связано с уровнем латентной преступности.

Показатели уровня преступности и ее раскрываемости являются главными при оценке деятельности правоохранительных органов. Поскольку между уровнем учтенной преступности и раскрываемостью преступлений существует сильная обратная корреляционная зависимость, то неполнота и необъективность одних данных существенно влияет на другие

Манипуляции в уголовной статистике подрывают доверие населения к правоохранительным органам, что в свою очередь снижает заявляемость о преступлениях, а последнее, по законам обратной связи, приводит к «улучшению» показателей результативности борьбы с преступностью.

Изучение деятельности правоохранительных органов по регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, по выявлению преступлений, регистрации преступлений и их раскрываемости должно быть особенно полным, взаимосвязанным и критичным. В структуре преступности, при ее общем снижении, растет доля малозначительных деяний, совершенных в условиях очевидности, регистрируемых милицией общественной безопасности, по которым проведение предварительного следствия необязательно. При изучении структурных относительных показателей установлено, что распределение различных видов преступлений в структуре всей преступности имеет некоторую устойчивость. Относительный рост очевидных преступлений небольшой тяжести и снижение тяжких и особо тяжких преступлений в современных условиях вряд ли может быть стихийным, что не может не сказаться на уровне раскрываемости.

При расширении статистических сопоставлений раскрываемости с уровнями отдельных видов преступлений, характеристикой правонарушителей, преступностью в отдельных районах, городах и населенных пунктах области, качеством регистрации заявлений и сообщений о преступлениях и самих преступлений, отказными материалами, жалобами пострадавших можно получить более полную картину о реальной и формальной раскрываемости преступлений.

При изучении деятельности правоохранительных органов существенное место занимает анализ следственной работы. Он касается следственных подразделений органов внутренних дел (около 90%), прокуратур, федеральной службы безопасности. органов военных прокуратур.

Подобный анализ базируется на информации, получаемой из статистических карточек о результатах расследования преступления и отчете о следственной работе. Последний входит в ведомственную государственную отчетность и является информационно емким. Он включает в себя 12 разделов с более чем 1200 единицами информации: об окончании следователями дел (без повторных) по видам преступлений; окончании дел дознавателями и завершении протокольных производств (без повторных) по видам преступлений; о работе следственного аппарата и органов дознания (с повторными делами и протокольными формами); сроках расследования уголовных дел; расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними; дополнительных расследованиях; задержании подозреваемых в совершении преступлений; об основаниях прекращения уголовных дел в процессе следствия и дознания; о работе следственного аппарата и органов дознания и т. п.

Обширная информация в документах первичного учета и в самой отчетности по этому вопросу позволяет получить более или менее достоверные данные о реально проделанной следственной работе. Следственная и дознавательская работа ведутся по официально возбужденным делам и в строго процессуальной форме, в связи с чем манипуляции со статистикой в этом случае менее возможны. Получаемые сведения вполне сопоставимы со статистическими данными о преступлениях, лицах, их совершивших, со статистикой осужденных и т. д. Сопоставительный анализ сведений о следственной работе с другими показателями уголовной статистики позволяет получить достаточно полную картину о деятельности следователей и дознавателей.

Существенное значение в практической правовой статистике имеет количественный анализ работы прокурора. Он базируется, главным образом, на данных отчета о работе прокурора, который также входит в ведомственную государственную статистическую отчетность. В отчете отражены все функции деятельности прокурора, предписанные законом о прокуратуре. Отчет состоит из 8 разделов и содержит около 1800 признаков, характеризующих прокурорский надзор за исполнением законов; соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (надзор за законностью возбуждения и прекращения дел, приостановления следствия и дознания, за соблюдением законности в стадии ведения следствия и дознания, законностью арестов и задержаний, а также об участии прокурора в судебном рассмотрении жалоб на содержание под стражей); за исполнением законов в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера; данные об участии прокурора в арбитражном судопроизводстве (иски, заявления, жалобы, представления и протесты прокурора); сведения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве (участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в судах, его иски и заявления в порядке гражданского и уголовного судопроизводства, протесты прокурора); данные об участии прокурора в уголовном судопроизводстве (участие прокурора в рассмотрении дел судом, протесты прокурора, результаты опротестования судебных постановлений); информация о работе прокуратуры по рассмотрению и разрешению жалоб, о гласности деятельности прокуратуры, о выступлениях прокурорских работников в средствах массовой информации.

Объем сведений, которые имеются в рассматриваемом отчете, дает возможность объективно оценить деятельность прокурора в различных формах его работы. Однако если анализируемые данные не сопоставлять с реальной криминологической и правовой обстановкой, со статистическими показателями, которые ее характеризуют, с качеством работы по соблюдению действующего законодательства во всех поднадзорных прокурору учреждениях, то можно прийти к ошибочным выводам.

Обобщающим направлением изучения работы правоохранительных органов может быть анализ эффективности деятельности правоохранительной системы в целом и ее отдельных составных частей или видов деятельности: оперативной работы, предварительного следствия и дознания, борьбы с преступностью и т. д. Под эффективностью работы понимается отношение фактически достигнутого общественно-полезного результата к той цели, которая была определена законом, а поэтому очень важно статистически соотнести фактические и планируемые результаты. Система учета и отчетности правоохранительных органов позволяет в полной мере решать и эти обобщенные задачи.

Исследование проблем юридической науки и практики правоохранительных органов предполагает осуществление анализа судимости включающего в себя изучение состояния, структуры и динамики преступности («прошедшей» через суд), осужденных, мер наказания и других аспектов, связанных с судимостью. Статистическая обеспеченность таких изучений достаточно высока. Они могут опираться на обобщенные данные, которые находят отражение в статистической карточке на подсудимого, в отчетах о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания, в отчетах об особенности применения реальных мер наказания, в отчетах о мерах наказания по наиболее тяжким преступлениям (без учета сложения), о составе осужденных и месте совершения преступлений, об осужденных по отраслям хозяйства, об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Информационный объем названных статистических документов превышает 10 тыс. признаков. Они дают возможность детально анализировать судимость в стране, регионе, городе, районе по самым разным параметрам. Статистика судимости в отличие от статистики учтенной преступности более надежна и объективна. Вместе с тем статистика судимости отражает фактические постановления судов в отношении тех или иных лиц.

Судимость как преступность, «прошедшая» через суд, и меры уголовного наказания, освобождение от наказания и оправдание невиновных можно изучать по отчетам. Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания несет в себе около 330 юридически значимых признаков. Как и учет преступности, он отражает судимость по группам (главам УК) и видам (по статьям и частям УК) преступлений. Преступность в полном объеме отражается по статьям и их частям. Судимость в полном объеме отражается лишь по главам УК, а по статьям и частям статей — лишь наиболее распространенные составы. Например, убийство отражено в двух строках: в одной — простое убийстве, в другой — убийство при отягчающих обстоятельствах. Убийство матерью новорожденного ребенка, убийство, совершенное в состоянии аффекта, совершенное при превышении необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, причинение смерти по неосторожности и доведение до самоубийства — в отчете идут одной строкой.

Такое сочетание, объединившее в себе очень несхожие умышленные и неосторожные деяния, существенно обедняет отчетность. Вместе с тем, восполнение необходимых сведений возможно, если обратиться к базам данных статистических карточек на подсудимого.

Анализируемый отчет содержит около 100 признаков, отражающих судимость по разным видам преступного поведения, его тяжести, видам вины, полу подсудимых, которые сочетаются по графам, озаглавленным по видам и мерам уголовного наказания и освобождения от него (пожизненное заключение, лишение свободы — по годам — исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, условное осуждение, освобождение от наказания по амнистии и другим основаниям, принудительные работы, оправдание, прекращение дела по реабилитирующим и иным основаниям, дополнительные наказания и др.)

Отчет, в котором отражаются особенности применения реальных мер наказания, представляет данные о распределении видов преступного поведения по 30 признакам (графам) применения уголовного наказания. К ним относятся: применение более мягкого наказания, назначение наказания ниже низшего или выше высшего предела, определение вида исправительных учреждений (воспитательная колония общего или усиленного режима, колония-поселение, колония общего, строгого, особого режима, тюрьма), назначение наказания по совокупности преступлений, виды принудительного лечения, реабилитация и основания прекращения дела.

В отчете о мерах наказания по наиболее тяжкому преступлению без учета сложения в несколько усеченном виде излагаются признаки применительно к наиболее тяжким преступлениям.

Изучение осужденных может быть построено на основе отчета о составе осужденных и месте совершения преступления. В двух его таблицах отслеживаются более 4300 признаков (соотношений). В таблице (демографические признаки) группы, виды и составы преступлений, сочетаются с различными признаками (графами), характеризующими личность осужденных по полу, возрасту, гражданству, месту проживания, статусу (беженцы, вынужденные переселенцы, бомжи), образованию, роду занятий, трудоспособности (в том числе трудоспособные без определенных занятий) и пенсионеры.

В таблице, где представлена характеристика преступления, его рецидива и повторности группы, виды и составы деяний соотносятся с их характеристикой по месту и стадиям совершения, характеру организованности при совершении преступления в группе, алкогольному или наркотическому опьянению субъекта, числу судимостей у него, характеру преступлений по прежним судимостям, порядку отбывания наказания по прежним судимостям и освобождения от него.

Характеристики осужденных и совершенных ими деяний находится в отчете о судимости по отдельным отраслям хозяйства, в котором отдельные виды преступлений (хищения, взяточничество, вымогательство, уклонение от уплаты налогов, коммерческий подкуп, нарушения правил охраны труда, безопасности движения и эксплуатации транспорта) и некоторые виды субъектов (руководители, должностные лица и т. д.) соотнесены с различными отраслями хозяйства (28 признаков). Перечень отраслей хозяйства включает в себя практически все реально существующие виды промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, водного и лесного хозяйства, финансово-кредитных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, образования, спорта и физкультуры и правоохранительных органов.

Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, дополняет многие вышеназванные показатели применительно к несовершеннолетним осужденным.

Статистические сведения к отчетам, как правило, собираются с применением электронно-вычислительной техники на безбумажной основе. Переход на машинный режим сбора данных о судимости, осужденных, мерах наказания в центре и на местах существенно повышает оперативность получения и анализа обобщенных сведений. Сведения о преступности Главный информационный центр МВД РФ в федеральном объеме получает в течение 7–10 дней после конца отчетного периода. Это дает возможность оперативно использовать их в аналитической работе в целях совершенствования управления обществом и системой правоохранительных органов.

Министерство юстиции РФ по электронной связи получает уже сформированные отчеты, где показатели граф и строк жестко связаны. Из отчетов можно узнать каково общее число лиц, осужденных за неосторожные преступления, а также как оно распределяется по видам наказания и их применения.

В базах данных судов и органов юстиции субъектов Федерации можно получить любые сочетания любых признаков, содержащихся в статистической карточке на осужденного, так как эти базы формируются на основе статистических карточек на осужденных, а не жестко запрограммированных отчетов. Объем информации в карточке — около 600 признаков, соотношение которых между собой может дать более 30 тыс. единиц информации.

Количество и качество статистических показателей о судимости, осужденных и мерах наказания открывают большие возможности для практического и научного изучения многих проблем судимости, понимаемой в широком плане. Эти возможности могут быть расширены за счет сопоставления имеющихся данных с данными других отчетов судов, прокуратур и органов внутренних дел, а также с данными демографической, социальной, экономической и другой статистики.

Особое практическое и научное значение имеет соотношение данных о судимости (преступности, «прошедшей» через суд) с данными об учтенной преступности и сведений об осужденных со сведениями о выявленных лицах, совершивших преступление. Сопоставление лишь некоторых признаков, характеризующих личность выявленных правонарушителей и осужденных, показывает, что осужденные в структуре всех выявленных правонарушителей за последние годы составляют 81,6%, что мужчины подвергаются осуждению (от числа выявленных правонарушителей) больше, чем женщины; что лица в возрасте 14-30 лет доминируют в структуре осужденных и подвергаются осуждению (от числа выявленных правонарушителей) чаще, чем лица старшего возраста; что лиц, совершивших преступление в группе и в состоянии опьянения, на 10% больше среди осужденных, чем среди выявленных правонарушителей.

Большее освобождение от уголовной ответственности до суда женщин и лиц старшего возраста может быть оценено как позитивная тенденция, а существенное превышение групповых и «пьяных» деяний в структуре осужденных, чем в структуре выявленных правонарушителей, может иметь неоднозначную оценку. Это может быть связано либо с большей репрессивностью системы уголовной юстиции к «пьяным» и групповым деяниям, либо с более легким доказыванием этих деяний на предварительном следствии и суде. Уточнение данных предположений требует более глубокого изучения проблемы и для этого есть статистические возможности.

Некоторые ответы можно получить при сопоставлении характеристик личности осужденных и выявленных правонарушителей с характеристикой подследственных из статистической карточки о результатах расследования преступления и из отчета о следственной работе. Сопоставления судимости и преступности, осужденных и выявленных правонарушителей могут привести к более серьезным выводам, однако надо помнить, что названные совокупности условно сопоставимы.

Анализ судимости по всем ее статистическим данным в соотношении с иными данными правоохранительных органов, а также с данными демографической, социальной и экономической статистики при квалифицированном использовании методов правовой статистики может способствовать выявлению многих важных фактов, тенденций и закономерностей, знание которых в управлении обществом и государством имеет важное значение.

Особое значение в комплексном статистическом исследовании проблем юридической науки принадлежит анализу работы судов, которая складывается из рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, аналитической работы и других форм деятельности.

Работа судов по рассмотрению уголовных дел — важная составляющая судебной деятельности. Формирование рыночной экономики, увеличение гражданско-правовой деятельности и повышения роли судов в регулировании общественных отношений существенно расширили сферу гражданско-правового и административного судопроизводства, уголовно-правовой аспект в работе судов остается одним из главных.

Суды, несомненно, не могут входить в систему правоохранительных органов, поскольку, они не могут нести ответственность за рост преступности, но уголовные суды — один из главных элементов в системе уголовной юстиции. Вынесение ими обвинительных приговоров и назначение уголовного наказания преступникам (как, впрочем, и вынесение оправдательных приговоров в отношении невиновных лиц) представляет собой заключительную, самую решающую и определяющую стадию в правовой борьбе с преступностью. Вне обвинительного приговора суда и уголовного наказания, им назначаемого, ни о какой борьбе с преступностью не может быть и речи. Поэтому изучение работы судов по рассмотрению уголовных дел на основе собираемых статистических показателей остается одной из актуальных научных задач.

Эта работа отражается в отчетах о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел, о работе судов по исполнению решений и приговоров, работе судов по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке, рассмотрении в кассационном и надзорном порядке дел с исключительной мерой наказания, работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора.

Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел отражает наименование уголовных дел различных категорий (по группам, некоторым видам и отдельным составам прест

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...